Нынешний саммит «большой двадцатки» в японской Осаке проходит в беспрецедентно сложной и неопределенной международной обстановке – как военно-политической, так и торгово-экономической. Участники форума оказались в буквальном смысле «в кольце фронтов», - ключевыми из которых выглядят накопившиеся противоречия между главными мировыми игроками в лице с одной стороны, США, а с другой – России и Китая. На эти противоречия «завязаны» перспективы урегулирования практически всех основных конфликтов современного мира – от нарастающей неопределенности в сфере мировой торговли, финансов и энергетики до разрешения многочисленных кризисов на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии и в Латинской Америке.
В основе подобного нарастания конфликтного потенциала лежат односторонние и зачастую малопредсказуемые действия администрации США. Президент страны Дональд Трамп – уже фактически начавший предвыборную кампанию по переизбранию на второй срок, - по сути, не делает разницы между политическим урегулированием конфликтов и двусторонними сделками, как правило, финансового характера. Последним примером стало озвученная в преддверии саммита G20 в Осаке идея администрации Белого дома добиться успеха в урегулировании палестинской проблемы посредством «вливания» в регион 50 млрд долларов.
А приоритет протекционистских мер уже во многом привел к параличу и даже к слому многих существующих многосторонних механизмов в мировых торгово-экономических делах, - что, в свою очередь, способно ударить и по американской экономике.
В этих условиях в последние дни перед нынешним саммитом президент Трамп предпринял ряд примирительных шагов, - в частности, отказавшись от военных мер против Ирана и согласившись взять паузу в «торговой войне» с Китаем.
По информации ряда американских и китайских средств массовой информации, Вашингтон и Пекин предварительно договорились взять паузу в торговой войне перед саммитом G20 в японской Осаке для того, чтобы возобновить переговоры по урегулированию споров. Как сообщает, в частности, китайская газета South China Morning Post, достигнутая к настоящему времени договоренность позволит отложить планы США по утверждению новых пошлин до 25% на китайскую продукцию еще на 300 млрд долларов. [1]
Один из собеседников китайской газеты уточнил, что решение Дональда Трампа «поставить на паузу» введение дополнительных пошлин стало ценой за то, чтобы встретиться с председателем КНР Си Цзиньпином в Осаке. Глава администрации Трампа ранее уже предупреждал, что Вашингтон введет новые пошлины на китайские товары, если Си Цзиньпин откажется приезжать на саммит G20.
«Реальность такова, что президент Трамп всегда может поменять свое мнение. Но перемирие, кажется, достигнуто», - уточнило американское издание Politico со ссылкой на собственные источники. [2]
При этом достигнутое накануне саммита в Осаке торговое перемирие лишено каких-либо примерных сроков заключения искомого соглашения. Иными словами, вне зависимости от конкретных договоренностей между Дональдом Трампом и председателем КНР Си Цзиньпином в ходе их личной встречи в Японии Вашингтону и Пекину предстоят новые переговоры. По данным источников газеты South China Morning Post, пока стороны предполагают, что для достижения торгового соглашения США и Китая будет выделено как минимум шесть месяцев.
На смягчение позиции Дональда Трампа могли повлиять и статистические данные, касающиеся динамики двустороннего товарооборота США и Китая. За первые пять месяцев текущего года он, по данным Главного таможенного управления КНР, уже сократился на 14,58% по сравнению с аналогичными периодом 2018 года, и очевидно, что в дальнейшем сокращение продолжится – учитывая объявленное в мае-июне Вашингтоном повышение пошлин с 10 до 25% на китайские товары на сумму свыше 200 млрд долларов и ответные меры китайских властей на американскую продукцию на 60 млрд долларов. [3]
В 2018 году президент США Дональд Трамп заявлял о готовности обложить пошлинами практически весь китайский экспорт общей стоимостью 500 млрд долларов. [4]
Вместе с тем, подобная динамика не привела к сокращению торгового дефицита США, а китайская сторона по-прежнему не намерена идти на серьезные уступки. В начале июня Госсовет Китая выпустил Белую книгу, в котором заявил, что сотрудничество с США является единственно верным выбором: «Китай всегда придерживался разрешения споров путем диалога и консультаций. Сотрудничество является единственно правильным выбором для обеих сторон». В документе отмечается, что Пекин готов принять совместный подход для решения разногласий в «торговой войне». Однако одновременно Госсовет не согласен уступать по принципиальным вопросам. [5]
Если в американо-китайских отношениях ключевыми остаются торгово-экономические разногласия, то у лидеров России и США Владимира Путина и Дональда Трампа перечень вопросов, требующих всестороннего обсуждения, гораздо шире.
В преддверии намеченной в рамках нынешнего форума в Осаке встречи двух президентов, в Израиле состоялась знаковая встреча секретаря Совета безопасности России Николая Патрушева и советника президента США по национальной безопасности Джона Болтона. Ее содержание позволило очертить примерный перечень вопросов, выносимых на рассмотрение лидеров двух государств, - от «проблем региональной безопасности» до экономики и двусторонней торговли. При этом пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков прямо назвал российско-американо-израильские переговоры в Иерусалиме частью подготовки к встрече на высшем уровне.
Джон Болтон, со своей стороны, также отметил, что глава Белого дома «ждет возможности» встретиться с российским президентом. Он не стал раскрывать, какие именно темы будут обсуждаться во время переговоров. Однако высокопоставленный представитель Госдепартамента на условиях анонимности отметил, что в Вашингтоне надеются, что будет обсуждаться максимально широкий круг вопросов и «в первую очередь, проблемы региональной безопасности», - «Иран, Украина, Сирия, Ближний Восток, а также темы контроля над вооружениями и улучшения двусторонних отношений». Дипломат не исключил, что в этот перечень может войти и «ситуация в Венесуэле». [6]
Российский подход к нынешнему российско-американскому саммиту изложил президент Владимир Путин в ходе «Прямой линии»: «Нам есть о чем поговорить и в сфере международной безопасности, разоружения , имея в виду, что заканчивается в ближайшее время Договор СНВ - 3, и с точки зрения налаживания нормальных межгосударственных отношений во всех областях». Речь идет, в частности, о налаживании отношений в экономике. «Ведь американские компании не уходят с российского рынка, работают, хоть товарооборот и небольшой, но при Обаме он упал до 20 млрд долларов, а при президенте Трампе на 5 млрд долларов вырос, несмотря на все ограничения и санкции», - подчеркнул российский президент. [7]
Владимир Путин и Дональд Трамп в том или ином формате встречались трижды: «на полях» саммитов G20 и АТЭС в 2017 году, а также в виде полномасштабных переговоров в Хельсинки в 2018 году. В преддверии нынешней встречи хозяева саммита G20 в Японии (в этой стране он проходит впервые) не уставали настраивать гостей на миролюбивый и конструктивный лад. Японский премьер-министр Синдзо Абэ в частности, пообещал, что форум станет «шансом продемонстрировать миру японское гостеприимство, своеобразие и очарование страны».
К слову, именно переговоры главы японского кабинета с российским президентом могут увенчаться конкретными договоренностями, - в том числе подписанием целого ряда коммерческих соглашений. В рамках саммита G20 японское руководство заявило о намерении внести свой вклад и в решение американо-китайской проблемы. «Абэ - опытный дипломат и политик. Предполагаю, что он постарается выступить некоторым посредником между США и КНР, тем самым обозначив «самостоятельную» позицию по вопросу. Вполне вероятно, его действия дадут положительные результаты. Но все же преувеличивать его роль в решении данного вопроса я бы не стала», - отмечает в этой связи эксперт кафедры политологии Востока ИСАА МГУ Ирина Романова.
В целом, помимо стран, входящих в G20, в работе саммита примут участие представители Испании, Сингапура, Таиланда, Египта, Сенегала, Чили, Вьетнама, Нидерландов, а также международных организаций, в том числе ООН, Всемирного банка и ВТО. Ожидается, что на саммите они обсудят такие вопросы, как мировая экономика, международная торговля и инвестиции, инновации, неравенство, в первую очередь гендерное, экология и энергетика, а также здравоохранение. В заключительный день будет подписана итоговая декларация. По данным японских средств массовой информации, акцент в указанном документе будет сделан на проблемах международной экономики. В частности, планируется включить в итоговую декларацию призыв содействовать развитию свободной торговли как ядра экономического роста.
Правда, не совсем понятно, как отнесется к этому положению Дональд Трамп – уже накопивший серьезный конфликтный багаж в отношениях с партнерами по «большой двадцатке». В последнее время у США ухудшились отношения практически со всеми ключевыми участниками G20. Помимо России, и Китая, это также Турция и Индия – от которых Вашингтон требует свернуть военно-техническое сотрудничество с Москвой. От Германии президент Трамп ожидает увеличения расходов на оборону, а также отказа от реализации проекта сооружения газопровода «Северный поток – 2». С Мексикой накануне саммита в Осаке США оказались на грани «торговой войны», а в отношении Европейского союза из Белого дома зазвучала критика в связи с решением Брюсселя предъявить иски американским ИТ-компаниям за несоответствие антимонопольным регламентам ЕС. И даже традиционное американо-японское военно-политическое взаимодействие вызвало недовольство 45-го президента США, усомнившегося в выгоде для его страны военного соглашения с Токио.
В России относятся к нынешнему форуму с весьма сдержанным оптимизмом. По мнению российских представителей, громких новостей стоит ожидать не от пленарного заседания, а от многочисленных двусторонних встреч «на полях» саммита. «Буквально полторы недели назад я был в Цукубе, где мы встречались с министрами торговли G20, там было все очень просто: Китай критиковал Америку, Америка критиковала Китай, все вместе ни о чем не договаривались. Поэтому, я думаю, этот общий настрой к отсутствию консенсуса на уровне всех стран «двадцати» сохранится и на самом форуме на этой неделе»,- заявил, выступая на круглом столе Валдайского клуба, глава Минэкономразвития Российской Федерации Максим Орешкин. [8]
Предполагается, что в рамках саммита у Владимира Путина состоятся переговоры также с лидерами Великобритании, Франции, Германии, Турции, Индии, Китая и Египта. Нынешний саммит - это «саммит двусторонок», - заявил Максим Орешкин. И с этой оценкой трудно не согласиться.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Примечания:
[2] URL: https://www.politico.com/story/2019/06/26/trump-china-tariff-truce-1558403
[3] URL: http://english.customs.gov.cn/Statics/48da7746-c0b9-4069-8cf9-04798a987d88.html
[4] URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5cfe1eb39a7947590b798676
[5] URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5cf364d79a794759e2f73b59#ws
[6] URL: https://www.kommersant.ru/doc/4012032
[7] URL: http://kremlin.ru/events/president/news/60795
[8] URL: https://www.kommersant.ru/doc/4013270
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs