Борьба за должность главы Еврокомиссии уже началась. По правилам, которые оспариваются многими в Евросоюзе, но пока что имеют поддержку большинства в Европарламенте, новый глава «исполнительной власти» Евросоюза будет избран из числа «ведущих кандидатов» (Spitzenkandidat) – лиц, выдвинутых общеевропейскими партиями, имеющими фракции в Европарламенте. Окончательно кандидат станет избранным главой Еврокомиссии после того, как за него проголосуют лидеры стран ЕС в так называемом Европейском Совете (сейчас его возглавляет известный своим параноидальным отношением к России экс-премьер Польши Дональд Туск) – и этот этап должен быть пройден уже в июне. После этого потребуется еще (достаточно формальное) одобрение Европарламентом.
Итак, кто имеет наибольшие шансы и каковы политические платформы потенциальных победителей?
Если судить по арифметическим показателям, наибольшие шансы имеет лидер фракции Европейской народной партии (бывшие демохристиане) в Европарламенте – Манфред Вебер. У его фракции по-прежнему крупнейшая, хоть и немного поредевшая, фракция в Европарламенте – 180 человек. Ему 46 лет, он баварец и считается выдвиженцем канцлера ФРГ Ангелы Меркель. Формально он вроде как расходится во мнениях со своей патронессой Меркель, которая поддерживает проект Nordstream – 2. Сам Вебер высказался против этого проекта, предусматривающего переброску российского газа на запад Европы по дну Балтийского моря, грубо и недвусмысленно: «Я против этого проекта. Он не отвечает интересам Европейского Союза»,- заявил он 23 апреля 2018 года в интервью газете Polska Times, быстро растиражированном мировыми агентствами. (1)
Впрочем, аналитики не исключают в данном случае и определенного лукавства со стороны Меркель, продолжившей поддержку кандидатуры Вебера даже после этого его заявления. Сама Меркель, очевидно, не хочет выглядеть «могильщицей» выгодного для немецкого бизнеса «Северного потока», а вот если этот проект погубит выдвинутый ей глава Еврокомиссии, она сможет, что называется, умыть руки. Ведь этот результат можно будет объяснить «естественной для демократии» разницей во мнениях, а Нордстрим-2 – единственный не нравящийся США проект, который Меркель на словах вроде как защищает. (Обычно в принципиальных вопросах Ангела Меркель никакого расхождения во мнениях внутри правящей в ФРГ команды не допускает.)
Впрочем, как отмечает близкий к брюссельской глобалистской элите сайт EU Observer, Меркель может и отказать Веберу в поддержке в последний момент – двум немцам не дадут занимать оба ключевых для ЕС поста главы Еврокомиссии и председателя Европейского Центрального Банка, а Меркель очень хочет поставить во главе ЕЦБ Йенса Вайдмана, нынешнего главу Центрального Банка ФРГ.
Второй наиболее вероятный кандидат – Маргрете Вестагер от партии «Либералы и демократы за Европу» (АЛДЕ). Фракция этой партии, насчитывающая после выборов 109 членов, является третьей по силе и известна своей антироссийской позицией. Лидер фракции АЛДЕ бельгиец Ги Верхофстадт, который официально и является главным «рекламщиком» кандидатуры госпожи Вестагер, перед недавними выборами в Европарламент сделал на глобалистском Интернет-ресурсе Project Syndicate недопустимое с дипломатической точки зрения заявление. Он обвинил своих коллег по Европарламенту, представителей ряда суверенных европейских стран (Италии, Великобритании, Венгрии), в том, что они, якобы, являются «пятой колонной» России в ЕС. Он заявил: «Так же, как иллиберализм венгерского премьер-министра Виктора Орбана, партнерство европейских правых и Владимира Путина продолжается слишком долго». (2)
Вестагер – еврокомиссар по вопросам конкуренции, за свое неутомимое преследование предполагаемых монополий в Европе она получила о президента Трампа прозвище «налоговой леди». При этом Вестагер выступает за продление санкций против России и за борьбу с российскими «энергетическими монополиями» в Европе (за этими словами легко угадывается давно демонизируемый европейскими масс-медиа «Газпром»). Госпожой Вестагер за эти ее взгляды открыто восхищается британский журнал Economist, вышедший 28 мая 2019 года с заголовком: «Железная дама-политик из Дании должна возглавить Европейскую Комиссию». (3)
Тем не менее, даже поклонники госпожи Вестагер признают в этом выпуске журнала, а также в других европейских СМИ, что она непопулярна на родине, в Дании. Внутри страны кандидатуру Вестагер на высший пост в Еврокомиссии публично поддержал только лидер ее «профильной» партии – глава датских либералов Ларс Локке Расмуссен. При этом даже либералы и социал-демократы признают, что ЕС оказался неспособен защитить Данию от нелегальной миграции, а потому Копенгаген с 2016 года держит «временный» контроль на границе со странами Шенгенской зоны. Естественно, дама-представитель «неспособного» ЕС может и не быть так уж любима на родине.
Тем не менее, нынешний Евросоюз устроен так, что политику вовсе и не обязательно быть популярным у себя на родине, чтобы получить властную и финансово выгодную работу в Еврокомиссии. В этом плане интересно мнение Марлен Винд, профессора на факультете политических наук в университете Копенгагена: «Глава Европейского Совета Дональд Туск как раз недавно указал на необходимость гендерного баланса в ЕС, а это сильная поддержка для Вестагер,- указывает Винд. – К тому же можно быть уверенным, что ни один датский премьер не скажет «нет», если лидеры ЕС предложат датчанку на такую важную должность в ЕС». (4)
Третий вероятный кандидат с сильными шансами – голландский социал-демократ Франс Тиммерманс. Представитель лейбористской партии Нидерландов, бывший глава МИД Голландии, а ныне первый вице-председатель Еврокомиссии, известный своими инициативами по санкциям в отношении польских «ретроградов» из партии «Закон и справедливость». Тиммерманс может рассчитывать на поддержку 146 депутатов Европарламента из фракции «Социалисты и демократы». В начале 1990-х он работал в голландском посольстве в Москве, распространяя в России «свет демократии». Потом представлял Нидерланды во время расследования катастрофы самолета MH-17 в небе над Донецкой областью в 2014-м году.
С внешнеполитической точки зрения, Тиммерманс представляет самое экзотическое идеологическое течение в Евросоюзе – он страшится некоего «союза Путина и Трампа», который вкупе с «подъемом националистических сил в Европе» может снести ЕС.
Вот что Тиммерманс заявил в феврале 2017 года, уже занимая пост еврокомиссара: «Мы видим гибридную войну, сейчас мы видим ее на Украине. А не станут ли балтийские страны следующими? Мы видим возвращение угрозы ядерной войны. ….И вы только представьте себе кубинский ракетный кризис, разыгрываемый в Твиттере между президентами Трампом и Путиным»,- заявил Тиммерманс, обращаясь к конференции Future Force («Силы будущего»). (5) Не уверен, что кто-то смог это себе представить, но спишем это на бурную фантазию автора.
Тиммерманс не только занимает параноидальную позицию в отношении России, оборотной стороной этой его паранойи является восхваление Евросоюза, который он превозносит как некую уникальную «экосистему» самых цивилизованных и мирных народов планеты Земля. Вероятно, г-н Тиммерманс забыл «цивилизованное» уничтожение Югославии «мирными народами» Европы.
Эта характерная для победивших на последних евровыборах сил смесь «зеленой» демагогии и новоявленного «демократического» расизма (мол, западные европейцы превосходят другие народы по имеющимся «исключительно» у них демократическим институтам) – эта идеологическая смесь непримирима к России.
Другие же кандидаты – француз Мишель Барнье, чех Ян Захрадил и «зеленый» немец Ска Келлер – имеют мало шансов из-за отсутствия у них сильных фракций в Европарламенте.
Так что, судя по всему, России в отношениях с ЕС не стоит надеяться на изменение позиции Брюсселя в ближайшее время. Но, как говорят, вечность в политике длится недолго.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
1) https://mobile.reuters.com/article/amp/idUKKCN1RZ0J9
4) EU-Observer, 31 мая. https://euobserver.com/news/145048
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs