Фото автора
В 2019 году исполняется 5 лет с момента подписания Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) и отмечается 25 лет идеи евразийской интеграции, впервые высказанной в 1994 году Президентом Казахстана Нурсултан Назарбаевым. В юбилейный год на полях очередного заседания Высшего Евразийского экономического совета (ЕАЭС) 29 мая в Нур-Султане проходит встреча Президента России Владимира Путина и главы Казахстана Касым-Жомарта Токаева.
Важно также отметить, что уже более 7 лет работает Комиссия по сотрудничеству между Советом Федерации и Сенатом Парламента Республики Казахстан. «Она рассматривает вопросы приграничного сотрудничества, те вопросы, которые практически можно корректировать или развивать с помощью парламентских возможностей». Об этом заявил член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, член Комиссии по сотрудничеству между Советом Федерации и Сенатом Парламента Республики Казахстан Олег Цепкин во время видеомоста Москва – Нур-Султан на тему: «Российско-казахстанские отношения через призму взаимодействия в ЕАЭС». По его словам, на заседании Комиссии, которое состоялось 24 мая в Алматы (Казахстан), сенаторы обсуждали тему цифровизации в области контрольно-надзорной деятельности, обменялись мнениями и опытом, рассмотрели молодежную политику Казахстана и России. «Есть много моментов, которые можно заимствовать у казахстанской стороны, например, в сфере цифровизации контрольно-надзорной деятельности»,- отметил Олег Цепкин.
Говоря о сложившейся ситуации в рамках Союза, главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан Мурат Лаумулин отметил, что существует много препятствий в торговле между странами ЕАЭС, особенно в приграничных районах. При этом, он заявил, что учитывая опыт ЕС, основные проблемы ещё впереди, в частности, в том, что касается вопроса о единой валюте. При этом, по его словам, в ЕАЭС экономика превалирует над политикой. «С этим согласны практически все участники этого интеграционного объединения»,- подчеркнул эксперт.
Такое же мнение высказал директор Института стратегического планирования и прогнозирования, главный научный сотрудник Института социологии Российской академии наук (РАН) Александр Гусев. По его словам, сейчас на повестке дня в ЕАЭС стоит больше нормативно-экономических, чем политических вопросов. «Очевидно, что политическая составляющая будет превалировать в будущем, поскольку ЕАЭС создавался с перспективой на будущее, на полную интеграцию стран постсоветского пространства. Союз будет расширяться за счёт государств, которые будут постепенно входить в состав ЕАЭС. Однако до полной интеграции ещё достаточно далеко»,- подчеркнул эксперт. Он убеждён, что те проблемы, с которыми сегодня сталкивает ЕАЭС, вполне разрешимы, несмотря на процессы, происходящие на постсоветском пространстве, и несмотря на отношения с Западом, в частности, санкционное давление на Россию и Белоруссию, что сказывается на отношениях внутри Союза. Эксперт также подчеркнул, что на предстоящем Саммите планируется подписание ряда международных договоров с третьим странами. «Часть договоров рассмотрят и, скорее всего, подпишут в рамках развития отношений с Китаем, США, странами-членами ЕС»,- заявил Александр Гусев.
По словам эксперта Института мировой экономики и политики при Фонде первого Президента Республики Казахстан Жумабека Сарабекова, быстрый этап интеграции подходит к концу. В ЕАЭС наступает время для сложных, компромиссных решений. Возрастает необходимость улучшения качества интеграционных институтов. Однако у всех членов ЕАЭС стратегический интерес к развитию евразийской интеграции сохраняется.
Как отметил Жумабек Сарабеков, усиленная работа требуется по вопросу взаимного доступа на общий рынок. «В странах ЕАЭС наблюдается тенденция усиления защиты национальных сегментов общего рынка. Каждая страна-участница Союза широко применяет нетарифные ограничения»,- подчеркнул эксперт. Согласно статистике ЕЭК по состоянию на конец марта 2019 года на едином рынке было выявлено 71 препятствие, в то время как два года назад было 60. Следовательно, защитные меры увеличиваются. Это говорит о том, что каждая страна пытается защитить своих производителей, свой рынок. По мнению Жумабека Сарабекова, Россия является одним из лидеров по количеству барьеров во взаимной торговле.
Вторым направлением, которое заслуживает повышенного внимания, по словам эксперта, является промышленная кооперация. «Одной из целей ЕЭАС является создание общих производственных цепочек, что в перспективе поможет раскрыть промышленный потенциал каждого члена Союза. Однако кооперация в реальном секторе остаётся низкой»,- заявил Жумабек Сарабеков.
Ситуацию осложняют двусторонние противоречия между членами Союза, которые периодически доминирует над общей повесткой дня в ЕАЭС, например, конфликты между Россией и Белоруссией.
По словам Жумабека Сарабекова, необходимо дальнейшее расширение ЕАЭС – институциональное (создание общих рынков, единой валюты) и географическое. Однако с этими вопросами нельзя торопиться. «Как показал пример новых членов, включение в работу Союза не совсем подготовленных участников влечет за собой многочисленные проблемы. Необходимо учитывать то, насколько экономики новых стран-членов готовы»,- заключил эксперт.
Как отметила заведующая сектором Беларуси, Молдовы и Украины Центра постсоветских исследований Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН Елена Кузьмина, все первичные эффекты от вхождения стран в ЕАЭС находятся на стадии исчерпания. Необходимо заниматься углублением интеграции. «ЕАЭС даёт большие возможности странам-участницам как производственные, торговые, так и как минимум транзитные, которые играют немаловажную роль в экономиках стран-участниц Союза. Однако для России самым серьезным вопросом являются различные виды административных, нетарифных ограничений»,- подчеркнула Елена Кузьмина.
Говоря о приоритетных направлениях взаимодействия в рамках Союза, эксперты отмечают цифровизацию экономики, уменьшение барьеров в торговой деятельности, улучшение качества торговых отношений, маркировка товаров, внесение изменений в Договор о ЕАСЭ и изменений в договор о таможенном кодексе. Достаточно большой вопрос в рамках ЕАЭС заключается в регулировании процессов в области энергетики, в частности, в сфере ядерной проблематики. Так, по словам Александра Гусева, Москва предложила Нур-Султану рассмотреть вопрос о строительстве атомной станции на территории Казахстана, поскольку к 2030 году Казахстан будет испытывать серьезные потребности в энергоносителях. Кроме того, как отметил эксперт, Казахстан является одной из трёх ведущих стран по добыче и переработке урана. Годовая добыча Казахстана составляет 24 тысячи тонн урана. На его территории работает 6 российско-казахстанских компаний по добыче и обогащению урана. «Из Казахстана мы получаем достаточно большие объёмы для обеспечения работы наших атомных реакторов»,- заключил Александр Гусев.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs