Создание единого информационного пространства ЕАЭС обсудили в Москве

16:31 23.10.2018 Инна Яникеева, редактор журнала «Международная жизнь»


Сергей Ерофеев и Гадильбек Шалахметов
Фото автора

«Когда собираются некие общественные организации, они всегда вырабатывает свою «заповедь». Книга «Журналистика для всех» – заповедь для СМИ. Советую ее прочитать всем».
Гадильбек Шалахметов, Зав. кафедрой телерадиовещания и по связям с общественностью, Евразийский Национальный университет им.Л.Н.Гумилева

«Предлагаю, чтобы наша корреспонденция стала “для всех”».
Сергей Ерофеев, Исполнительный директор Международной академии телевидения и радио

В московском отеле «Мариотт – Новый Арбат» состоялась международная конференция журналистов России и стран ЕАЭС «Электронные СМИ ЕврАзЭс: информационное сотрудничество и перспективы сближения». Организаторами выступили: Международная академия телевидения и радио (IATR) при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Активное участие в мероприятии приняли российские и иностранные журналисты, руководители телерадиокомпаний стран ЕАЭС, эксперты, представители посольств, международных и общественных организаций.

Среди ключевых тем встречи: содействие межгосударственному сотрудничеству, повышение роли электронных СМИ в освещении деятельности государств-членов ЕАЭС, продвижение русского языка и культуры в информационном пространстве, обмен опытом между журналистами из России и стран Союза. Участники конференции обсудили также и ответственность журналистов стран Союза в освещении межконфессиональных и межэтнических конфликтов.

Неформальная обстановка на мероприятии позволила участникам достичь главной цели – обменяться опытом и прийти к некоторым договоренностям, в частности, в каких направлениях развивать сотрудничество СМИ стран Союза.

На подобных конференциях, как справедливо отметил Сергей Ерофеев, исполнительный директор Международной академии телевидения и радио: «Самое главное – не официальная часть, на которой представляются идеи, а то, что происходит в кулуарах, в частности, обсуждение и принятие практических решений».

Участники конференции многократно отмечали, что журналисты Союза испытывают потребность в обмене опытом и сотрудничестве. Творческое взаимодействие СМИ необходимо для успешного развития ЕАЭС, продвижения общечеловеческих ценностей, идей евразийской интеграции, дружбы между народами.

Однако наблюдается сокращение площадок для обмена мнениями, опытом, что, в свою очередь, препятствует успешному взаимодействию средств массовой информации. Причина, по мнению участников конференции, заключается в том, что ЕАЭС представляет собой исключительно экономическое объединение. Это мешает формированию общего информационного пространства Союза и снижает заинтересованность стран Союза в организации мероприятий для обмена опытом СМИ.

Профессор, доктор социологических наук, заведующий кафедрой телерадиожурналистики Академии медиаиндустрии, член Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Евгений Дугин отметил, что «в трактовке экономического сотрудничества преобладает так называемый, «бухгалтерский подход»: цифры торгового и финансового баланса, статистика таможенных показателей и т.п. Тогда как, гуманитарная и культурная составляющие должны занимать лидирующие позиции в информационном потоке между странами. Однако журналисты этим мало занимаются».

По мнению Ольги Казанцевой, выпускающего редактора сайта «Казахстанско-российский экспертный IQ-Клуб»: «Основная причина невозможности реализации проекта по созданию единого информационного пространства ЕАЭС состоит в том, что нет единых информационных целей и концептов, которые были бы близки всем, кто считает себя союзником на евразийском пространстве». Она подчеркнула, что «государства-члены ЕАЭС позиционируют союз как исключительно прагматичное интеграционное формирование, основанное на экономических приоритетах. Однако никакая экономика без гуманитарного взаимодействия, без идеи, которая овладевает миллионами людей, не достигнет успеха».

Результатом является сокращение площадок для обмена опытом СМИ, незначительное количество совместных проектов журналистов стран ЕАЭС, несмотря на желание представителей государств-участников Союза сотрудничать друг с другом, поскольку это не экономическая составляющая объединения, следовательно, нет заинтересованности в этом со стороны государств-участников ЕАЭС.

Другой причиной является внутриполитическая ситуация в некоторых странах Союза, в частности, Армении и Молдове, в которых не поощряется развитие сотрудничества своих журналистов с их коллегами из других государств, даже в рамках Союза.

Елена Пахомова, продюсер, автор итоговой программы «Механизм действия» телекомпании NTV-Moldova, председатель комиссии по СМИ Совета гражданского общества при президенте Республики Молдовы, отметила, что недавно «в Молдове запретили российские новости, аналитические программы, политические ток-шоу».

В свою очередь, Ольга Казанцева подчеркнула, что Казахстанско-российский экспертный IQ-Клуб организует множество мероприятий, посвященных журналистике, но «добиться присутствия СМИ невозможно, потому что нет интереса, прежде всего, игнорируют государственные средства массовой информации, которые проявляют заинтересованность только в том, когда власть заставляет».

Затрагивая эту тему, Шушаник Аревшатян, директор и основатель радиостанции “Радио ВАН” Армения, подчеркнула, что «необходимо строить взаимодействие между журналистами снизу, самим организовывать мероприятия для совершенствования сотрудничества СМИ, а не ждать, когда инициатива придет сверху».

Гости мероприятия сошлись во мнении, что о ЕАЭС действительно мало знают в самих странах Союза, не говоря уже о других государствах. Объективно существует дефицит информации. Айдер Куртмулаев, главный редактор журнала «Eurasia Plus» отметил, что «в том, что так мало знают о ЕАЭС, виноваты сами журналисты государств-участников Союза. СМИ практически не пишут, не говорят об этом». Причина заключается в отсутствии интереса журналистов к темам, связанным исключительно с экономическими показателями.

Для решения проблем и развития информационного сотрудничества государств-членов Союза участники конференции выдвинули ряд предложений: например, регулярно проводить в странах ЕАЭС тематические форумы, семинары, мероприятия с участием средств массовой информации, такие как Евразийский фестиваль электронных СМИ, проект «Взгляд со стороны». Было предложено провести Евразийский конкурс на лучшее освещение вопросов, связанных с ЕАЭС, а также организовывать пресс-туры. Предполагается, что в мероприятиях смогут принять участие теле и радиожурналисты Союза.

Подводя итоги мероприятия, участники единодушно признали актуальность обсужденных тем, значимость обмена опытом между журналистами Союза и совершенствования взаимодействия, ответственность журналистов стран ЕАЭС в освещении межконфессиональных и межэтнических конфликтов, необходимость практической реализации высказанных предложений.

После конференции на вопросы журнала «Международная жизнь» ответил профессор, доктор социологических наук, заведующий кафедрой телерадиожурналистики Академии медиаиндустрии, член Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Евгений Дугин.

Евгений Дугин
Фото автора

Международная жизнь: Как Вы оцениваете работу средств массовой информации ЕАЭС по освещению  сотрудничества государств?

 Евгений Дугин:  Для ответа на Ваш вопрос я  не располагаю полной информацией или результатами специального исследования. Так что претендовать на объективную оценку было бы некорректно. Но исходя из выступлений участников международной конференции, прозвучавших сегодня, можно сделать вывод о том, что освещение сотрудничества государств ЕАЭС далеко от совершенства. Любое взаимодействие должно служить сближению и взаимопониманию населения, а не просто фиксировать статистику товарообмена между странами.

Согласитесь, что освещение межгосударственных взаимоотношений можно считать сотрудничеством в полном объеме только в том случае, когда информация пропущена через души людей, через мозг, когда она, как говорится, “овладевает массами”. Если этого нет, то никакие цифры, никакие факты, никакие другие аргументы не работают. Поэтому журналистские сообщества должны ориентироваться на то, чтобы история каждого человека, который проживает в той или иной стране, была достоянием исторического пути других людей, если угодно, целых народов. Необходимо на конкретных примерах показать выгоду или пользу от сотрудничества для того или иного человека или для семьи. Жителям любой страны наиболее значимо и интересно сходство между самими гражданами стран-членов Союза, наличие общих проблем. Поэтому, представляется, что именно жизнь населения той или иной страны необходимо освещать в СМИ.

Журналистика должна основываться на антропоцентристской модели взаимодействия стран ЕАЭС, то есть, где человек в центре, а не структуры, не институты, как это происходит сейчас.

К тому же, на мой взгляд, необходимо повышение доверия к власти, друг к другу при помощи СМИ. Знаменитый американский философ Фрэнсис Фукуяма [Francis Fukuyama 1995] посвятил анализу феномена доверия целую монографию «Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию». В частности, в книге доказывается, что социальное поведение, основанное на доверии, традициях и культурных ценностях, на готовности людей к взаимопомощи, более эффективно для управления, нежели модель взаимодействия власти и населения, в основе которой рациональный расчет и нормативные правила. В качестве критериев оценки доверия Ф.Фукуяма использовал «линию правительства», роль внутрисемейных отношений и воспитания, открытых религиозных организаций, закрытых сект и пр. Каждый из критериев и все они в системной совокупности основаны на цифрах и логических доводах. Рассматривая доверие в качестве основы деятельности всех социальных институтов, Ф.Фукуяма обосновывает первостепенную важность доверия в постиндустриальную эпоху.

Выходит, рост экономики и благосостояния людей определяется не только финансовыми вливаниями, но в немалой степени зависит от атмосферы доверия в государстве и обществе. Было достигнуто доверительное отношение к правительству, доверие друг к другу.

Сейчас индекс доверия очень низкий, а это тесно связано с распространением информации, с взаимодействием между гражданами государств ЕАЭС, с их взаимопониманием. Недавно я написал статью «Власть доверия и доверие власти» для журнала “Власть”, в которой обосновал мысль о том, что информационная власть доверия настолько сильна, что управляет в большей мере миром, чем экономические и бухгалтерские выкладки.

Более того, сегодня на конференции даже аббревиатура ЕврАзЭс и ЕАЭС путается. Это происходит в среде тех, кто работает в СМИ, которые занимаются рефлексией, интеллектуальной деятельностью. Что же говорить о простых гражданах любой страны, которые смотрят, например, телевидение или используют интернет для получения информации. Но при этом, не имеют представления о том, что творится у соседей, да и в собственной стране.

Формирование единого информационного пространства стран ЕАЭС требует единого образовательного пространства в сфере медиакоммуникаций, повышения квалификации журналистских кадров, переподготовки всех сотрудников медиаиндустрии.

Международная жизнь: На Ваш взгляд, насколько успешно осуществляется продвижение русского языка и культуры в информационном пространстве стран Союза?

Евгений Дугин: Прежде всего, хотел бы отметить, что когда бываю в странах Союза, я обращаю внимание, что молодежь отвечает по-английски охотнее, чем по-русски. Это, к сожалению, факт. Более того, в школах государств-членов ЕАЭС современные учебники не содержат объективную информацию об исторических и политических событиях. Следствием являются межконфессиональные и межэтнические конфликты, поскольку распространяются и внедряются ценности, которые я называю «конвертируемыми», так как они проплачиваются, например, фондом «Сороса».

Международная жизнь: Стоит ли СМИ в международном информационном пространстве активнее распространять информацию о ЕАЭС?

Евгений Дугин: Информация о ЕАЭС, безусловно, нужна и, чтобы быть эффективной, она должна стать системной. Один раз рассказать о Союзе – ничего не значит, ничего не меняет. В том случае, если удастся выстроить концептуальную  подачу информации, наладить систему взаимодействия с населением, повысить уровень доверия между народами стран ЕАЭС, тогда можно надеяться на эффективность медиакоммуникаций. Сейчас я этого не наблюдаю.

 

Фотогалерея