Гораздо более масштабный, чем у англичан, опыт базирования своих ВВС на советской территории приобрели США. Вашингтон очень хотел заполучить аэродромы на советском Дальнем Востоке для использования в войне против Японии, но до поры до времени Советскому Союзу совершенно ни к чему было дразнить Токио и он не выражал желания обсуждать соответствующие американские предложения. Не были реализованы и планы отправки авиации (и сухопутных сил) западных союзников на Кавказ. А вот использование советских аэродромов на Украине оказалось возможным.
В 1943 году англо-американцы развернули стратегическое воздушное наступление на Германию, которое подавалось ими как чуть ли не их главный вклад в грядущую победу. В рамках этой действительно масштабной воздушной операции возникла идея проведения «челночных», или сквозных бомбардировок. Взлетев с баз в Англии и Италии, американские бомбардировщики должны были наносить удары по целям в восточной части Германии, в Венгрии и Румынии и лететь дальше на восток, совершая посадку на советских аэродромах. После отдыха, ремонта и заправки самолеты взлетали в обратном направлении, бомбили противника и возвращались на свои «родные» аэродромы. Эта схема позволяла поразить любой объект на вражеской территории, как бы глубоко он ни находился, причем все время оставаясь под прикрытием своих истребителей и сокращая, таким образом, собственные потери.
В октябре 1943 года американцы запросили разрешение на использование советских авиабаз для таких «челночных» полетов. Окончательно "добро" было получено от советского лидера И.В.Сталина на его встрече с американским послом А.Гарриманом 2 февраля 1944 года. Так родилась операция «Фрэнтик» (англ. «Frantic» — «неистовый»).
Общие военные выгоды от этой операции были очевидны. Но кроме этого каждая сторона имела и свой интерес, порой в довольно деликатных вопросах. Для СССР представляли интерес предложения американцев передать советским ВВС бомбардировочный прицел «Норден», который позвовлял производить эффективное бомбометание с высоты более семи километров. Американцы также готовы были поделиться своим опытом авиафоторазведки и ее результатами, принять у себя советских офицеров для ознакомления с организацией «челночных рейдов». Со своей стороны, Соединенные Штаты надеялись получить опыт взаимодействия с советской стороной в свете их планов будущих бомбардировок Японии с дальневосточных аэродромов, воочию проследить за "работой" советской системы ПВО и провести аэрофотосъемку западных районов СССР. Последние обстоятельства оказалось очень востребованы позднее, с началом "холодной войны".
Подготовка к приему на советской территории сотен американских самолетов потребовала огромных усилий. У Красной Армии не было никакого опыта такого рода. Впечатляли уже сами размеры американских машин. 4-моторный бомбардировщик Б-17 "Летающая крепость" имел в длину 22,66 м, в высоту 5,82 м, размах крыла 31,62 м и максимальный взлетный вес почти 30 т. Не просто оказалось подыскать аэродром с взлетно-посадочной полосой с твердым покрытием, которую все равно надо было удлинять и выстилать специально привезенными из США металлическими плитами. Более-менее подходящие условия были в Полтаве и близлежащих Миргороде и Пирятине. Там была создана 169-я авиационная база особого назначения (АБОН).
С апреля стали прибывать американские военнослужащие, общая численность которых в итоге приблизилась к 1300 чел. Совместными усилиями была кардинально реконструирована вся аэродромная инфраструктура. Побывавший в Полтаве начальник военной миссии США в СССР генерал Д.Дин отмечал, что "стоило посмотреть, как американские солдаты живут вместе с русскими солдатами, как они вместе роют один и тот же окоп, укладывают одну и ту же металлическую полосу на аэродроме и едят из одной миски".
Для завоза огромного количества разного рода припасов были задействованы уже отработанные маршруты поставок по ленд-лизу. Одного высокооктанового авиационного бензина (на другом "американцы" просто не летали) требовалось умопомрачительное по советским меркам количество. Только в одном из конвоев, пришедших в апреле в Мурманск, сразу пять судов везли грузы для этой операции. Военный персонал и многие материалы прибывали через контролируемый союзниками "персидский коридор".
Для управления "челночными" операциями в Полтаве было размешено Восточное командование авиации армии США. Перед началом рейдов предусматривалось проведение разведывательных полетов с целью фоторазведки, которой руководил полковник Эллиот Рузвельт, сын президента США Франклина Рузвельта.
Первая «челночная» операция была проведена 2 июня 1944 года. 131 бомбардировщик Б-17 «Летающая крепость» и 70 истребителей Р-51 «Мустанг», взлетев с аэродромов Италии, нанесли удар по целям в Венгрии и приземлились в Полтаве, потеряв за весь рейд лишь один самолет. Экипажам была устроена торжественная встреча с участием официальных лиц обеих стран и прессы. «Американские летчики, - писала газета «Известия», - впервые попавшие на советскую землю, встретили здесь самый радушный прием населения и советских летчиков - соратников по оружию. С большим успехом прошел концерт, организованный в честь экипажей «Летающих крепостей». 6 июня американцы отправились в обратном направлении. За первым последовали новые рейды американской авиации.
Но немцы выведали местонахождение базы «челноков» и в ночь на 22 июня нанесли мощный удар по Полтавскому авиаузлу. Советских средств ПВО оказалось явно недостаточно для отражения налета более чем ста бомбардировщиков. Было уничтожено 44 самолета Б-17 и повреждено еще 19. Таких потерь на земле после Перл-Харбора американские ВВС не знали.
Эти события вызвали определенную напряженность в советско-американских отношениях. США, заявляя о желании расширять сотрудничество, вместе с тем настоятельно просили укрепить ПВО базы за счет своих ночных истребителей и крупнокалиберной зенитной артиллерии с радиолокационными установками. А тут еще вскоре резко встал вопрос об оказании помощи с воздуха восставшей Варшаве, для чего англосаксы просили разрешить использовать Полтаву.
Хотя массированные «челночные» рейды возобновились, но уже в августе советское руководство известило американцев о намерении пересмотреть вопрос о 169-й АБОН. Военно-политические соображения и продвижение Красной Армии далеко на запад привели к тому, что деятельность Полтавского авиаузла стала затухать. С 1 ноября «челночные» операции были прекращены «в связи с большими изменениями в военной обстановке».
Всего в рамках операции «Фрэнтик» американские ВВС провели 18 воздушных налетов с участием 1030 самолетов, в том числе 529 «Летающих крепостей» и 395 «Мустангов» (потеряно 68 самолетов). На противника было сброшено почти 2 000 т бомб. С мая по ноябрь 1944 года на аэродромах 169-й АБОН находилось 8916 американцев.
Сотрудничество СССР и США в проведении операции "Фрэнтик" при всей неоднозначности некоторых аспектов этой истории тем не менее является уникальным примером советско-американского боевого союза. В обращении, которое американское командование издало для своих покидавших Полтаву военнослужащих, были такие слова: «Помни: …Ни одна другая нация не сделала для нас столько много, сколько сделали для нас русские».
Полностью статья «Плечом к плечу с Красной Армией» будет опубликована в ближайшем номере журнала «Международная жизнь».
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs