Что скрывает картина «Бурлаки на Волге»?

13:18 19.04.2019 Инна Яникеева, редактор журнала «Международная жизнь»


Фото автора

«Российская газета» запустила цикл лекций, приуроченных к текущей выставке работ Ильи Репина в Государственной Третьяковской галерее, посвященной 175-летию со дня рождения художника. В свою очередь, ретроспектива И.Репина открывает серию выставок, которые пройдут в 2019–2020 году в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, в Пти-Пале в Париже и в Художественном музее Атенеум в Хельсинки. Как отмечается в анонсе на сайте Третьяковской галереи, этот международный проект призван не только акцентировать значение творчества И.Репина для отечественной культуры, но и подчеркнуть важность наследия мастера для европейского искусства в целом[1].

На выставке представлены 300 произведений из 28 музеев (в том числе 7 зарубежных) и 7 частных коллекций[2]. В частности, некоторые работы привезены из финских музеев. По словам искусствоведа, старшего научного сотрудника Московского музея современного искусства, члена экспертного совета премии Кандинского Ольги Турчиной, после посещения выставки меняются взгляды на творчество И.Репина, поскольку там представлено очень много его работ, и они композиционно связаны так, что можно понять идеологию полотен, осознать, как художник писал картины, и, при этом, удобно сравнивать их. Например, полотно «Крестный ход в Курской губернии» расположен напротив картины «Крестный ход в дубовом лесу». «Выставка приносит необычайное наслаждение»,- отметила Ольга Турчина.

Одним из самых известных полотен Ильи Репина является картина «Бурлаки на Волге». О том, что она скрывает, рассказала Ольга Турчина во время лекции "История одного шедевра - «Бурлаки на Волге»". Она отметила, что эта картина является самой ранней и самой первой на подобную тему, которая была создана в стенах Академии художеств. Когда русский живописец написал картину, ему еще не было 30 лет.

Ольга Турчина также подчеркнула, что все эскизы И.Репин написал с натуры. «Свежесть, легкость, новизна, некая шоковость впечатления, которая постигла И.Репина, когда он приехал на Неву, а затем на Волгу – все это отразилось на его картине»,- особо отметила искусствовед.

 

Как же возник замысел?

По словам Ольги Турчиной, на написание полотна «Бурлаки на Волге» И.Репина воодушевила поездка на этюды по Неве в 1869 году по инициативе вольнослушателя в Академии художеств, известного художника Константина Савицкого.

Как отметила Ольга Турчина, помимо красоты природы на Неве И.Репина впечатлила жизнь простых людей, бурлаков, тянущих тяжелую барку. Он создал первый эскиз акварелью по задуманному плану – тянущие лямку изможденные и грязные бурлаки, в контрасте с веселящимися, хорошо одетыми богатыми дачниками. На сюжет скептически отреагировал русский живописец-пейзажист, друг И.Репина Федор Васильев, назвав работу искусственно подделанной и бессмысленной. «А, бурлаки! Задело-таки тебя за живое? Да, вот она, жизнь, это не чета старым выдумкам убогих старцев... Но, знаешь ли, боюсь я, чтобы ты не вдался в тенденцию. Да, вижу, вижу, эскиз акварелью... Тут эти барышни, кавалеры, дачная обстановка, что-то вроде пикника; а эти чумазые уж очень как-то искусственно «прикомпоновываются» к картинке, для назидания: смотрите, мол, какие мы несчастные уроды, гориллы. Ох, запутаешься ты в этой картине — уж очень много рассудочности. Картина должна быть шире, проще, что называется, сама по себе... Бурлаки, так бурлаки! Я бы на твоем месте поехал на Волгу — вот где, говорят, настоящий традиционный тип бурлака, вот где его искать надо; и чем проще будет картина, тем художественнее»,- отметил Федор Васильев[3]. Это произвело на И.Репина большое впечатление, и он в дальнейшем отказался от прямого обличения, сделав упор именно на бурлаках, стремясь показать их непростую жизнь и их характеры в картине «Бурлаки на Волге». Таким образом, полотно обязано своим настоящим видом Федору Васильеву.

 

Как шла работа над эскизами?

В 1870 году в селе Ширяево на реке Волга И.Репин создал небольшой карандашный эскиз, с помощью которого впоследствии написал маслом первую версию картины размером около 23 на 50 см[4]. По словам Ольги Турчиной, во время работы с картиной И.Репин часто перерабатывал сюжет, возвращался к эскизам.

На картине изображены бурлаки с различными характерами от самых сильных духом и мудрых по возрасту до измождённых и слабых. И.Репин продемонстрировал в образах бурлаков персонажей, в которых есть и покорность своей не простой судьбе, жизненный протест, озлобленность и простодушие людей с непростой судьбой[5].

Как отметила искусствовед, изображённые бурлаки являлись реальными людьми, которых И.Репин знал лично и приглашал на беседы. Одним из центральных героев полотна является Канин, яркая личность, человек с непростой судьбой. Он был лишён церковного сана. По словам Ольги Турчиной, благодаря своему уму и упорству он стал предводителем упряжки, «шишкой», лучше всех знал береговую линию, задавал темп всей группе. И.Репин сделал много зарисовок Канина. Как отметила искусствовед, художника впечатлил богатый духовный мир этого бурлака, его выражение лица, взгляд. «Абсолютнейший человек истории. Человек-роман»,- подчеркнула Ольга Турчина.

«...Вот история, вот роман! Да что все романы и все истории перед этой фигурой! Боже, как дивно у него повязана тряпицей голова, как закурчавились волосы к шее, и главное — цвет его лица!»[6]. Поначалу было непросто воспроизвести фигуру Канина. Художник долго не мог его уговорить для позирования. Со временем, бурлаки к художнику привыкли, деревня заинтересовалась живописью художника из Петербурга, и Канин согласился позировать. Более подробно о взаимоотношениях, эмоциях Ильи Репина относительно Канина и общение с ним можно прочитать в книге «Далекое близкое. Воспоминания» Ильи Репина.

После многих эскизов и этюдов картина «Бурлаки на Волге» была завершена художником в 1873 году.

 

Как картина была воспринята критиками и искусствоведами?

Художник столкнулся как с положительными отзывами на свою картину «Бурлаки на Волге» (например, от Ивана Крамского и Владимира Стасова), так и с негативной критикой (например, от публициста Алексея Суворина). В частности, о ней как о подлинном и правдивом произведении, положительно отозвался писатель Федор Достоевский[7]. «Нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, их не полюбя. Нельзя не подумать, что должен, действительно должен народу… Ведь эта бурлацкая «партия» будет сниться потом во сне, через пятнадцать лет вспомнится! А не были бы они так натуральны, невинны и просты — не производили бы впечатление и не составили бы такой картины»[8].

Любопытным фактом является также и то, что полотно очень понравилось великому князю Владимиру Александровичу. Он купил картину за три тысячи рублей[9].

Высоко оценили полотно за границей, на всемирной выставке в Вене в 1873 г. (была присвоена бронзовая медаль) и в Париже в 1878 г. Так, известный немецкий критик Август Пехт заявил, что на выставке, в Художественном отделе всех народов нет другой такой жизненной и солнечной картины, как «Бурлаки». Французский историк искусства и художественный критик Поль Манц писал: «Кисть Репина не имеет никакой претензии на утонченность. Он написал своих «Бурлаков», нисколько не льстя им, быть может, даже немножко с умышленною некрасивостью»[10].

Безусловно, картина «Бурлаки на Волге» представляет собой интерес не только и не столько своей злободневностью, сколько изображенными персонажами, у каждого из которых свой «легко прочитываемый» характер. Поближе познакомиться с этим полотном, а также и с другими шедеврами художника можно на выставке работ Ильи Репина, которая продлится до 18 августа, в Государственной Третьяковской галерее.

Материалы по теме