В Москве состоялась международная научно-практическая конференция «Пути достижения межрелигиозного мира: роль богословов, дипломатов и общественных деятелей». Организаторами форума стали Духовное собрание мусульман России, Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, Русская Православная Церковь, Институт востоковедения Российской Академии наук, Исламская организация по вопросам культуры, науки и образования - ИСЕСКО (ISESCO) при Организации исламского сотрудничества, Императорское Православное Палестинское Общество, Российская ассоциация защиты религиозной свободы.
В день проведения конференции российская столица стала центром притяжения религиозных и общественных деятелей со всего мира. В Москву прибыли представители государственных и негосударственных образовательных и научно-исследовательских учреждений, ученые и эксперты из 39 стран, в том числе Сирии, Египта, Ирака, Саудовской Аравии, Палестины, Индонезии, Ливана, Катара, Марокко, Омана, Ирана, Индии, Пакистана, Китая, Турции, Нигерии, Зимбабве, Эфиопии, Джибути, ЮАР, Великобритании, Бельгии, Испании, Франции, Португалии и США.
Эксперты, выступавшие на конференции, с тревогой отмечали, что сфера межконфессиональных отношений, вопросы сохранения традиционных религиозных ценностей, обеспечения религиозных свобод становятся инструментами манипуляции и дезинтеграции в региональном и глобальном измерении.
Что могут сделать религиозные и общественные организации для укрепления мира, гармонизации межрелигиозных и межнациональных отношений? Ответу на этот вопрос была посвящена отдельная секция конференции. Особое внимание собравшихся на ней экспертов привлекла ситуация в странах Ближнего Востока и Северной Африки.
Заместитель Патриарха Антиохийского епископ Мат-аль-Хури отметил, что одной из важнейших задач, которая стоит перед современными христианами и мусульманами заключается в том, чтобы передать духовные ценности будущим поколениям и способствовать становлению гражданского единства. К сожалению, современными людьми нередко правит политический и бытовой эгоизм, они замыкаются в себе, а на этой почве получают свое развитие экстремистские взгляды, призывы к террору и насилию. Жертвами нетерпимости становятся и лица духовного звания. Например, в марте 2013 года от взрыва в мечети «Аль-Иман» погиб Президент Союза улемов Леванта Мухаммед Саид Рамадан аль-Бути. В 2016 году были похищены два христианских митрополита: митрополит Алеппский Антиохийской Православной Церкви Павел (Язиджи) – брат Патриарха Антиохийского Иоанна и сиро-яковитский митрополит Алеппский Юханна Ибрахим. Дальнейшая их судьба неизвестна.
В то же время эпоха глобализации вносит свои поправки в сушествующие системы образования, которые уже не могут быть ограничены узкоконфессиональными рамками. Для установления мира и процветания необходимо развивать сравнительное религиоведение и принципы межкультурного диалога. Особенно важно использовать подобный подход в Сирии, где на протяжении многих поколений бок о бок сосуществовали христианство, ислам и иудаизм.
Настоятель Англиканской церкви св. Андрея в Москве, представитель архиепископа Кентерберийского перед Патриархом Московским и всея России отец Малькольм Роджерс отметил огромный вклад, который вносит российская дипломатия в установление гражданского мира на Ближнем Востоке. Он выразил резкое неприятие деятельности ряда современных политиков, которые в борьбе за сохранение влияния в этом регионе используют ксенофобскую и экстремистскую риторику. Однако этой деятельности, направленной на подрыв хрупкого равновесия в странах Ближнего Востока, противостоят те, кто отчетливо осознает свою ответственность за мир и спокойствие в этом сложном регионе.
Положение на Ближнем Востоке прямо и косвенно влияет на религиозную ситуацию в Центральной Азии. Тем больший интерес вызвал доклад старшего научного сотрудника Института истории Академии наук Республики Узбекистан, кандидата философских наук Равшана Назарова. Он осветил в своем выступлении роль Республиканского интернационального культурного центра Узбекистана, созданного по инициативе президента страны Ислама Каримова. Эта структура существовала в 1992-2017 годах и внесла значительный вклад в гармонизацию межэтнических и межконфессиональных отношений в стране.
По словам эксперта, Узбекистан был и остается одним из наиболее многонациональных государств Центральной Азии. 82% его населения составляют этнические узбеки, 18% - этнические меньшинства. Всего в стране представлены 136 этнических групп и 16 конфессий. Мусульмане исповедуют ислам преимущественно суннитского толка; приверженцами шиизма являются иранцы и азербайджанцы; выходцы из таджикского Бадахшана придерживаются исмаилизма.
Самой крупной христианской конфессией в Узбекистане остается православие, которого придерживаются русские, украинцы, белорусы, грузины и греки. Протестантами являются немцы, латыши, эстонцы и часть корейской диаспоры. Поляки, литовцы и немцы придерживаются католицизма, евреи-ашкеназы и бухарские евреи – иудаизма. Также в Ташкенте действует буддийский храм, который посещают преимущественно дипломаты и студенты ряда восточных стран. В самом Узбекистане большинство буддистов – корейцы.
Равшан Назаров напомнил, что в 2017 году Республиканский интернациональный культурный центр Узбекистана был объединен с Советом обществ дружбы Узбекистана с зарубежными странами. Была образована новая структура - Комитет по межнациональным отношениям и дружественным связям с зарубежными странами при Кабинете министров. Тесные контакты с ней поддерживают Духовное управление мусульман Узбекистана, Комитет по делам религий при Кабинете министров Республики Узбекистан, Среднеазиатский митрополичий округ Русской Православной Церкви. В стране проводится масштабная работа по профилактике терроризма и экстремизма.
Профессор ЮНЕСКО по компаративным исследованиям духовных традиций, специфики их культур и межрелигиозного диалога по Северному Кавказу, профессор кафедры юридических и гуманитарных дисциплин филиала Дагестанского государственного университета в городе Дербенте, кандидат философских наук, доцент Гульчохра Сеидова поделилась опытом Республики Дагестан в поддержке межконфессиональных контактов. По ее словам, местные ученые, религиозные и политические деятели ведут активное сотрудничество с Исламской организацией по делам образования, науки и культуры (ISESCO). Именно на территории Дагестана находится самый старый город в России – Дербент. Его первое упоминание в письменных источниках относится к VI в. до н.э. В V в. н.э. здесь была построена персидская крепость. В VIII в. н.э. ее захватили арабы, переименовав в Баб-аль-Абваб («Ворота ворот») и положив начало распространению ислама на Северном Кавказе. Джума-мечеть Дербента – древнейшая в России входит в число пяти древнейших мечетей мира. Считается, что здесь, на религиозном кладбище Кырхляр, похоронены 40 сподвижников пророка Мухаммеда.
Как подчеркнула Г.Сеидова, современный Дагестан – это территория многовекторного межрелигиозного диалога. Важное значение для его поддержки имеет деятельность Духовного управления мусульман Кавказа во главе с муфтием Аллахшукюром Пашазаде, а также архиепископом Бакинским и Прикаспийским Русской Православной Церкви Александром (Ищеиным). Мусульмане и православные, по словам эксперта, заинтересованы в сохранение гражданского и конфессионального мира в этом регионе. Совместная молитва на могиле имама Хусейна в Кербеле. В марте 2010 года в Дербенте была открыта новая синагога и еврейский общинный центр, в связи с чем древний город посетил главный раввин России Берл Лазар.
Председатель общероссийской общественной организации «Ассоциация российских дипломатов» Игорь Халевинский напомнил, что важную роль в обсуждении проблем межконфессионального и межкультурного диалога имеет деятельность Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир», основанной по инициативе известного российского востоковеда, политического и общественного деятеля Евгения Примакова. Ныне ее деятельностью руководит президент Республики Татарстан Рустам Минниханов. В Москве и в Анкаре прошли «Айтматовские чтения за диалог культур», посвященные памяти известного советского писателя и дипломата, сторонника идеи партнерства цивилизаций и основателя Иссык-Кульского форума, первое заседание которого в октябре 1986 года собрало видных интеллектуалов Востока и Запада.
Яркое впечатление на гостей и участников конференции произвело выступление митрополита Казанского и Татарстанского Феофана (Ашуркова). «Весь путь моего служения проходил на стыке культур и религий: в Египте, Сирии, на Северном Кавказе, - отметил он. – В Александрии и Каире ко мне относились с подчеркнутым уважением, никому даже не приходило в голову меня оскорбить».
По словам церковного иерарха, главным противником мира на Востоке является общий враг христиан и мусульман - сатана и его исполнители. «К сожалению, наши противники опираются на серьезное военное и экономическое лобби. Вместо сотрудничества они стремятся путем жесточайшего насилия навязать народам нравственно неприемлемые ценности», - отметил митрополит Феофан. Тем большим контрастом выглядит стремление к межконфессиональному миру в России. Митрополит Казанский и Татарстанский напомнил, что решение о строительстве в Болгарах исламской академии и о восстановлении Свияжского православного Успенского монастыря были приняты практически единовременно и с учетом того, что между традиционными религиями России существуют не только разногласия, но и широкая платформа для взаимодействия.
На пленарном заседании конференции прозвучали выступления отечественных и зарубежных ученых, политических деятелей и религиозных лидеров. Особый интерес вызвало выступление Председателя Комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Общественной палаты Российской Федерации Иосифа Дискина, который отметил, что после распада биполярной системы в начале 1990-х годов либерализм как политическое течение претерпел серьезные изменения. «Произошло его перерождение в гражданскую религию, новое «единственно верное учение», которое необходимо навязать остальным, не считаясь ни с какими нюансами. Поэтому нас не должно удивлять ни намеренное оскорбление национальных и религиозных чувств, ни поддержка «цветных революций» со стороны ее адептов», - заметил эксперт. По его словам, деятельность радикальных псевдоисламских и даже неофашистских групп нельзя поддерживать, но необходимо понять, что это варварский ответ на менее варварское нежелание развитых западных стран считаться с многообразием мира.
По словам И.Дискина, современное человечество нуждается в новом варианте Вестфальского мира. Своего рода альтернативой межрелигиозному конфликту могла бы стать модель консервативной демократии, в рамках которой права меньшинств защищены постольку, поскольку они не бросают вызов религиозным и культурным ценностям большинства.
Участники пленарного заседания выразили единое мнение о необходимости укреплять добрососедские и партнерские отношения между религиями. Для этого необходимо, используя современные информационные технологии, формировать площадки для взаимодействия в интернет-пространстве, а также совместно противостоять вербовщикам тоталитарных сект и террористических организаций. Они высоко оценили роль Сирийской Арабской Республики в борьбе против международного терроризма.
В итоговой резолюции, принятой участниками конференции, было отмечено, что политика, проводимая рядом стран Запада, и прежде всего США, в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, нарушает нормы международного права и подрывает усилия по достижению справедливого мира в регионе. В этом же ключе необходимо понимать и декларацию президента США Дональда Трампа о принадлежности Голанских высот Израилю.
Участники форума резко осудили террористический акт, произошедший недавно в Новой Зеландии и приведший к многочисленным человеческим жертвам. Они осудили корни этого явления, ставшего результатом открытой пропаганды религиозной и этнической нетерпимости в прессе и социальных сетях.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs