Музей Востока, расположенный в старинном особняке на Никитском бульваре – одно из самых удивительных мест в Москве. Здесь, как в пещере Али-Бабы, несметное количество сокровищ, которые не просто драгоценны, но обладают способностью уводить в лабиринты сознания и приоткрывать двери в прошлое и будущее. Помимо постоянных экспозиций, представляющих разнообразное искусство народов Востока, здесь проводятся тематические выставки, высвечивающие то или иное явление в богатейшей культуре восточного мира.
С таким явлением как тугра с 15 марта по 7 апреля здесь знакомит выставка «Тугра: крымский символ российской государственности». Тугра – это каллиграфически выполненная подпись-монограмма, которой широко пользовались в официальной переписке османские султаны и крымские ханы. Самая ранняя из представленных на выставке тугр принадлежит османскому падишаху Орхану I Гази и датирована 1326 годом. Однако на выставке можно увидеть целую галерею тугр с именами правителей Российского государства в разные эпохи – Михаила Романова, Алексея Михайловича, Петра Великого, Александра I, Николая I и даже Владимира Путина.
Конечно, тугра нынешнего Президента РФ, выполненная художником Рамилем Насыбулловым, не является официальной подписью, так же, как и тугра президента Татарстана Рустама Минниханова, представленная на выставке. Но на протяжении нескольких веков тугры с именами российских правителей имели тот же статус, что и в Османской империи, а ранее в Золотой Орде, и были своеобразным кодом для налаживания межгосударственных и межцивилизационных контактов.
«Взаимное проникновение культур, символов и идей, политических практик является многовековой чертой российской и даже шире – всей евразийской цивилизации, - говорится в приветственном послании организаторам выставки от имени муфтия шейха Равиля Гайнутдина, председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации. – В последние годы тема взаимосвязей славянского и тюркского, мусульманского и христианского компонентов в становлении российской цивилизации также привлекает внимание исследователей и широкой публики. Выставка является прекрасным образцом профессионально и со вкусом выполненной научно-просветительской работы», она «внесет свою лепту в глубокое понимание российским обществом поликультурности как фундаментальной характеристики российской цивилизации и послужит целям консолидации общества», – отмечается в послании.
Приветствие муфтия, оформленное в виде грамоты, на открытии выставки приняла заместитель директора Музея Востока, искусствовед Татьяна Метакса:
– Выставка вот в таком составе – только тугра, представляющая совершенно великолепных мастеров разных времен, тугра, изображающая императоров российских, ханов – в таком составе она первый раз. Но мы давно и очень подробно работаем с Татарстаном: у нас была совершенно чудесная выставка каллиграфа Владимира Попова в 2000 году, у него были и шамаили, и тугры. Я помню, она занимала три больших зала! У нас была выставка шамаилей, которую мы делали тоже совместно с Татарстаном. В 2014 году была тоже очень интересная выставка «Крымские вышивки», где были экспонаты из Музея Бахчисарая.
– А как вам эти тугры с эстетической точки зрения?
– Я считаю, что ими можно любоваться. Они очень изящны. Тугра – это такой полет!
Выставка занимает всего один зал. Тугры размещены на постерах в строго хронологическом порядке, и каждая из них представлена не только как документ в виде увеличенной фотографии оригинала, но и как отдельная каллиграфическая композиция, выполненная золотыми буквами на темно-зеленом фоне. Экспонаты, которые можно увидеть на выставке, хранятся в нескольких российских архивах – Российском государственном архиве древних актов, Архиве Российской академии наук, Бахчисарайском историко-культурном и археологическим музее-заповеднике и Государственном архиве Республики Крым.
Куратор выставки – известный историк-востоковед,профессор Российской академии наук Илья Зайцев, специалист по восточной археографии, член правления Фонда «История Отечества».
– Как возникла идея этой выставки. Как вы ее собирали и в чем ее актуальность?
– Собирал я ее несколько лет. Идея о ней пришла ко мне довольно давно. В ходе моей архивной работы попадались образцы тугр, в том числе и русские тугры, которые были созданы для русских государей – поначалу царей, а потом императоров. И мне было интересно сопоставить эти тугры с той традицией, которая существовала в Крымском ханстве (потому что идея выставки была навеяна именно крымской ханской традицией), а потом и с Османской традицией – как первоначальной. Задача была – показать как русская тугра, этот язык политической каллиграфии был воспринят в Москве, а потом и в Петербурге, и как он использовался царской имперской властью для общения с мусульманами. И внутри империи, и за ее пределами, потому что мы знаем, что послания с этими туграми направлялись, в том числе, и за пределы Российской Империи – и в Индию, и даже в Монголию, не говоря уже о Средней Азии.
– Каково было предназначение этих тугр? Это как бы «электронная подпись царя»?
– Ну да, пользуясь современным языком, можно сказать, что это его «электронная подпись» или его монограмма, или его герб. В России тугры поначалу были не индивидуальные. Там была написана арабская формула «Милостью Владыки миров». Потом уже в России эти тугры стали индивидуальными. Вот мы видим здесь две тугры императора Петра I. Там можно прочитать на староосманском языке «Бурдус аль-Кабир Ибн Алексей…», то есть «Петр Великий сын Алексеевич, султан северных стран и хакан морей». Это на самом деле, его политическая программа. Это одновременно и титул, и подпись и герб. А вот еще одна его тугра, которую изготовили для Петра в 1722 году – во время своего Каспийского похода с помощью этого символа он обращался к мусульманам-шиитам, которые жили в Дербенте и на побережье Каспийского моря. То есть для него этот символ не был пустым звуком! Петр не так давно, в 1721 году, принял на себя титул императора и, естественно, посчитал необходимым использовать все атрибуты титула «падишах» на исламском Востоке вблизи Ирана, для того, чтобы показать законность и могущество своей власти. А потом этот знак стал использоваться российскими императорами в Крыму для легализации своей власти среди крымских татар – недавно присоединенного населения Крыма, для того, чтобы показать ему преемственность своей власти отчасти от крымских ханов.
На нашей выставке есть две уникальных тугры, которые явно имеют параллели с османскими и были изготовлены для императоров Александра Iи Николая I. Тугра Александра была сделана уже после его смерти. Эта его посмертная тугра, 1830 года, была установлена на фонтане несколькими крымско-татарскими беями в Бахчисарайском дворце в память о посещении этого места Александром I. Тугра была изготовлена из меди и до сих пор сохранилась, к счастью. И возможно, в скором времени она будет заново установлена там же, на этом фонтане. Было бы очень символично и хорошо, если б это произошло!
А вот тугра Николая. Мы видим, что они очень похожи. Возможно, даже были сделаны одним мастером или по одному образцу. В ней, по сути, та же политическая программа, та же надпись, только имя, естественно, изменено. Все остальное одинаковое – императоры были родственники, родные братья. Этот символ использовался на канцелярских документах, которые выпускали и градоначальник Симферополя, и губернатор Таврической губернии. Эта тугра заверяла официальные документы. Бумага с этим символом печаталась в типографии и выдавалась русским чиновникам, которые путешествовали по Крыму «с казенными надобностями», то есть ездили в командировки. И человек, которому предъявляли этот документ, даже не зная русского языка, понимал, что перед ним представитель власти, обладающий соответствующим мандатом.
На открытии выставки присутствовал Виталий Афиани, советник директора Архива Российской академии наук, заведующий кафедрой археографии РГГУ, почетный член Российской Академии художеств:
– На ваш взгляд, эта выставка какую ценность больше имеет – научную или эстетическую?
– Вы знаете, эти знаки – уникальный сплав искусства и документа. С одной стороны это искусство, безотносительно даже к тому, что это каллиграфия. А с другой стороны, это исторические документы определенных исторических эпох. Эти документы отражают и эволюцию тугры во времени, и восприятие этих политических деятелей со стороны, потому что их «девизы», очень емкие и содержательные, представляют большой научный интерес. Но самое главное: тугры нельзя воспринимать отдельно – или как эстетическое явление, или как какой-то знак на документе, говорящий о том, что какой-то руководитель его завизировал. Это именно сплав исторического документа и уникального художественного произведения.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs