ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Нарочницкая: Бомбардировка Югославии обесценила принципы международного права

10:38 27.03.2019 • Юрий Суманеев, редактор журнала «Международная жизнь»

Двадцать лет назад, 24 марта 1999 года, объединенные войска НАТО начали 78 дневную бомбардировку независимой Союзной Республики Югославии (СРЮ) с последующим вторжением и нарушением территориальной целостности этого государства. Нападение на Югославию было совершено без согласия Совета Безопасности ООН, вопреки всем международным нормам права и соглашениям. Причиной по версии Запада являлась защита местного населения Косово от «этнических чисток» со стороны сербских военных. Впоследствии Международный трибунал по бывшей Югославии якобы подтвердил ответственность югославских служб безопасности «за преступления против человечности» в отношении албанского населения Косова, особенно во время проведения операции НАТО. И сама военная операция и последующая цепочка судебных процессов показывает, что, несмотря на все факты неправомерности агрессии против независимого государства, силы НАТО и руководства западных стран продолжают отстаивать свои интересы на территории бывшей Югославии по сей день.

На прошедшей в Москве мультимедийной пресс-конференции, посвященной 20-й годовщине бомбардировок Союзной Республики Югославия, приглашенные эксперты сформулировали главные причины и последствия тех событий. Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Сербии в Российской Федерации Славенко Терзич привел катастрофические цифры человеческих и материальных потерь, которые показывают масштаб трагедии. За 78 дней на мирную Югославию самолетами НАТО было сброшено 420 тысяч ракет, что равняется 20 тысячам тонн в тротиловом эквиваленте, в том числе запрещенные кассетные бомбы, снаряды с обедненным ураном. Более 1200 самолетов совершили 35 тысяч вылетов. В результате авиа ударов погибли более 1000 сербских военных и более 3000 гражданских лиц, из которых более 100 детей. Разрушены тысячи жилых домов, десятки больниц, школ, церквей, мостов, электростанций, нефтеперерабатывающих заводов и других объектов гражданской инфраструктуры, без которых нормальная жизнь мирного населения была практически полностью парализована. Материальный ущерб, нанесенный интервенцией НАТО оценивается в 100 миллиардов долларов. «Целью операции было полное разрушение инфраструктуры, чтобы сломать ход нормальной жизни в стране, запугать и дезориентировать мирное население», - отметил С. Терзич.

О том, как велась военная операция против СРЮ рассказал президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов. «Через операцию в Югославии прогнали тысячи пилотов, которые проходили в небе над Белградом практическую боевую подготовку. То есть страну использовали как военный полигон с живыми мишенями в виде мирных граждан, в том числе женщин и детей. Вы понимаете, что в такой ситуации все население подвергалось смертельной опасности – на людях просто тренировали навыки неопытные пилоты. И хотя НАТО заявляло о точечных ударах исключительно по военным целям, было множество случаев, когда снаряды попадали в жилые дома, школы, больницы и так далее. Боеприпасы, особенно крылатые ракеты с обедненным ураном были предназначены к списанию. Их нужно было утилизировать, что американцы и сделали на сербской земле», - отметил Л. Ивашов. При этом генерал указал на то, что сама операция была тщательно спланирована и хладнокровно осуществлена. «Военные летчики НАТО методично уничтожали сначала наиболее важные цели, такие как средства связи, коммуникации, стратегические и жизненно важные объекты. Операция велась по всем канонам современных войн. Командующий операции американский генерал Уэсли Кларк прямо заявлял, что необходимо разрушить жизненно важные объекты инфраструктуры, чтобы привычная жизнь людей остановилась, и их невозможно было мобилизовать для оказания сопротивления. Все было тактически просчитано, и использовались средства, которым противник не сможет нанести ущерба – сверх современная ударная авиация. У сербской армии не было сил ПРО, способных отразить такие мощные атаки. Все мы помним, как на митингах местные жители писали на плакатах: «Дай Россия нам С-300 – наше небо будет чисто». Вопрос о поставках обсуждался и был план переброски таких систем, но могу сказать, что с учетом такого колоссального количества сил, использованных в операции, исход был бы ровно тем же, а может быть и более плачевным для Югославии», - заключил эксперт. Л. Ивашов также назвал главные причины, по которым натовцы не развязали наземную операцию на территории СРЮ. Во-первых, по его мнению, сербская армия была многочисленна и хорошо подготовлена. Во-вторых, ни одна страна НАТО не хотела первой вступать на территорию Югославии. «Они попросту боялись. Я вспоминаю, как тогда переполошились болгары, которых толкали на роль первопроходцев. Они узнавали тогда по всем каналам, будут ли русские воевать за сербов. Если бы мы полноценно воевали за них – исход мог быть совсем иным. Но в отличие от случая с Крымом, тогда просто не хватило политической воли, чтобы вступиться за наших союзников», - напомнил генерал Ивашов.

В продолжение темы президент Фонда изучения исторической перспективы Наталия Нарочницкая отметила: «В тот период наша страна переживала острый политический кризис. Мнения по многим вопросом как внутренней, так и внешней политики расходились. Власть очень сильно была повязана и зависела от Запада. Да и в политической элите Югославии был такой же раскол. Это, кстати одно из направлений спланированной операции по развалу СРЮ. Раздробление шло двумя путями: обученные в США и западной Европе чиновники на местах и обученные спецслужбами террористы в Косово. Напомним, что до событий 1999 года Югославия была 10 лет под санкциями, что давало возможность проамериканской части истеблишмента пользоваться недовольством части населения и расшатывать позиции Милошевича». Говоря о внешних факторах, которые привели к военным действиям, Н. Нарочницкая отметила важнейшую роль Германии в развязывании конфликта 1999 года. По ее словам, не США, а именно Германия, в которой «взыграл менталитет Первой мировой войны» первой провозгласила независимость Хорватии и Словении, с чего и начался распад СРЮ. «Французские геополитические СМИ писали тогда: Складывается впечатление, как будто Германия выиграла первую мировую войну. После этого англосаксы вмешались в дело, чтобы Германия не пошла дальше в своих амбициях. Им важно было взять ее под свой контроль и растворить в этом общем большом проекте. Понимаете, немецкие военные самолеты в небе над Белградом – это слишком сильный психологический шаг. Мир бы этого не потерпел», - заметила Н. Нарочницкая. По ее словам «титовская Югославия» была специфическим «блоковым довеском» к существующей тогда системе мира, и славянские народы Балкан переживали тогда настоящую «эмансипацию». «Тито был одним из лидеров движения неприсоединения. Он хотел и создал невиданную доселе федерацию балканских народов. Этот проект был очень выгоден англосаксам, как некое сбалансированное решение для Балкан в рамках блоковой системы», - отметила Н. Нарочницкая. Поэтому «титовская Югославия» была создана в том числе и с «благословения» США и Великобритании. Но просуществовала она ровно столько, сколько в ней нуждался Запад. Причина разрушения СРЮ по мнению Н. Нарочницкой была в «антиатлантизме» Югославии, который мешал продвижению НАТО на Восток и на Юг. «Это была главная геополитическая причина бомбардировок. Ее вуалировали современными для того времени порицаниями власти СРЮ, клеймя ее тоталитарным режимом, которому не место в Европе конца 20 века», - добавила Н. Нарочницкая.

Она также обратила внимание на то, что как и в боснийском конфликте, в случае с Югославией были нарушены все международные нормы права, в том числе устава самой НАТО. «НАТО – это оборонительный союз. В её военной доктрине четко прописано, что члены организации вступают в военные действия, когда одному из них угрожает опасность военной агрессии со стороны третьих стран. Югославия никому не угрожала. Поэтому военное вторжение в страну, одну из основательниц ООН и подписантов Хельсинского заключительного акта – было концом международного права и той системы, которая была создана по итогам окончания Второй мировой войны. После этого началось ползучее, а иногда обвальное нарушение международного права, легализация так называемых «гуманитарных интервенций», «экспорт стабильности», под которой можно понимать все что угодно. Эта система рухнула и Запад пошел ва-банк, прибирая к рукам все, что можно», - заключила Н. Нарочницкая.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати