В конце 2019 года истекает срок действия контракта на транзит российского газа через территорию Украины далее в Европу, и украинская сторона уже активно нагнетает напряженность вокруг вопроса подписания нового документа в надежде обеспечить себе при поддержке Европейского союза максимально выгодные условия. Глава украинского «Нафтогаза» Андрей Коболев заявил (без указания источника информации), что «Газпром» «уже начал официально уведомлять страны, которые граничат с Украиной или находятся в зависимости от нашего транзита, что с начала 2020 года этого транзита не будет». Ранее в марте текущего года Андрей Коболев уже предупреждал о том, что Украине грозит полная потеря транзита российского газа: «Мы потеряем весь транзит, потому что есть еще «Турецкий поток», который, с большой вероятностью, построят и запустят к концу 2019 года». [1]
Помимо несомненного внутриполитического сигнала в разгар предвыборной президентской кампании на Украине, заявление главы «Нафтогаза» стало еще одним элементом в кампании, развернувшейся в последние месяцы против реализации российских проектов сооружения газопроводов в Европу.
Данная кампания продолжается не первый день, хотя в Москве намерены сохранить транзит газа через Украину и после введения в действие трубопроводов «Северный поток – 2» и «Турецкий поток». Российский президент Владимир Путин в ходе встречи с федеральным канцлером Германии Ангелой Меркель в августе 2018 года отметил, что Россия планирует сохранить транзит газа через Украину. При этом он подчеркнул, что для России главное, чтобы «украинский транзит соответствовал экономическим требованиям, был экономическим во всех смыслах этого слова», [2] т.е. был конкурентным с точки зрения тарифов.
В кампании против российских проектов активно участвуют ряд государств-членов Европейского союза во главе с Польшей и прибалтийскими странами. Они требуют от руководства ЕС и, прежде всего, Еврокомиссии заблокировать для начала сооружение газопровода «Северный поток – 2» из России в Германию.
Достижению указанной цели должны были помочь поправки в Газовую директиву ЕС, которые Еврокомиссия представила еще осенью 2018 года. Они предусматривали распространение на проекты морских поставок газа в ЕС из третьих стран ограничительных норм Третьего энергопакета ЕС, запрещающих, в частности, совмещать деятельность по продаже и транспортировке газа. Речь шла, по сути, о попытках ЕС посредством поправок в Газовую директиву уравнять в правах наземные и подводные газопроводы.
Однако благодаря соглашению, достигнутому накануне решающего голосования Германией и Францией, в первоначальный текст поправок, подготовленный председательствующей в первом полугодии 2019 года в Совете ЕС Румынией, были внесены существенные коррективы, фактически лишающие Еврокомиссию права собственноручно устанавливать нормы для подобных проектов и блокировать их реализацию. Занявшую наиболее жесткую позицию в поддержку проекта «Северный поток – 2» Германию поддержали, в частности, представители Нидерландов, Бельгии, Австрии, Греции и Кипра.
Согласно документу, одобренному в феврале комитетом постоянных представителей государств-членов Европейского союза, вопросы применения к проектам морских газопроводов стандартов Европейского союза будут определяться тем государством, на территории которого находится пункт получения газа. В случае с проектом «Северный поток – 2» таким государством выступает Германия. Как отмечают источники в Брюсселе, подобный подход не угрожает реализации проекта, хотя и может сделать процесс сооружения и ввода в эксплуатацию трубопровода более длительным и затратным. «Что касается Газовой директивы, мы достигли соглашения, и это стало возможным благодаря тому, что Германия и Франция тесно сотрудничали», - так прокомментировала принятое решение федеральный канцлер Германии Ангела Меркель. [3]
Именно Германия теперь сможет вести переговоры с Россией о порядке применения Газовой директивы ЕС конкретно к проекту «Северный поток - 2». В противном случае «Газпром» был бы вынужден отказаться от функций оператора газопровода и мог бы его использовать не более чем на 50% изначальной пропускной мощности. [4]
Комитет Европарламента по промышленности, исследованиям и энергетике поддержал проект доработанной Газовой директивы 18 марта. «Комитет Европарламента поддержал поправки в Газовую директиву ЕС. Возможно, голосование было слишком коротким, вы ждали большего, но это то, что я могу вам предложить сегодня», - так прокомментировал принятие документа глава комитета Ежи Бузек. [5]
Министр иностранных дел России Сергей Лавров, комментируя принятие компромиссной директивы, заявил, что ему хочется верить тем, кто называет документ победой здравого смысла. При этом он подчеркнул, что проект «Северный поток - 2» экономически выгоден для всех участников. [6]
Передавая мандат на ведение переговоров Германии, в Еврокомиссии, тем не менее, пытаются сохранить в своих руках определенные рычаги воздействия на ситуацию. В частности, Берлин и Москва в целях обеспечения правового режима газопровода «Северный поток – 2» должны будут провести отдельные переговоры и заключить специальное соглашение. В свою очередь, начало подобных переговоров должно быть санкционировано Еврокомиссией за несколько месяцев до их начала. При этом Брюссель может запросить дополнительную информацию, после получения которой временные рамки вновь будут отодвинуты. Аналогичная процедура затягивания вопроса уже была апробирована Еврокомиссией в отношении наполнения газопровода Opal как ответвления трубопровода «Северный поток – 1»: процесс выдачи разрешения на его исключение из ограничительных норм Третьего энергопакета затянулся более чем на два года.
Вместе с тем, сторонникам скорейшего введения в действие поправок к Газовой директиве ЕС придется поторопиться. Они еще должны быть одобрены на уровне министров стран-членов ЕС, а также в Европарламенте. Состав же последнего в конце мая текущего года будет переизбран, после чего изменится и состав Еврокомиссии.
Уже сегодня кандидаты на пост главы исполнительного органа ЕС активно включаются в дебаты по поводу перспектив взаимодействия с Россией в энергетической сфере. И если нынешний вице-премьер правительства Италии, министр внутренних дел и один из лидеров «Лиги Севера» Маттео Сальвини настроен в пользу налаживания сотрудничества с Москвой, то депутат Европарламента от Германии Манфред Вебер пообещал сделать «все возможное, чтобы остановить» проект «Северный поток - 2». Тем не менее, как отмечает американское агентство деловых новостей The Bloomberg со ссылкой на источники в Брюсселе, Европейский союз рассчитывает закончить разработку новой версии Газовой директивы ЕС до предстоящих выборов в Европарламент. «Согласно договоренности, начнутся переговоры с участием Европейского парламента для финальной версии законопроекта», при этом стороны рассчитывают, что окончательное соглашение будет заключено «не позже конца мая», - указывает издание. [8]
И в Еврокомиссии старательно торопятся. Как подчеркивал ранее генеральный директор гендиректората по энергетике Доминик Ристори, модифицированная Газовая директива ЕС должна вступить в силу до запуска газопровода «Северный поток – 2» с тем, чтобы ее действие распространилось на указанный проект.
Помимо этого в сложившейся ситуации не следует недооценивать и коммерческую заинтересованность в политическом и санкционном давлении на участников проекта «Северный поток – 2» со стороны США. Наибольший риск для этого проекта сейчас представляют санкции, которые грозятся ввести США, - подчеркивает в связи с дебатами в Брюсселе директор по исследованиям компании Vygon Consulting Мария Белова. Комитет по иностранным делам американского Сената намерен рассмотреть резолюцию с призывом остановить этот проект. Еще в декабре 2018 года палата представителей Конгресса США приняла аналогичную резолюцию, в которой призвала Европу отказаться от проекта «Северный поток - 2», а президента США Дональда Трампа - ввести против его участников санкции. К сожалению, управлять этим риском невозможно, тем более в условиях, когда США становятся все более бесцеремонными в продвижении своих экономических интересов, особенно в части маркетинга своего сжиженного природного газа (СПГ) в Европе, - подчеркивает Мария Белова. [9]
Нынешняя интенсивность давления США на европейские страны в вопросах газовых поставок напрямую связана с прогнозом спроса на газ, обнародованным Еврокомиссией. Из него следует, что к 2023 году поставки американского сжиженного природного газа в Европу, даже увеличившись в 2,4 раза по сравнению с нынешними показателями, смогут покрыть лишь 1,6% общеевропейского потребления, при том, что доля «Газпрома» на соответствующем рынке уже сегодня составляет порядка 37%. Более того, эксперты Еврокомиссии прогнозируют, что поставки из России смогут потеснить американцев даже на рынке СПГ – за счет сырья, поставляемого с заводов арктического кластера ПАО «НОВАТЭК». Не следует также недооценивать опережающий рост спроса на газ в Китае. «Учитывая, что спрос в Китае растет двузначными темпами в процентах, было бы неприятно конкурировать с ценами, которые предлагает Китай», - признают источники на европейском газовом рынке. [10]
Планы США ввести санкции против участвующих в проекте компаний «вызывают вопросы с точки зрения международного права», - так прокомментировали намерения Вашингтона в отношении участников проекта «Северный поток – 2» в Австрии. Как подтвердил глава австрийского концерна OMV Райнер Зеле, Москва давно зарекомендовала себя в качестве надежного поставщика энергоресурсов. [11]
В Германии также не намерены уступать нажиму США. «В последние месяцы Берлин упорно противостоит давлению со стороны администрации Трампа, которая хочет остановить строительство трубопровода «Северный поток - 2», потому что он увеличит объемы поставок российского газа в Германию», - признает орган американских деловых кругов газета The Wall Street Journal. [12]
В сложившейся расстановке сил многое будет зависеть как раз от итогов предстоящих выборов в Европарламент. Если в составе этого органа увеличат свое представительство «евроскептики», оппоненты брюссельской бюрократии и сторонники налаживания конструктивного взаимодействия с Россией, в том числе в энергетической сфере, острота противостояния вокруг проекта «Северный поток – 2» в Евросоюзе может снизиться. Однако вмешательство США и провокационные действия и заявления Киева носят более долгосрочный характер и в этих условиях могут даже усилиться.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Примечания:
[1] URL: https://www.rbc.ru/business/20/03/2019/5c929ce39a79473e8a5d4a0a
[2] URL: https://www.rbc.ru/politics/21/08/2018/5b7c03349a794733913025be
[3] URL: https://www.rbc.ru/business/08/02/2019/5c5d65789a79470dfab4a387
[4] URL: https://www.kommersant.ru/doc/3879947
[5] URL: https://tass.ru/ekonomika/6230509
[6] URL: https://ria.ru/20190316/1551860023.html
[8] URL: https://www.rbc.ru/business/08/02/2019/5c5d65789a79470dfab4a387
[9] URL: https://www.rbc.ru/business/08/02/2019/5c5d65789a79470dfab4a387
[10] URL: https://www.kommersant.ru/doc/3907454
[11] URL: https://ria.ru/20190316/1551860023.html
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs