Фото автора
27–28 февраля в Ханое (Вьетнам) состоялась вторая встреча президента США Дональда Трампа с лидером КНДР Ким Чен Ыном. Как предсказывали эксперты, в частности, Чрезвычайный и Полномочный Посол, вице-президент Российского совета по международным делам Глеб Ивашенцов, соглашение не было заключено. Во время мультимедийного круглого стола на тему «Встреча лидеров США и КНДР в Ханое: последствия для региональной безопасности» в пресс-центре МИА «Россия сегодня» он отметил, что переговоры закончились безрезультатно по причине того, что ядерная проблема Корейского полуострова является частью общекорейской проблемы. «Существует очень много деталей, сложностей, узлов противоречий. Решить проблему в течение одного или двух саммитов физически невозможно»,- обратил особое внимание Глеб Ивашенцов. Кроме того,по его мнению, Ким Чен Ын вряд ли пошёл бы на какие-либо соглашения с таким ненадежным партнером как Дональд Трамп.
В свою очередь, заведующий отделом Кореи и Монголии Института востоковедения Российской академии наук (РАН) Александр Воронцов подчеркнул, что отсутствие подписанного соглашения не является провалом. По его словам, важен тот факт, что они встретились, и дипломатический процесс продолжается. «Диалог – огромный прорыв сам по себе»,- отметил эксперт. Александр Воронцов считает, что второй раунд переговоров не последний в этой дипломатической саге. «Она только начинается»,- заявил он.
Заведующий отделом Кореи и Монголии Института востоковедения РАН отметил, что Дональд Трамп и Ким Чен Ын продемонстрировали желание идти навстречу друг другу. Он обратил внимание на тот факт, что есть определённые ограничители, и на каких условиях будет урегулирована проблема сейчас трудно предсказать. «Это не окончание переговорного процесса, что обе стороны подчеркивают. США и КНДР убедились, что сейчас они не готовы пойти на большие уступки. При этом, Пхеньян пошел на переговоры не потому, что он собирается капитулировать. Он ищет новый тип отношений с США и готов за это хорошо заплатить, но не в том объеме пока, который Вашингтон от него ждет и надеется»,- отметил Александр Воронцов. По его мнению, это сложные переговоры двух сторон, каждая из которых четко понимает, что хочет и готова защищать свои интересы. При этом, каждая из них заинтересована в продолжении диалога.
Говоря о причинах выбора американским президентом дипломатического пути решения проблемы, Глеб Ивашенцов отметил, что изначально мысли у Дональда Трампа о силовом давлении были. «Так, в январе 2018 года в Ванкувере по американской инициативе было проведено совещание Министров иностранных дел 16 государств, войска которых участвовали в корейской войне в составе, так называемых, сил ООН. Есть одна версия, чего хотели американцы добиться. Как рассказывали, они зондировали в Совете Безопасности ООН возможность предоставления американскому флоту и военно-воздушным силам (ввс) права задерживать и досматривать северокорейские суда от имени ООН, как это было во время корейской войны. Но у них не получилось. Они поняли, что в Совете Безопасности такой резолюции не проведут. Тогда у них возникла мысль сделать по типу Ирака, когда Совет Безопасности не принял никаких резолюций о вмешательстве ООН, и была создана «коалиция желающих», которая приняла участие в агрессии против Ирака. Здесь, очевидно, был такой же ход. Однако они поняли, что никто из 16 государств не пожелал на это пойти. И Дональд Трамп был вынужден решать вопросы дипломатическим путем, поскольку никакие военные действия не были возможны»,- обратил внимание Чрезвычайный и Полномочный Посол.
Другие причины, по мнению Глеба Ивашенцова,заключаются в том, что с самого начала Дональду Трампу переговоры с КНДР нужны были только для личного пиара, а также чтобы отвлечь граждан США от внутренних проблем. «Показательно то, что до сентября 2017 года он о корейской проблеме никогда нигде не говорил. Американский президент инициировал саммит в Сингапуре, который был рассчитан на телевизионную картинку «Северная Корея угрожает США, а он пришел, увидел, победил». Этим Дональд Трамп себе и своей партии подготовил успех на выборах в ноябре 2018 года в Конгресс»,- подчеркнул эксперт. Он добавил, что сейчас переговоры состоялись, поскольку президенту США нужно было отвлечь граждан от внутренних проблем, таких как шатдаун, проблемы со стеной на границе с Мексикой, им также недовольны и в связи с выводом войск из Сирии.
Во время круглого стола эксперты также отметили, что за прошедшие два года произошло значительное улучшение имиджа Ким Чен Ына, его «раздемонизация». «Два года назад он был в глазах США и Запада в целом «злым карликом с ракетой», а сейчас Дональд Трамп его называет великим деятелем. При этом, в Северной Корее все убеждены, что он превзошел деда и отца. Он останется на многие годы руководителем своей страны. В то время, как Дональду Трампу все время грозят импичментом. Он каждый день должен отвечать на нападки»,- обратил особое внимание Глеб Ивашенцов.
Говоря о роли третьих стран в решении северокорейского вопроса, Александр Воронцов отметил, что Дональд Трамп после прошедших переговоров высоко оценил роль Китая и России в решении корейских проблем. «Присутствует понимание реальности – эти два государства обладают возможностями, которых нет у США»,- подчеркнул эксперт. Кроме того, по его мнению, к шестистороннему формату (Россия, США, Китай, КНДР, Южная Корея и Япония) в том или ином виде еще вернутся. «Первый этап – развитие двусторонних треков. Однако на определённом этапе логика потребует широкой многосторонней формы с участием, прежде всего, шести стран»,- заявил заведующий отделом Кореи и Монголии Института востоковедения РАН.
В свою очередь, Глеб Ивашенцов отметил, что как раз благодаря шестистороннему формату можно будет найти какое-то решение, поскольку Северной Корее нужны гарантии безопасности, но они не доверяют США по понятным причинам. «Вашингтон наглядно подтвердил свою недоговороспособность, выходя из договоров своих предшественников. Нужны широкие международные гарантии. Поэтому если бы вопрос о решении ядерной проблемы Корейского полуострова был бы разрешен широким международным документом шести заинтересованных сторон, было бы эффективнее»,- заключил Чрезвычайный и Полномочный Посол.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs