В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина подходит к завершению выставка «Пикассо и Хохлова», в которой демонстрируются произведения живописи и графики из коллекции Национального музея Пикассо в Париже, и почти неизвестные работы художника и архивные материалы из семейного собрания, которые предоставил Фонд поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо (FABA) в Мадриде.
По словам Марины Лошак, директора ГМИИ им. А.С.Пушкина, «выставка посвящена чрезвычайно важному периоду в жизни Пабло Пикассо, связанному с его русской женой, балериной Ольгой Хохловой. Мы представляем свою версию истории их совместной жизни, рассказываем о русском следе в биографии мастера. Вместе со зрителем мы пройдем через разные этапы этой чрезвычайно интересной и драматичной истории, которая не только внутренне изменила самого художника, но и оказала огромное влияние на его искусство».
Выставка, посвященная Пабло Пикассо и его русской жене Ольге Хохловой, впервые прошла в Париже в 2017 году и была подготовлена к столетию их знакомства.
На нынешней выставке в Москве произведения и документы, показанные в Париже, дополнены хранящимися в музее имени Пушкина фотографиями, которые в 1920-ые годы Ольга Хохлова посылала своим оставшимся в России родственникам. Таким удивительным образом спустя целый век семейная история, разделенная на две части Февральской и Октябрьской революциями, Первой мировой и Гражданской войнами, была восстановлена и воссоединена.
Поднявшись по знаменитой мраморной лестнице музея, посетитель видит большой кофр с инициалами О.Р. (Ольга Пикассо). С этой находки и началась история этого проекта. После смерти Хохловой этот старый дорожный сундук был обнаружен Бернаром Руис-Пикассо, внуком Ольги и Пабло, на чердаке ее дома в Нормандии. Когда его открыли, оказалось, что внутри находятся настоящие сокровища – ее Библия, распятие, балетная пачка, пуанты, письма, документы, фотографии – большое количество уникальных материалов, касающихся истории отношений Ольги и Пабло.
Выставка построена по хронологическому и тематическому принципам. Зрители постепенно погружаются в мир художника и его музы, а затем следуют за ними вплоть до разрыва их отношений восемнадцать лет спустя.
Белый зал Пушкинского музея посвящен совместной жизни Пикассо и Хохловой. На экране в глубине специально установленной сцены с занавесом демонстрируются любительские киносъемки жизнерадостных Ольги и Пабло.
Их встреча произошла в Риме весной 1917 года. Ольга с 1911 года была танцовщицей в труппе «Русских балетов» Сергея Дягилева. Пабло выполнял декорации к балету «Парад», в котором она участвовала. Их брак вначале был союзом двух равноценных творческих личностей. Фотографии Ольги, рисунки и шаржи Пабло, относящиеся к этому времени, можно увидеть на выставке. Здесь также представлен уникальный документ, клятва Пикассо и Хохловой в верности друг другу до смерти, составленный на клочке бумаги до свадьбы в 1918 году.
Еще до встречи с Хохловой Пикассо начал обращаться к неоклассицизму. Появление Ольги в судьбе Пикассо совпало по времени с началом изменений в творческой манере художника в этот «классический» период. Его жизнь стала размеренной и светской, а искусство - эпическим и монументальным.
Одну из первых своих работ, посвященной возлюбленной, картину «Ольга Хохлова в мантилье» (1917 г.) Пабло Пикассо хотел отправить своей матери, чтобы та посмотрела, как выглядит ее будущая невестка и как она похожа на настоящую испанку. Портрет выполнен в реалистической манере, что очень контрастирует с кубистическими декорациями, которые художник создает в это же время. Искусствоведы связывают изменения в его творчестве с влиянием Ольги, которая хотела узнавать себя в портретах, написанных ее мужем.
На выставке представлены несколько произведений Пикассо в классической манере, в которых он использовал различные техники. Его гравюра «Портрет Ольги в меховом воротнике» (1923 г.) сделана в духе старых мастеров. Выбранная в качестве афиши московской выставки работа «Задумчивая Ольга» (1923 г.), выполнена пастелью, но издалека напоминает античную фреску. «Три женщины у источника» (1921 г.) также отсылает к античным творениям и одновременно отражает реалии испанской деревенской жизни. «Портрет Ольги в кресле» (1918 г.) кисти Пикассо можно сравнить с оригинальной постановочной фотографией, которая была им использована для написания картины. Кресло, в котором сидела Ольга, было украшено рисунком в русском стиле. Оно было обнаружено в том же доме в Нормандии, что и дорожный сундук, и также представлено в Пушкинском музее.
Интрига проекта во многом выстроена вокруг темы одиночества и отрешенности Ольги Хохловой. В разделе выставки под названием «Меланхолия» на полотнах Пикассо мы видим Хохлову печальной. На протяжении долгого времени грусть Ольги объяснялась историками искусства тем, что она была суровой и строгой русской женщиной с нелегким характером. Пикассо часто рисовал ее в холодных синих тонах. Но обнаруженные в сундуке письма к Хохловой от ее родственников из России, показанные на выставке в Москве, приоткрывают тайну ее печали.
Ольга покинула родину в 1915 году, отправившись на гастроли по Европе, Северной и Южной Америке с труппой Дягилева. С 1917 года письма от родственников из России перестали поступать. И только через три года она получила известия о том, что ее отец пропал без вести, один брат погиб, другой оказался в эмиграции в Сербии, а мать и сестра дворянского происхождения прозябали в бедности в Тифлисе. Хохлова всю жизнь испытывала чувство вины за свое благополучие. В своих письмах к родственникам Ольга умалчивает о том, какую роскошную жизнь она, будучи женой модного художника, ведет в Париже. В круг ее общения входят Игорь Стравинский, Жан Кокто и устроитель роскошных балов граф Этьен де Бомон. Об этом рассказывается в разделе выставки «Смена декораций».
Большая часть выставки посвящена родившемуся в 1921 г. Полю, сыну Ольги и Пабло. Родители возлагали на него большие надежды. Вечная классическая тема материнства по-своему была переработана Пикассо. Он возвращается к aнтичности и Ренессансу. На свет появляются работы «Женщина с ребенком», «Семья на берегу моря», «Материнство». Пикассо изображает сына в различных ситуациях - в маскарадных костюмах Пьеро и Арлекина (alter ego Пикассо), верхом на ослике и за рисованием.
Во второй половине 1920-х годов Пабло Пикассо увлекся другой женщиной. Ему хотелось отвергнуть наскучившую ему Хохлову. Постепенно изображение Ольги на его полотнах меняется. Он больше не приукрашивает ее образ. Он правдив в своем жестоком ее изображении, которое становится сюрреалистическим видением с искаженными формами. Такой Ольга предстает на картине «Большая обнаженная в кресле» (1929 г.) в выставочном разделе «Превращение». А в тематическом разделе «Купальщицы» на полотне «Фигуры на берегу моря» (1931 г.) Хохлова изображена в серых тонах.
В 1930-х годах Пикассо, разрывавшийся между долгом перед женой и молодой возлюбленной, изобразил свою личную историю в мифических образах. В его работах этого периода коррида и распятия стали метафорами брака.
Несмотря на разрыв их отношений, Ольга оставалась до дня своей смерти в 1955 официальной женой Пабло и в течение последних двадцати лет жизни пыталась его вернуть. Она сохранила для потомков принадлежавшие кисти ее великого мужа те произведения, которые сейчас экспонируются в Москве.
После окончания выставки в России, на родине Хохловой, жизнь проекта продолжится в Испании (в Малаге и Мадриде), на родине Пикассо.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs