Ирина Ивахнюк, Елена Алексеенкова
Фото: РСМД
Международная миграция является одним из ключевых и противоречивых трендов в современном мире. Она предоставляет возможности и в то же самое время несет в себе вызовы. Так, миграционная проблематика в последнее время все чаще становится предметом серьезных противоречий между государствами, например, в Европе и в Америке.
Профессор экономического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, доктор экономических наук, эксперт РСМД Ирина Ивахнюк во времягородского завтрака, организованного Российским советом по международным делам в библиотеке им. Ф.М. Достоевского на тему управления глобальными миграционными процессами, отметила, что в последние годы тон разговора о миграции в международном сообществе сильно изменился. «В 2006 году, когда мировая экономика была на подъеме, имело место воодушевление, связанное с миграцией. Предпринималась попытка доказать, что миграция представляет собой важный ресурс для активизации мировой экономики. Однако когда начался кризис в Европе, стало очевидно, что большие массы стихийной миграции могут привести к значительным проблемам. В частности, это привело к расколу внутри Европейского Союза», - отметила эксперт.
По словам Ирины Ивахнюк, перед современными государствами стоит сложный вопрос, на который пока нет ответа: как сделать так, чтобы миграция была во благо всех — и принимающих стран, и стран-доноров? «Ни одна страна в мире не достигла того, чтобы управление миграции было действительно на благо принимающего общества и на благо мигрантов, которые там присутствуют, и чтобы при этом всем от этого было хорошо», - обратила внимание доктор экономических наук.
По ее мнению, одной из сложностей управления миграционными процессами является морально-этический аспект. Существует противоречие между политикой в отношении мигрантов на национальном и международном уровне. «В глобальном масштабе акцент делается на проблеме прав человека, в то время как общества принимающих государств не готовы к массовому притоку мигрантов в свои страны», - отметила профессор экономического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова.
Эксперты сходятся во мнении, что одним из возможных решений миграционных проблем является подготовка общества к принятию мигрантов, в частности, в России. «Для этого необходимо проводить информационную работу с населением. Объяснять, что если мигранты уедут в свои страны, где экономическая ситуация хуже чем в России, это будет чревато социальными взрывами, что совершенно не в интересах Российской Федерации. Если это случится, условно в Узбекистане, в Россию хлынет поток беженцев. А это совершенно другие обязательства с российской стороны в отношении этих людей. Пусть они лучше приезжают, работают, обеспечивают себя, свои семьи, а также определенный уровень жизни в своей стране», - заключила Ирина Ивахнюк. В свою очередь, менеджер по аналитической работе РСМД, старший научный сотрудник Отдела Черноморско-Средиземноморских исследований Института Европы РАН Елена Алексеенкова отметила, что с социокультурной точки зрения общества тяготеют к закрытости, и поэтому частью грамотной миграционной политики современного государства должна быть информационная работа помимо создания дееспособной и работающей системы права. «Государство должно объяснить обществу, почему прием мигрантов может быть позитивным явлением, очень важным для благополучия страны», - обратила внимание аудитории эксперт.
Продолжая тему восприятия мигрантов в обществе, Елена Алексеенкова отметила, что оно зависит от действующей в стране системы правоприменения. Когда она отсутствует, члены принимающего общества не чувствуют себя в безопасности, живя бок о бок с «чужаками». Когда же система правоприменения эффективно функционирует в государстве, общество не ощущает опасности, исходящей от мигрантов, и относится к ним нейтрально. В качестве примера, подтверждающего данную гипотезу, эксперт сравнила отношение к мигрантам в арабских государствах и в Европе. При этом, по мнению Елены Алексеенковой, для эффективного правоприменения необходима эффективная система контроля над соблюдением норм и над правонарушениями.
Говоря о международном регулировании, эксперты отметили роль Глобального договора о безопасной, упорядоченной и легальной миграции. По мнению Ирины Ивахнюк, он представляет собой попытку несколько изменить сам диалог о миграции, создать общий язык для обсуждения вопросов управления миграцией. «Документ не имеет обязательной силы. Однако это качественно новый формат обсуждения миграционных вопросов», - отметила доктор экономических наук.
По словам Ирины Ивахнюк, для России миграционная тема также важна. Она подчеркнула, что в такой стране как Россия, в которой присутствуют многочисленные мигранты разных категорий, должно быть самостоятельное ведомство, которое занимается всеми вопросами миграции «в рамках одних стен».
После мероприятия профессор экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, эксперт РСМД Ирина Ивахнюк ответила на вопросы журнала «Международная жизнь».
«Международная жизнь»: Ирина Валентиновна, говоря о современных европейских проблемах, часто идет речь о миграционном кризисе в Европе, его негативных последствиях. На Ваш взгляд, сможет ли Европа выйти из миграционного кризиса в ближайшей перспективе, решить проблемы связанные с иммиграцией?
Ирина Ивахнюк: В Европе не миграционный кризис, а кризис менеджмента, то есть управления иммиграцией. Он сбавил сейчас свою остроту, но, тем не менее, все еще существует. Самое печальное в этой ситуации то, что кризис привел к расколу внутри стран Европейского Союза. Это большое испытание для общеевропейских ценностей, которые вырабатывались и внедрялись десятилетиями.
Я думаю, что они преодолеют кризис. Однако никто не знает, «полыхнет» ли где-нибудь еще. Если это случится, например, на Ближнем Востоке или в Северной Африке, то может начаться еще одна волна иммиграции, которая вновь обострит ситуацию в Европе.
«Международная жизнь»: Анализируя современные тенденции в области миграции, помимо миграционных проблем в Европе эксперты упоминают и ситуацию в США. Как Вы оцениваете проводимую миграционную политику при администрации Дональда Трампа?
Ирина Ивахнюк: Мне кажется, что это политика от отчаяния. Стену строить – не эффективно, смешно. Давно доказано, что чем больше препятствий возникает на пути иммигрантов, тем больше возрастает незаконная иммиграция. Любопытно отметить, что впервые о незаконной иммиграции заговорили именно в США в 1960-е годы.
В 1943 году правительство Соединенных Штатов в сотрудничестве с мексиканским правительством разработало упрощенную систему заключения трудовых договоров, получившую название «программа брасеро». Она предусматривала выделение южным штатам финансирования для привлечения мексиканских трудовых мигрантов на период сбора сельскохозяйственного урожая. Оно из года в год продлевалось. В начале 1960-х годов программа была остановлена обоими государствами, в частности по инициативе американских профсоюзов. Профсоюзное лобби надавило на правительство, и соглашение не было продлено. Однако процесс миграции обладает инерцией. И на следующий год в южные штаты все равно приехали на работу ставшие нелегальными мигранты из Мексики. Отсутствие у них легального статуса сделало их уязвимыми: их могли депортировать в любой момент, им могли не доплатить или не заплатить вовсе. Именно тогда США впервые столкнулись с проблемой нелегальной миграции. И попутно возникает вопрос – кто больше всего выиграл от нелегальной миграции? Я думаю, что владельцы этих плантаций. Не исключено, что это была многоходовая конструкция.
На мой взгляд, сегодня США ведут себя вызывающе и в области регулирования миграции, как и во многих других сферах. Именно поэтому Соединенные Штаты Америки были первой страной, которая в 2017 году отказалась от обсуждения Глобального договора ООН о безопасной, упорядоченной и легальной миграции, поскольку он якобы противоречит государственным интересам страны в области регулирования миграции.
«Международная жизнь»: На Ваш взгляд, какая страна наиболее успешно справляется с миграционными вопросами?
Ирина Ивахнюк: Я считаю, что нет ни одной страны, которая могла бы заявить, что проводимая ею миграционная политика действительно эффективна. Несколько лет назад я была на конференции, где выступал исследователь из Норвегии. Он сказал, что у них страна маленькая, иммигрантов принимают мало, но у них все хорошо отлажено в плане миграционной статистики, и в сфере управления миграционными процессами. Это действительно было так. Однако после событий 2014-2015 года Норвегия, вероятно, уже тоже не справляется.
Как это ни парадоксально звучит, как успешную можно охарактеризовать политику стран Персидского залива в области трудовой миграции, отвечающую их государственным интересам. При этом их политика не имеет никакого отношения к международному миграционному праву. Они ставят перед собой цель – получить работников. Им не нужны люди, которые хотят стать гражданами. Население небольшое. Вся экономика построена на мигрантах и функционирует успешно. Беженцев нет. Нельзя жениться или выйти замуж за гражданина этих стран. Очень жесткая миграционная политика. При этом очень низкий процент нелегальной иммиграции. Ее практически нет.
На мой взгляд, государства Персидского залива – это страны, которые реализуют свои цели иммиграционной политики «ежовыми рукавицами», которыми они держат иммигрантов. Не знаю, можно ли это назвать успешным примером. С их точки зрения, политика успешна.
«Международная жизнь»: В условиях нарушения международного права различными государствами, как Вы оцениваете перспективы Глобального договора о безопасной, упорядоченной и легальной миграции?
Ирина Ивахнюк: Я считаю, что упорядочивание миграции – это задача, решение которой чрезвычайно трудно в ближайшей перспективе. Мне кажется, что Глобальный договор – это документ, сориентированный на последующие поколения. Основная идея заключается в том, что мигрантов необходимо воспринимать как людей, как индивидуумов, как личностей, а не как работников, не как ресурс. Мы тоже «грешим» использованием терминов, таких как импорт и экспорт рабочей силы, миграционный ресурс, миграционные потоки. За этими терминами не видно людей. А ведь термины выстраивают отношение, а значит, определяют действия. Необходимо чтобы миграционная политика государств основывалась на более человечном, более гуманном отношении к мигрантам, на понимании того, что мигранты – это люди, а за ними стоят их судьбы, дети, их жизненные истории. На мой взгляд, если Глобальный договор будет иметь эффект создания некой новой тональности в разговоре о миграции – в этом уже будет заключаться большой успех.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs