Министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров встретился в Москве со своим германским коллегой Хайко Маасом. Сможет ли Берлин сыграть роль миротворца между Россией и Европой, а также внести вклад в урегулирование вооруженного конфликта на юго-востоке Украины? Какое будущее ждет проект «Северный поток-2»? С этими вопросами мы обратились к руководителю центра Германских исследований и Заведующий Отделом стран и регионов Института Европы РАН Владиславу Белову.
Владислав Белов: Незадолго до встречи Лавров сказал, что у него для германского коллеги есть «домашние заготовки». Какие именно – мы с вами не знаем. Можно предположить, что речь идет о миротворческой миссии ООН, против которой резко выступает Украина. Будем надеяться, что главы внешнеполитических ведомств России и ФРГ найдут какой-то общий знаменатель. Вопрос в том, как решение, принятое в Москве, будет воспринято в Киеве. Мой прогноз: оно будет отвергнуто независимо от того, о чем договорятся главы дипломатических ведомств России и Германии. Киев в контексте парламентских и президентских выборов никакого прогресса по Минским соглашениям не допустит, поэтому какие бы меры Лавров, Маас или их коллега из Парижа ни предпринимали, воз будет, как говорится, «и ныне там».
Что касается «Северного потока-2», то здесь ситуация аналогичная. Ключ к этому проекту и к отмене санкций против него лежит в Вашингтоне. Ни Москва, ни Брюссель, ни Берлин ничего против возможных экстерриториальных санкций согласно закону от 2 августа 2017 года сделать не могут. Примером может служить блокирующий статут, введенный 7 августа 2018 года и касающийся санкций в отношении Ирана. Блокирующий статут принят, все ведущие европейские компании из Ирана ушли. Европа не в состоянии защитить свои компании от штрафных санкций США. Аналогичные меры будут предприняты в отношении европейских компаний, работающих с российскими партнерами в рамках «Северного потока-2». Если такие меры будут приняты, ни Москва, принявшая свой закон в начале июня, ни Брюссель с Берлином, принявшие свой блокирующий статут в соответствии со своим экономическим законом, ничего сделать не смогут, потому что решение будет за компаниями. Правительство обещает помочь, компании сами оценивают свои риски. Позиция Хайко Мааса и правительства Германии известна: проект коммерческий, но с целью защиты интересов энергетической безопасности Европы и Германии, Россия пообещала сохранить транзит через Украину. Договоренности по этому поводу достигнуты в мае 2018 года. Они соблюдаются и со стороны России, и со стороны Германии. Берлин дал все разрешения. Поэтому «Северный поток-2» это не предмет переговоров. Здесь позиции ясны, и нам ничего не надо требовать от Германии, как и Россия – от Германии.
Отдельный вопрос заключается в том, что Германия может сделать для сохранения Договора по РСМД. По этому поводу могут быть заключены какие-то договоренности. Возможно, Берлин, Брюссель, Париж смогут начать какие-то переговоры с США по поводу сохранения этого документа в силе и расширения на другие страны. Однако есть сомнения в том, насколько Евросоюз способен повлиять на США. На мой взгляд, такая возможность близка к нулю.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs