Бажанов Е. «Миг и вечность». История одной жизни и наблюдения за жизнью всего человечества. Т. 8. Ч.12. Диалог и столкновение цивилизаций. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018.
Вышли в свет восьмой и девятый тома многотомного труда ректора Дипломатической академии МИД России, заслуженного деятеля науки России, доктора исторических наук, профессора Евгения Бажанова «Миг и вечность. История одной жизни и наблюдения за жизнью всего человечества». В них рассмотрен период с 1993 по 1999 годы – один из самых сложных в истории России, когда наша страна, постепенно оправляясь от последствий выпавших ей на долю потрясений конца 1980-х годов, выстраивала на новой основе отношения с государствами Запада и Востока.
Напомним, что многотомник Евгения Бажанова посвящен памяти его безвременно ушедшей в 2014 году супруги, известного востоковеда, политолога, историка и дипломата Натальи Бажановой, которая сыграла важную роль в установлении отношений СССР, а затем России с Южной Кореей. Ею также написаны труды по теории и общим вопросам международных отношений, по США, Франции, Италии, истории мировых цивилизаций, специфике отечественной внешней политики.
В очередных томах издания представлены заметки автора, посвященные истории, культуре и политике Австрии, Германии, Великобритании, Китая, США, Новой Зеландии, Южной Кореи. Мы коснемся лишь некоторых страниц этого многопланового труда.
В главе восьмого тома, посвященной Японии («Меч и хризантема»), Евгений Бажанов рассказывает о сотрудничестве Дипломатической академии и Национального института оборонных исследований этой страны. Параллельно автор стремится дать свой вариант ответа на вопрос: в чем заключается специфика исторического пути японцев и чему могут научиться на их примере наши соотечественники? Е.Бажанов напоминает, что на протяжении всего периода раннего средневековья, и прежде всего в VI-X веках, Страна восходящего солнца находилась под сильным китайским влиянием. Не только для самой Японии, но и практически для всех восточноазиатских стран Китай был примерно тем же, чем Римская империя для народов Европы – идеальным культурным образцом.
Однако с X века Китай приходит в упадок, а Япония становится закрытой страной. Постепенно в ней устанавливается военно-феодальная система управления, при которой за императором остаются церемониальные функции, а вся полнота власти принадлежала военному правителю – сёгуну. С XVI века внутрь страны пытаются проникнуть европейские купцы и авантюристы - португальцы, голландцы, а затем англичане. Однако первоначально многие из них делали это, рискуя собственной жизнью. Смертная казнь полагалась и самим подданным императора, пытавшимся покинуть страну и тем более передать сведения о ней иностранцам.
Однако время шло, мир за пределами Японских островов менялся, и в 1852 году императорское правительство решилось установить дипломатические отношения с Россией. Страна, которой удалось бы первой прорвать многовековую блокаду Японии, получила бы наибольшие преференции от торговли с ней. 12 августа 1853 года, обогнув перед этим Африку и пройдя Индийский океан, в порт Нагасаки прибыл русский корабль, на котором среди прочих лиц, находился Иван Гончаров – секретарь начальника экспедиции адмирала Евфимия Путятина, чиновник торгового ведомства и известный русский писатель. Это плавание он затем подробно запечатлел в своей знаменитой книге «Фрегат «Паллада», составленной на основе путевых заметок.
В Стране восходящего солнца русские моряки сразу же столкнулись с некоторыми трудностями. На протяжении месяца корабль держали на рейде Нагасаки, и только затем местные власти разрешили им спуститься на берег, но при этом настояли на том, чтобы в ходе аудиенции русские моряки сидели на полу. Обед для них был подан отдельно. Наконец, письмо министра иностранных дел России Карла Нессельроде, адресованное сёгуну, было принято, но только несколько месяцев спустя, когда прибыли гонцы из Эдо, ситуация стала чуть более определенной. Переговоры затянулись, и только 26 января (7 февраля) 1855 года в городе Симода был подписан первый российско-японский договор о дружбе и торговле. Это произошло почти полтора года спустя после подписания между Японией и США Канагавского договора, положившего конец политике изоляции этого островного государства.
Поворотным этапом в истории Японии стали так называемые «реформы Мэйдзи», начатые в 1860-х годах. При их проведении японцы учились у всех, у кого было возможно. У англичан они позаимствовали технологии кораблестроения и специфику транспортной инфраструктуры, у США учились банковскому делу, у Германии – военному строительству. В Токио внимательно изучали и опыт реформирования России в период правления Петра I.
Однако мощный экономический и политический рост Японии привел эту страну к стремлению установить свое безоговорочное лидерство в Азии. В 1894 году она развязала войну против Китая, а 1904-1905 годах вела военные действия против России на Тихом океане и в Маньчжурии. В 1930-1940-х годах Токио вступил в союз с фашистской Италией и нацистской Германией и стремился к созданию «великой восточной сферы сопроцветания», вытеснив оттуда европейские державы и США. Эта попытка закончилась крахом. Однако после Второй мировой войны вновь началось бурное развитие японской экономики.
В чем причина такой жизнеспособности? Е.Бажанов считает, что она, как это ни парадоксально, именно в изоляции страны и ее многовековой раздробленности. На протяжении пятнадцати столетий японцы воевали только дважды: первый раз – в XIII веке против хана Монгольской империи Хубилая, пытавшегося захватить их страну, и в XVI веке, неудачно попытавшись подчинить себе Корею в ходе Имдинской войны 1592-1598 годов. Кроме того, жизнь на островах способствовала формированию особого менталитета, непохожего на другие народы Восточной Азии. Этим японцы отчасти похожи на англичан, которые ничуть не менее остро ощущают свою инаковость по сравнению с континентальной Европой.
Отдельная глава восьмого тома посвящена Великобритании. По оценке автора, для британцев характерна высокая оценка военных доблестей предков. Нет ни одной колониальной войны, которая не была бы запечатлена в топонимике или в памятниках. Крупнейшими военными деятелями страны по традиции считаются адмирал Горацио Нельсон, сражавшийся против наполеоновской Франции на море, фельдмаршал Артур Веллингтон, победивший ее при Ватерлоо, и Уинстон Черчилль, ставший лидером нации в годы Второй мировой войны. В то же время автор подчеркивает, что при всем преклонении перед доблестями англичане не закрывают глаза и на темные стороны прошлого, включая исключительную жестокость своих полководцев по отношению к врагам, даже уже поверженным. Дает Е.Бажанов и свою оценку внешнеполитического соперничества России и Великобритании. По его мнению, политическая русофобия вряд ли может считаться краеугольным камнем британской внешней политики. По его мнению, официальный Лондон в эпоху революций и смут, через которые прошла наша страна в начале ХХ века, исходя из специфического понимания собственных дипломатических интересов и воспользовавшись сложившимися обстоятельствами, сознательно стремился поддерживать в антибольшевистском лагере тех политиков, деятельность которых объективно вела к максимальному внешнеполитическому ослаблению нашей страны и соответственно укреплению своих позиций в Европе и Азии.
Прошлому и настоящему Германии посвящена в восьмом томе воспоминаний глава «Страна поэтов, философов и…» Е.Бажанов отмечает парадокс: В XVIII-XIX веках у немцев была репутация рафинированной нации философов, а вовсе не воинственной нации. Немцы внесли значительный вклад в становление новой системы воспитания и образования, именно в Германии в 1837 году усилиями Фридриха Фребеля был основан первый детский сад. Разительная перемена произошла во второй половине ХХ века, когда на политической карте мира появилась Германская империя, а в ХХ веке – нацистский «Третий рейх», развязавшие две мировые войны.
Послевоенный период стал для немцев периодом переоценки прошлого. Однако не стоит забывать, что современная Германия является важнейшим звеном в системе евроатлантической безопасности. На страницах своей книги Е.Бажанов рассказывает о деятельности Европейского учебного центра имени Джорджа Маршалла в Гармиш-Партенкирхене. Он создан в 1991 году и представляет собой своего рода военно-политическую академию, через которую прошли за это время тысячи высших офицеров, государственных чиновников, ученых и парламентариев стран Восточной Европы и постсоветского пространства. Выпускники этого учебного заведения занимают посты министров обороны, начальников генеральных штабов, военных атташе и послов. Считается, что без его усилий не произошло бы расширения НАТО на восток.
Отдельная глава девятого тома многотомника посвящена Республике Корее и деятельности ее президента Ким Дэ Чжуна - бывшего диссидента, лидера партии «Национальный конгресс новой политики», победившего на выборах в 1997 году. 28 февраля 1998 года состоялась его инаугурация, на которую были приглашены Евгений и Наталья Бажановы, ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий и глава корейской диаспоры Юрий Тен. Новый лидер страны провозгласил политику «солнечного света», направленную на нормализацию отношений с КНДР. За свои усилия на этом направлении в октябре 2000 года он получил Нобелевскую премию мира.
Очередные тома воспоминаний Евгения Бажанова будут интересны всем, кто неравнодушен к истории и современному состоянию международных отношений. Особый интерес они представляют именно сейчас, когда мир находится на пороге глобальных перемен, окончательный итог которых пока никто в полной мере не берется предсказать. Со своей стороны мы надеемся, что этот труд займет почетное и достойное место на книжной полке ученого-международника.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs