ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Углубление интеграции в рамках Союзного государства

14:45 30.11.2018 • Инна Яникеева, аспирант МГИМО МИД России

Фото автора

Отношения между Россией и Беларусью имеют длительную историю и играют значительную роль для обоих государств. В 1999 году были подписаны Договор о создании Союзного государства и Программа действий по реализации его положений. Они определили основные направления и этапы двусторонней интеграции, включая формирование единого таможенного и экономического пространства, углубление взаимодействия в гуманитарной области, в сферах внешней политики, обороны и безопасности. На постоянной основе организуются различные мероприятия для развития проекта по созданию Союзного государства.

26 ноября 2018 года на площадке Института Европы Российской академии наук (РАН) состоялось совместное заседание Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации и Российско-Белорусского экспертного клуба. Оно проводилось во исполнение рекомендаций Итогового документа Пятого Форума регионов по расширению научно-экспертного взаимодействия. В ходе встречи были представлены конкретные рекомендации в сфере экономики, безопасности, гуманитарного сотрудничества по развитию Союзного государства.

Заместитель Председателя Совета Федерации России Ильяс Умаханов отметил, что заседание открывает новый формат взаимодействия, это первое совместное заседание Интеграционного клуба, которое проходит с зарубежным клубом-партнером Республики Беларусь.

Говоря о мероприятиях Интеграционного клуба, было отмечено, что они ежегодно проводятся на разных площадках, например, МГУ, МГИМО, для максимального привлечения к обсуждению научного, экспертного потенциала, который существует в России. Итогом является ежегодный доклад Интеграционного клуба, который включает все высказанные рекомендации и предложения. Их направляют в профильные министерства и ведомства.  Рекомендации экспертов из Беларуси и России на прошедшем заседании рассмотрят на Межпарламентской ассамблее СНГ.

 

Фото автора

Реализация проекта Союзного государства

Несмотря на некоторый прогресс в реализации проекта, существует ряд проблем, которые необходимо решать в ближайшей перспективе.

Председатель Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по международным делам Константин Косачев подчеркнул, что отношения между двумя странами являются образцовыми. «У России ни с одной другой страной мира нет столь глубоко и далеко прошедших отношений, чем с Беларусью. Это колоссальный потенциал и огромная работа. При этом часто мы начинаем подменять те успехи, которых мы достигаем в двусторонних отношениях, обсуждением того, что происходит с точки зрения реализации проекта Союзного государства». Он предостерег от излишнего оптимизма, поскольку по прошествии двадцати лет проект реализован не в том объеме, в котором его задумывали. Сенатор также затронул тему соотношения проекта с новыми интеграционными структурами и предложил провести «сверку» целей и результатов строительства Союзного государства. Не выполнены основополагающие задачи Договора, как принятие Конституционного акта, создание единой правовой системы, не определен статус собственности Союзного государства, не созданы в полном объеме высшие органы управления Союзным государством. Он также заметил, что рано или поздно может встать вопрос об адаптации Договора о создании Союзного государства к нынешним условиям и требованиям сегодняшнего дня.

Среди важных направлений российско-белорусской интеграции, он отметил, что важно уделять внимание в равной степени развитию двусторонних отношений, ходу союзного строительства и отношениям Союзного государства с другими интеграционными структурами.

Необходимость повышения роли интеграционных структур, таких как Евразийская комиссия, Евразийский банк развития, Евразийский фонд стабилизации, проходит красной нитью через большинство экспертных оценок рисков для Евразийского проекта в условиях экономических санкций, что было особо отмечено  главным редактором журнала «Международная жизнь» Арменом Оганесяном.

По мнению Председателя Комиссии по международным делам и национальной безопасности Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Сергея Рахманова, одним из ключевых вопросов взаимодействия в рамках Союзного государства является развитие производственной базы. «Одна из самых крупных, серьезных проблем в рамках союзного государства, это уровень экономики и в первую очередь, сфера высоких технологий. В экономической сфере мы практически не взаимодействуем. Для этого нужно усилить экспертную составляющую не просто на уровне бюрократическом, на уровне сущностном. Надо выработать такие схемы, которые позволили бы нам реально взаимодействовать, быть единым целым»,- подчеркнул С.Рахманов.

Роль парламентов двух стран также играет важную роль в развитии Союзного государства. Так, государственный секретарь Союзного государства Беларуси и России Григорий Рапота отметил, что межпарламентское сотрудничество играет значимую роль. «Форум регионов России и Беларуси дает серьезный импульс развитию отношений»,- подчеркнул Г.Рапота. Он обратил особое внимание: «У нас все документы открыты, есть приоритетные направления развития Союзного государства, сейчас мы работаем над гармонизацией законодательств по инициативе наших парламентариев».

В свою очередь, Г.Рапота отметил, что научно-технологическое взаимодействие в рамках Союзного государства – одна из ключевых тем. «По инициативе Министерства промышленности России было провозглашено создание инжинирингового Станкостроительного центра. Это признание того, что эта сфера имеет высокий потенциал для взаимодействия. Союзные программы, направленные на создание инновационного продукта, являются одной из основ нашего взаимодействия»,- подчеркнул он.

Среди основных проблем развития Союзного государства – идея еще не овладела массами.

Кроме того, в экспертной среде существуют опасения, что интеграция приводит к снижению суверенитета. Однако, по мнению А.Громыко, многие интеграционные проекты к понижению суверенитета не ведут, поскольку нет наднациональных структур.

Директор Центра системного анализа и стратегических исследований Национальной академии наук Беларуси Валерий Гончаров отметил, что наука – драйвер Евразийского проекта. По его мнению, необходимо достигать конечных целей, в ином случае процесс рискует превратиться в самоценность. «Создан межакадемический совет между Российской академией наук и Академией наук Беларуси, но он не стал настоящей экспертной площадкой, решения которой будут обязательными для наших министерств и ведомств, либо Исполнительного комитета Союзного государства»,- отметил В.Гончаров.

Говоря о взаимодействии с другими интеграционными объединениями, К.Косачев заявил, что ЕАЭС не является конкурирующим проектом для Союзного государства. «ЕАЭС обладает надлежащей правосубъектностью, приоритетность отдается ему, а не Союзному государству. Вместе с тем, отдельные вопросы в законодательстве ЕАЭС прописаны лучше, чем в Союзном государстве, в частности точность терминологии. Это касается, например, вопроса защиты прав потребителей, создания объединенной энергетической системы, введения единой денежной единицы, антимонопольного законодательства. Союзному государству в ряде вопросов приходится учитывать сложившиеся реалии ЕАЭС»,- подчеркнул К.Косачев.

 

Фото автора

Предложения по дальнейшему развитию проекта Союзного государства

Эксперты выдвинули ряд конкретных предложений по развитию Союзного государства.

  1. В частности, директор Института Европы РАН Алексей Громыко отметил, что в последний год от коллег и организаций, как в России, так и Беларуси поступила идея о создании Ассоциации международных исследований, где ядром станут экспертные структуры наших стран.

  2. В 2019 исполняется 110-лет со дня рождения легендарного советского дипломата, уроженца Белоруссии Андрея Андреевича Громыко.  В связи с этим возникла идея о формировании концепции Ассоциации международных исследований имени А.А.Громыко, которая получила предварительную поддержку в резолюции V форума регионов России и Беларуси. По словам А.Громыко, ее целями являются популяризация лучших традиций и достижений дипломатии наших государств; содействие развитию международного экспертного диалога, в том числе с активным подключением представителей регионов; содействие профессиональному развитию молодых международников для их вовлечения в работу Союзного государства; выработка научно-экспертных рекомендаций для повышения роли Союзного государства; содействие членам Ассоциации, ее партнерам по исследованиям вопросов внешней политики и подготовки кадров.

  3. Была выдвинута идея о проведении ежегодной экспертной Сессии в рамках форума регионов России и Беларуси, а также о проведении в 2019 году конкурса молодых международников имени А.А.Громыко с участием всех стран СНГ при ведущей роли России и Беларуси при поддержке МИД России и Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ. Исполнительный директор Российско-Белорусского экспертного клуба, проректор Государственного академического университета гуманитарных наук Вячеслав Сутырин отметил, что целью конкурса является не только расширение горизонтальных связей между молодыми учеными способствование тому, чтобы они предлагали свои идеи и конкретные проекты, которые они могут реализовать, но и формирование интеллектуального пула, который будет способствовать развитию интеграционных проектов, обеспечивает преемственность поколений между состоявшимися и молодыми экспертами.

  4. В 2019 году Россия и Беларусь будут отмечать 20-лет со дня подписания Договора о создании Союзного государства. В связи с этим было предложено начать проведение ежегодной отдельной экспертной сессии по стратегическим приоритетам Союзного государства в рамках Форума регионов России и Беларуси. Первую сессию предлагается провести в рамках шестого Форума регионов в 2019 году под эгидой Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания России и Российско-Белорусского экспертного клуба.

  5. В рамках Союзного государства идет активная нормотворческая работа. Так, по словам К.Косачева, Концепция сближения законодательств государств-участников договора о создании Союзного государства будет рассматриваться на ближайшем заседании Совета министров. «Однако Концепция может вновь оказаться документом, где будет все правильно написано, но который в очередной раз заставит ждать своей реализации, что не в интересах решения тех проблем, которые существуют»,- особо обратил внимание Председатель Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по международным делам.

  6. Заместитель председателя Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания РБ по региональной политике и местному самоуправлению Геннадий Давыдько отметил, что СМИ – силовые структуры. В связи с этим, он призвал активизировать информационную работу Союзного государства, обеспечить свободный доступ к основным государственным телеканалам России и Белоруссии, Союзного государства и СНГ. «Время требует от нас большего прорыва. Необходимо усилить пропаганду идеи Союзного государства, повысить интеллектуальный и информационный потенциал Союзного государства»,- подчеркнул он. В свою очередь, Н.Бурматов отметил, чтонужно не только с газет, телевидения начинать работу по продвижению идеи, что рядом живут друзья, необходимо начинать с корректировки образовательных программ, как в России, так и в Беларуси. Директор Института философии Национальной академии наук Беларуси Анатолий Лазаревич также отметил, что целостной концепции идеологии Союзного государства на данный момент нет. Необходимо ее разработать. Сформировать гуманитарную программу, ориентированную на исследование ценностных основ интеграции России и Беларуси. В свою очередь, ректор Государственного академического университета гуманитарных наук Денис Фомин-Нилов подчеркнул, что идеологическая, ценностная составляющая играет значимую роль в интеграционных процессах. В частности, между Россией и Беларусью есть расколы и расхождения в восприятии общей истории. Д.Фомин-Нилов призвал начать работу профессионального сообщества по выработке союзного историко-культурного стандарта как общего ориентира для учителей, преподавателей истории. «В ином случае можем не заметить, как эти маленькие трещины и расколы в нашей совместной историко-культурной памяти приведут к драматическим разрывам, и мы можем вместе дружно «выйти не в ту дверь»»,- отметил ректор Государственного академического университета гуманитарных наук.

  7. С Геннадием Давыдько согласился ректор СПбГЭУ Игорь Максимцев, который назвал приоритетом евразийской и союзной интеграции не только создание продуктов с низкой добавленной стоимостью, но и развитие единой цифровой среды и торгово-экономических отношений с третьими странами. «Многие российские и белорусские финансовые институты, такие как Евразийский банк развития, российский Внешэкономбанк, банк развития республики Беларусь выражают готовность финансировать проекты, направленные на реализацию интеграционного потенциала стран-участниц ЕАЭС»,- отметил И.Максимцев.

  8. С.Рахманов подчеркнул, что роль экспертного сообщества в мире возрастает. В связи с этим он выразил надежду, что в ближайшем будущем экспертное сообщество будет занимать более достойное место в принятии решений, в том числе на уровне исполнительной власти. «Это даст серьезный толчок в развитии наших стран, нашего Союзного государства и других наших интеграционных объединений, включая ЕАЭС». В связи с этим, С.Рахманов выдвинул предложение о создании постоянно действующей группы экспертов, так называемой Ассоциации аналитических центров России и Беларуси для перевода совместной аналитической работы на постоянную основу.

  9. И.Максимцев, поддерживая идеи С.Рахманова об объединение экспертных сообществ России и Беларуси, предложил сформировать в ЕАЭС межгосударственную систему поддержки совместных научно-образовательных проектов, направленных на реализацию приоритетных направлений развития Евразийской интеграции, учитывая опыт ЕС, в частности программы ТАСИС, Горизонт 2020, трансъевропейской программы межуниверситетской мобильности Erasmus+ и другие. И.Максимцев также призвал усилить работу по развитию проектов между вузами Союзного государства ЕАЭС в целом. По его словам, Санкт-Петербургский государственный экономический университет может выступить как системный интегратор.

  10. По словам начальника отдела второго департамента стран СНГ Министерства иностранных дел России Марит Зоц, существует проблема с прохождением российско-белорусской границы гражданами третьих стран. Это подтолкнуло к разработке проекта межправительственного соглашения о взаимном признании виз и по другим вопросам, связанным с въездом иностранных граждан и лиц без гражданства на территории государств-участников Договора о создании Союзного государства. «Сейчас мы на финальной стадии согласования документа. Это соглашение - первый шаг к созданию единой союзной визы»,- подчеркнула М.Зоц.

  11. В области образования также есть неиспользованный потенциал. Например, Геннадий Пальчик отметил, что необходимо расширить практику двойных дипломов как элемент интеграции. Он предложил взаимное признание ученых степеней как следующий шаг взаимного доверия.

  12. Эксперты отметили, что в межпарламентское сотрудничество также необходимо активизировать. Например, Председатель Палаты молодых законодателей при Совете Федерации России Николай Бурматов предложил сформировать в Беларуси орган, объединяющий молодых законодателей страны, чтобы с ними установить сотрудничество. Он также выразил надежду на проведение в  2019 году форума молодых парламентариев стран СНГ.

  13. Ответственный секретарь Российско-Белорусского совета Торгово-промышленной палаты России Евгений Снегирев отметил, что нет независимой площадки, на которой рассматривались бы конфликтные ситуации с взаимным обеспечением доступа к рынкам, и Российско-Белорусский деловой совет мог бы ею стать.

Социальное измерение отношений России и Беларуси

Директор Института социологии Национальной академии наук Беларуси Геннадий Коршунов отметил, что согласно проведенным социологическим исследованиям молодежь Беларуси в отличие от старшего поколения готово сотрудничать со всеми, кто нацелен на дружественные отношения с Беларусью, а не только с Россией. «На уровне молодежи Беларуси нет сильной фиксации на России как ключевом партнере, будь то в политике или экономике»,- подчеркнул Г.Коршунов. Кроме того, больше половины населения считают, что нужно развивать сотрудничество в конкретных сферах, осуществлять значимые проекты в области торговли, производства, финансов и здравоохранения.

Исполнительный директор Международного исследовательского агентства «Евразийский монитор» Игорь Задорин также отметил, что согласно российским социологическим исследованиям в Беларуси растет разновекторность. Население ориентируется не только на Россию. Он подчеркнул, что необходимо развивать, прежде всего, идеологическое, ценностное сотрудничество, а не экономическое, поскольку молодежь все больше начинает ориентироваться на автономное развитие своих государств, а не на интеграцию. «Взаимозависимость в некотором смысле является ценностью, которая могла бы скреплять. Это способствовало бы интеграционным процессам»,- обратил особое внимание И.Задорин.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати