ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Индия-Австралия: основа сближения

13:50 29.11.2018 • Артём Гарин, сотрудник ИВ РАН

Фото: algazeera.com

В последние годы всё более явно прослеживается упорство Соединенных Штатов в развитии Индо-Тихоокеанского региона (ИТР), как новой геостратегической концепции. Данный факт не мог не отразиться на одном из ключевых союзников США в регионе: Австралийском Союзе (АС), который находится на пути поиска “shifting power” в Тихоокеанском регионе.

В наши дни уже никого не удивит факт возрастающего влияния КНР не только в Тихоокеанском регионе, но и в мире. Часть государств относятся к данной тенденции с осторожностью, в том числе Индия и АС. В ходе холодной войны приоритеты обеих сторон носили разнородный характер: Австралия разрешала свои насущные вопросы в Восточной Азии и Океании, в то время как Индия пыталась разрешить проблемы обеспечения безопасности на юге Азии.

С недавних пор во внешней политике АС прослеживается курс на формирования более тесного взаимодействия с Республикой Индия. Данный факт подтверждают официальные документы австралийской стороны. Так, в последнем издании “Foreign Policy White Paper”[1] говорится о стремлении Австралийского Союза укрепить региональную архитектуру в Индийском океане путем наращивания экономических отношений,  углубления сотрудничества обоих государств в области обороны и расширения обмена информацией.

Действительно, АС проявил интерес к развитию отношений во время осознания экономической зависимости от КНР. Согласно отчету Министерства иностранных дел и торговли (МИДТ) Австралии, экспорт в Индию демонстрирует тенденцию роста с 2014 года[2]. Позитивный характер внешнеэкономических отношений вдохновил АС на разработку стратегии “An India Economic Strategy to 2035”, согласно которой ожидается рост экспорта в Индию с 14,9 млрд. долл. США (2017) до 45 млрд. долларов. Говоря об инвестициях, то и здесь не обошлось без амбициозных планов поднять планку с 10,3 млрд. долл. США до отметки в 100 млрд. долл. США.[3] Впоследствии австралийская сторона ожидает включения Индии в тройку государств с ведущими экспортными рынками, а также становления ее третьим по величине направлением для австралийских внешних инвестиций в ИТР. Также был выработан ряд рекомендаций, касающихся сфер технологий, образования, энергетики, горнодобывающей промышленности и природных ресурсов, финансовых услуг, агробизнеса, туризма, здравоохранения и т.д.

Особое место в стратегии АС может занять Форум Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (АТЭС), где при должной поддержке австралийской стороны, амбиции Индии могут обрести больший вес. Также велика вероятность вовлечения индийской стороны в будущую зону свободной торговли АТЭС.

Судить насколько данная стратегия окажется удачной пока рано. Несмотря на позитивные ожидания от будущего сотрудничества, мало кто сомневается в важности китайского фактора в отношениях между Индией и Австралией. В настоящее время трудно охарактеризовать отношения с АС как одно из приоритетных направлений индийской внешней политики. Достаточно взглянуть на показатели торгового оборота Индии и КНР, который составляет более 80 млрд. долл. США. Вполне возможно, что прагматизм одержит верх в индийско-китайских  отношениях и помешает воплощению в жизнь амбициозной стратегии австралийской стороны. 

Говоря о сотрудничестве в области обеспечения безопасности, стоит отметить широкий спектр взаимовыгодных интересов обеих сторон. Например, учитывая возрастающую роль Индийского океана, который в настоящее время является одним из важнейших маршрутов для международных морских грузовых перевозок. Межрегиональные поставки нефти через Индийский океан имеют жизненно важное значение для немалой части игроков в Тихоокеанском регионе: Японии, Китая, Австралии, Индонезии и т.д. В частности вектор Индия-Индонезия-Австралия представляет собой членов Ассоциации стран бассейна Индийского океана, что создает практические возможности для более продуктивного диалога между “тройкой”.

В течение последнего десятилетия Австралия воспринимает отношения с Индией со значительным энтузиазмом, что приводит к серии двусторонних соглашений, которые формируют нормативно-правовую основу для сотрудничества в вопросах обеспечения безопасности и обороны. Сближение государств можно наблюдать с момента подписания Декларации по сотрудничеству в области безопасности в 2009 году, согласно которой оба государства разделяют общую заинтересованность в региональной безопасности, борьбе с терроризмом, а также обмене информацией и координации политики по региональным и глобальным вопросам (АСЕАН, АТЭС, Саммит Восточной Азии).[4] Австралия ожидает, что Индия возьмет на себя большую ответственность за безопасность в ИТР, тем самым сократив влияние КНР.

По мнению многих экспертов, несмотря на масштабный характер и высокий приоритет австралийской стратегии, она пока не дала видимых результатов и стратегическое взаимодействие сторон рассматривается через призму ожиданий. Существует вероятность, что путь к более тесному сотрудничеству в области безопасности не будет демонстрировать столь динамичный характер.

В любом случае, австралийско-индийские отношения на нынешнем этапе можно квалифицировать как заметный скачок, особенно, по сравнению с предыдущими уровнями взаимодействия. Исходя из ряда договоров у сторон всё же будет возможность развивать продуктивное сотрудничество, но воспользуется ли ими Индия - уже другой вопрос.

Амбициозный план Австралии уже заложил основу для будущих совместных действий с индийской стороной. Успех консолидация усилий по решению более весомых стратегических вопросов в регионе будет зависеть от характера стратегии АС. В случае навязчивости действий австралийской стороны, Индия может  расценить это как вмешательство в ее внешнюю и внутреннюю политику.



Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати