«Международная жизнь» публикует подборку различных точек зрения на перспективы урегулирования сирийского конфликта
Недавно в Москве состоялись переговоры министра иностранных дел России Сергея Лаврова с представителями Сирийского комитета по переговорам (СКП) во главе с его руководителем Насром Аль-Харири. Как следует из официальных сообщений, стороны обменялись мнениями по текущим вопросам, была подчеркнута необходимость скорейшего политического урегулирования сирийского кризиса.
При этом внимание на себя обратила одна важная деталь. Еще накануне встречи, один из ее участников - генеральный секретарь СКП Сафван Аккаш - в интервью «Коммерсанту» заявил, что «что восстановление страны, инвестиции в реконструкцию возможны только после того, как будет согласовано политическое решение конфликта». Таким образом, представитель оппозиции обозначил ее главное требование – уход нынешнего президента Сирии Башара Асада.
В этой связи возникло сразу несколько вопросов, рассуждает главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Андрей Володин: «Кого представляют эти люди, этот оппозиционный сирийский комитет по переговорам? На этот вопрос ответить очень сложно. Когда мы говорим о крупных социально-политических силах, то они проявляются во время выборов. Выборы в Сирии, как известно, прошли, эти силы отказались участвовать. Они представляют собой не столько массовые группы населения в Сирии, сколько определенные военизированные подразделения, которые ведут борьбу с правительством, возглавляемым Башаром Асадом».
«При этом внешнюю поддержку сирийской оппозиции оказывают различные страны. Это и внерегиональные силы - Соединенные Штаты Америки и Великобритания. Очевидно, что не остается в стороне и Франция, которая ведет двойную игру, и недавняя встреча в Турции только это подтверждает. Да, мы признаем, что у Франции есть исторические интересы в восточном Средиземноморье, но вопрос в том, насколько население этого региона готово принять эту «историческую роль Франции», - пояснил в интервью «Международной жизни» Андрей Володин (https://interaffairs.ru/news/show/20901). По его мнению, вполне очевидно, что политика ставится впереди экономики для того, чтобы завоевать власть неконституционным путем. «Для того, чтобы получить власть нужны президентские выборы. Они состоялись. Победил на них Башар Асад. Очевидно, что у этих сил возможностей для того, чтобы легально получить власть и отстранить Асада недостаточно. Отсюда и попытка поставить политические условия – для смены президента», - заключил Володин.
Не секрет, оппозиция, руководимая извне, пытается сделать ставку на отстранение Асада от власти. Но такая игра бесперспективна, считает американское издание The National Interest. «США ошибочно зациклились на Асаде. Конечно, он не был другом Америки, но если он проиграет, победит кто-то другой. Вашингтон должен был сосредоточиться на вопросе сравнения. Может ли американское участие привести к лучшему результату? Фиаско в Ираке продемонстрировало, как Америка может сделать ситуацию еще хуже. (…) Группы, поддерживаемые США, похоже, проиграли большую часть своих сражений и в конечном итоге сдались более радикальным силам вместе со своим полученным от США оружием. Вашингтон также выступал против Ирана и России из-за их помощи правительству Сирии, хотя их попросил об этом Асад. Тем не менее, жалуясь на эту помощь, Вашингтон пренебрег международным правом, вмешавшись в конфликт на стороне противников официального Дамаска и претендуя на право определять будущее Сирии. В самом деле, американские войска по-прежнему незаконно оккупируют сирийскую территорию в надежде оттеснить Асада от власти.
(…) Военные цели администрации Трампа превратились в чистую фантазию. Ни одна из комбинаций повстанцев Асаду не угрожает. В начале войны в пригороде Дамаска было жарко, в столице взрывались бомбы, возникали новые оппозиционные группировки, Сирийская армия была слишком растянута. В то время мало кто представлял себе, что Асаду удастся вернуть контроль над большей частью страны. Однако сегодня режим в основном победил всех своих противников», - пишет издание. (nationalinterest.org)
При этом, немецкое издание Junge Welt, напоминает, что «большинство западных СМИ до сих пор изображают войну в Сирии как следствие жестокого подавления мирных протестов населения, гражданские свободы которого в течение десятилетий были ограничены. По их мнению, только низвержение «диктатора» может окончить эту войну. Спросить при этом мнение самого сирийского населения считается излишним».
Однако корни нынешнего противостояния в Сирии уходят в 70-80 годы прошлого века. «Большинство сирийцев хотели политических реформ, а не свержения светской политической системы. Но сирийские «Братья-мусульмане», пытавшиеся еще в 70-е и 80-е годы с помощью многочисленных конфессионально мотивированных терактов свергнуть правительство Хафеза Асада, сделали ставку на смену режима. В то время как большинство руководителей этой организации получили «политическое убежище» в Великобритании и ФРГ, рядовые ее члены жили в лагерях беженцев в Иордании, откуда они проникали в Сирию, стреляли по демонстрантам и совершали теракты против сирийских сил безопасности. Оружие они уже тогда получали из Катара, Саудовской Аравии и Турции, что недавно признал бывший премьер-министр и министр иностранных дел Катара. США координировали поставки. В хаосе «арабской весны» названные государства увидели уникальную возможность для удовлетворения своих четко выраженных геополитических и геостратегических интересов. Подробные планы смены режима уже давно лежали в ящиках их письменных столов»,- утверждает Junge Welt. (jungewelt.de)
А вот еще несколько деталей. В 2000-х годах страны Запада весьма активно сотрудничали с сирийским правительством. А президент Франции Жак Ширак даже наградил Башара Асада Орденом почетного легиона. Впрочем, эту награду сирийский президент в апреле нынешнего года вернул французским властям через румынское посольство в Дамаске, которое представляет интересы Франции в Сирии. «Для президента Асада нет чести в том, чтобы носить орден государства-раба и последователя США, которые поддерживают террористов», — говорилось в сопроводительном заявлении.
В 2005-ом между Сирией и ЕС была достигнута договоренность о широкой ассоциации. Но упорное нежелание правительства Асада подчиняться американскому доминированию и тесные связи Дамаска с Россией, Китаем, а также с Ираном и «Хезболлой», вызвали к реализации планы по его смещению, которые вынашивались заранее. О существовании этих намерений открыто рассказал американский генерал Уэсли Кларк (Wesley Clark) в 2007 году. По его словам, высокопоставленный офицер США вскоре после терактов 11 сентября 2001 года сообщил ему, что в течение пяти лет должны быть разрушены семь государств: Ирак, Иран, Сирия, Ливан, Сомали, Судан и Ливия. (rutube.ru). При этом в первую очередь речь шла о контроле над энергоресурсами и транспортными путями, а также о недопущении в регион Китая и России. Сирии при этом отводилась особая роль. Через ее территорию планировалось проложить трубопроводы для перекачки природного газа и нефти из Саудовской Аравии и Катара в Европу, не в последнюю очередь для того, чтобы снизить долю России на рынке.
Не исключено, что планы по реализации этих проектов до сих пор не убраны в долгий ящик. И именно поэтому внешние игроки в сирийской партии пытаются всеми силами, в том числе и через оппозицию, убрать из политической мозаики Асада. И поэтому выдвигают заранее неприемлемые требования, считает ведущий эксперт Российского совета по международным делам, советник директора Российского института стратегических исследований Елена Супонина. «Несмотря на то, что эта группа оппозиционеров (посетившие Москву участники Сирийского комитета по переговорам – СКП – прим.ред.) склонны к диалогу, их основные лозунги остаются прежними. Они настаивают на уходе президента Башара Асада. И это нередко становится серьезным препятствием для продвижения переговоров вперед. Такая позиция уже привела к затягиванию переговоров, так как они выдвигают требования неприемлемые, и обсуждать их не представляется возможным. Россия предлагает концентрироваться на реальных вещах. Но оппозиционеры просто не могут, не в состоянии отказаться от некоторых своих лозунгов, потому что такой жесткой позиции от них требуют некоторые спонсоры», - рассказала эксперт в интервью «Международной жизни» (https://interaffairs.ru/news/show/20892 ).
Не так давно замглавы МИД России Михаил Богданов интервью французскому изданию L'Opinion, комментируя ситуацию с сирийским урегулированием,вспомнил одну историю: «Когда я был послом в Тель-Авиве, то как-то спросил Шимона Переса: «Видите ли вы свет в конце туннеля палестино-израильского кризиса?» Он ответил: «Свет есть, но туннеля пока что не видно». Мы сейчас на том же этапе». (lopinion.fr)
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs