15 октября Евросоюз одобрил новый механизм введения санкций за применение химического оружия. В отличие от предыдущего он ускоряет процесс применения рестриктивных мер и расширяет область их действия. Согласно документу, ЕС сможет вводить ограничительные меры в отношении физических и юридических лиц, вовлеченных в процесс разработки и использования химического оружия в любой точке мира, вне зависимости от национальности и местонахождения, а также и тех, кто им предоставляет финансовую, техническую или материальную помощь. Санкции включают в себя запрет на въезд в государства-члены Евросоюза и заморозку активов физических и юридических лиц. Мы обратились за комментариями к эксперту.
Николай Кавешников, ведущий научный сотрудник Отдела исследований Европейской интеграции, Институт Европы РАН: «В ЕС существует ряд механизмов введения санкций, в частности, за нарушение прав человека, за участие в террористической деятельности, и некоторые другие. Принятый механизм введения санкций за использование химического оружия станет еще одним инструментом санкционной политики. Он предусматривает возможность введения запрета на въезд в ЕС для определенных лиц и возможность замораживания финансовых активов физических и юридических лиц на территории ЕС.
Сам факт принятия этого механизма еще не означает, что он будет применен к каким-то конкретным кейсам. Каждое применение потребует единогласного решения Совета министров ЕС в отношении круга лиц, к которым будут применены санкции.
Вот почему не следует трактовать это решение как введение еще одной порции санкций против России. В то же время, понятно, что поводом для такого решения ЕС стали необоснованные, но широко муссируемые в прессе сведения о причастности отдельных российских лиц к применению химического оружия, а также недостоверные и недоказанные сведения о применении химического оружия в Сирии. И очевидно, что в дальнейшем будут предприняты попытки, ссылаясь на эти не доказанные факты, принять санкции в отношении конкретных сирийских и, возможно, российских лиц и структур. Создавая такой механизм, ЕС возлагает на себя роль единоличного судьи, который будет определять: было ли применение химического оружия и кто несет за это ответственность. Естественно, это неприемлемо, поскольку, тем самым, Евросоюз пытается подменить Организацию по запрещению химического оружия (ОЗХО), на которую международное сообщество возложило функцию контроля за соблюдением запрета на использование химического оружия.
Попытка Европейского Союза де-факто подменить ОЗХО нелегитимна. Однако в современном мире все крупные игроки пользуются механизмом санкций так, как считают нужным. Это новая реальность, с которой не следует соглашаться, но которую необходимо принимать во внимание.
Еще раз подчеркну, что в отсутствие веских доказательств Совет министров ЕС вряд ли сможет достичь единогласия в вопросе применения санкций против российских граждан и организаций. Если же это все-таки произойдет, то в ответ Россия, наряду с мерами политического характера, должна использовать существующие международно-правовые механизмы для оспаривания легитимности такого решения».
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs