ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Что перевесит в выборе Вселенского Патриарха?

13:08 16.10.2018 • Михаил Леонов, журналист

Синод РПЦ, от которого все ожидали обещанной реакции Московской Патриархии на недавнюю наглую авантюру Вселенского Патриарха в отношении к канонической территории Русской Православной Церкви на Украине и канонического права, завершился. Как и следовало ожидать, Священный Синод Русской Православной Церкви вынес решение о прекращении канонического общения со Вселенским Патриархатом.

Здесь уместно процитировать несколько строк из синодального Заявления: «С прискорбием вспоминаем предсказание Господа нашего Иисуса Христа о временах прельщения и особых страданий христиан: И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь (Мф. 24:12). В условиях столь глубокого подрыва основ межправославных отношений и полного пренебрежения тысячелетними нормами церковно-канонического права Священный Синод Русской Православной Церкви считает своим долгом выступить на защиту фундаментальных устоев Православия, на защиту Священного Предания Церкви, подменяемого новыми и чуждыми учениями о вселенской власти первого из Предстоятелей»[1].

Но это, хотя и очень важные, но противоречия межцерковные. А печальный результат этого – впереди. Религиозный раскол, подобно волне от атомного взрыва, начинает распространяться на Украине, грозя еще большей чем на Донбассе войной религиозной.

Не стоит в данном случае торопиться и указывать на то, что многочисленные прогнозы относительно попыток штурма Киево-Печерской и Почаевской Лавр не сбылись, не стоит особо доверяться и показательным «мероприятиям» со стороны правоохранительных органов по недопущению гражданских беспорядков и противостояний. Дело отнюдь не в миролюбии киевских властей, а в простом политическом расчете. Незадолго до 14 октября источник из Администрации Президента Украины резонно указывал корреспонденту «Страна UA»: «Мой прогноз - на эти выходные ничего не будет, - говорит источник. - Во-первых, несмотря на победные реляции нет автокефальной церкви. Ее еще нужно создать и получить Томос. То есть некому просто еще передавать храмы. Во-вторых, западные партнеры очень просят не давать повода россиянам, которые уже завили о готовности защитить православных. В-третьих, если начнутся беспорядки еще до Томоса, то Варфоломей может испугаться религиозной войны и отложить вопрос как минимум до выборов. Поэтому сначала дождемся Томоса и создания поместной церкви. Потом попытаемся перетянуть на сторону автокефалии как можно больше иерархов УПЦ и только после этого, возможно, приступят к передаче новой церкви некоторых храмов и монастырей, которые находятся в государственной собственности. Что будем делать, если УПЦ МП окажет сопротивление? На этот вопрос пока нет ответа… Но, естественно, никто не может гарантировать, что не будет каких-то эксцессов до того. Ситуация не очень управляемая»[2].

И в создании неуправляемой ситуации, и в освобождении «автокефального джина» Патриархом Варфоломеем видна политическая поддержка из Вашингтона, как заявил Министр иностранных дел России К. Лавров[3], отвечая на вопросы "РТ Франс", "Пари Матч" и "Фигаро".

Однако и с самого Патриарха Варфоломея этот факт ответственности не снимает, более того – делает его еще более ответственным за все грядущие последствия, проводником коих он стал, будучи членом Церкви Христовой. В отличие от изверженного из Неё украинского Филарета-Денисенко.

В этой связи возникает вопрос: а какова будет (непременно вскоре ожидаемая), реакция самого Вселенского Патриархата на решение Синода РПЦ? С одной стороны, довольно предсказуемо, что византийская гордость и вера в собственную непогрешимость и исключительность не позволят Патриарху Варфоломею пойти на попятную. Да и вышеназванные кураторы этой т.н. «автокефалии», затеявший весь это фарс, постараются не допустить такого финала – не для того они проворачивали всю эту «комбинацию».

Но с другой стороны, большое удивление вызывает отсутствие реакции византийского непогрешимого и вселенского «папы» на ежедневно выказываемое ему со стороны облагодетельствованных им украинских раскольников пренебрежение. Поясним.

По свидетельству представителя Константинопольского Патриархата Архиепископа Тельмисского Иова (Гечи), с их точки зрения, на сегодняшний день сан у Филарета (Денисенко) - «бывший митрополит киевский»[4], но никак не «патриарх киевский». Соответственно, глава УАПЦ Макарий, также – не «митрополит», как он себя самовольно величает, а всего лишь священник. Впрочем, о такой же трактовке решения Вселенского Патриархата по Украине писали и мы[5]. Cогласно тому же решению, Киев – «каноническая территория Вселенской Патриархии». Однако, что мы видим на самом деле? И Филарет и Макарий дружно плюют в сторону Варфоломея и его попытки их же легализовать! И Филарет и Макарий продолжают и на своих «богослужениях» и в публичной сфере, выступая на митингах и «благодарственных молебнах», именовать себя «патриархом» и «митрополитом», при этом категорически игнорируя требование поминать своего «правящего архиерея», то бишь – Варфоломея. Подтверждением этому служат как недавнее шоу «благодарственного молебна» на Софийской Площади в Киеве 14 октября, так и особое исследование этого вопроса «Сайтом Православных Журналистов». Коллизия, однако, получается! Ведь именно об этом говорится в четвертом пункте коммюнике Секретариата Вселенской Патриархии: на Украине должны «… поминать Вселенского Патриарха в качестве Предстоятеля на любом богослужении, провозглашая и подтверждая свою каноническую зависимость от Константинопольской Матери-Церкви»! Что делать, других претендентов на церковные посты в Украине у Патриарха Варфоломея нет, значит будем работать с этими!?

И все таки выбор у Вселенского Патриарха еще пока есть. Мудрое и дальновидное решение Священного Синода РПЦ эту возможность ему оставило. Можно еще, отложив «византийскую первородность», вспомнить, что бояться Божьего гнева гораздо предпочтительнее для христианина, нежели бояться пусть и могущественных, но все же тленных и временных своих хозяев. Сославшись на пренебрежительную тщеславность своих киевских «протеже» и их нынешнее самовольство, пока еще можно признать свою «поспешность» и неправоту в рассмотрении украинского вопроса. Преследуя тем самым более высокую цель – сохранение межправославного мира и взаимопонимания. Тем более, что по свидетельству Синода РПЦ, еще 26 лет тому назад Патриарх Варфоломей сам смиренно поддержал низложение все того же бывшего митрополита киевского: «26 августа 1992 года в ответе на письмо Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II по поводу низложения митрополита Киевского Филарета писал: «Наша Святая Великая Христова Церковь, признавая полноту исключительной по этому вопросу компетенции Вашей Святейшей Русской Церкви, принимает синодально решенное о вышесказанном»[6].

Но можно пойти и другим путем. Проторенной дорожкой закостеневшего в гордыне Филарета, все более уподобляясь ему, продолжить горделивое противостояние истине и миру Христову. Подвергая мирное течение жизни христианских Церквей соблазну и противостоянию по безрассудным политическим причинам. Какой выбор сделает Патриарх – время скоро покажет.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции



Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Версия для печати