ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Россия и Индия: перспективы стратегического партнерства

13:38 05.10.2018 • Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»

Фото: indianroom.ru.

Индию посетил с официальным визитом Президент России Владимир Путин. Результатом этой поездки должно стать укрепление отношений между двумя странами, а также развитие контактов между Москвой и Дели в новых направлениях. В частности, уже достигнута договоренность о поставке в Вооруженные силы Индии пяти полков зенитно-ракетных комплексов С-400 «Триумф» общей стоимостью 6 млрд. долларов.

Перспективам российско-индийского сотрудничества был посвящен круглый стол, прошедший в Москве накануне визита. В нем приняли участие известные российские и индийские ученые, специалисты по международным отношениям.

Бывший постоянный представитель Индии в ООН, эксперт Международного фонда Вивекананды Асок Мукерджи напомнил, что эта встреча лидеров двух государств – уже девятнадцатая по счету. «Ни с какой страной, кроме России, Индия не поддерживает столь активных контактов на высшем уровне. Результаты этого взаимодействия налицо. Достаточно сказать, что Российская Федерация – единственная страна, которая в данный момент участвует в строительстве атомных электростанций в Индии, что позволит нашей стране сократить использование углеводородов», - отметил дипломат.

Г-н Мукерджи также пояснил, что Россия и Индия последовательно защищают принципы многополярного мира и заинтересованы в осуществлении совместных программ социально-экономического развития. Соответствующие предложения неоднократно обсуждались на заседаниях Межправительственной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству. «Среди наиболее перспективных - проекты по поставке и обработке алмазов, которые экспортируются в нашу страну, а оттуда попадают на международный рынок, - пояснил Асок Мукерджи. – Значительный интерес Индия проявляет и к нефтегазовому проекту «Сахалин-2». Наши компании готовы продолжать сотрудничество с «Роснефтью» и активизировать свое участие в энергетическом секторе на Дальнем Востоке».

Не меньшее значение имеет кропотливая работа по развитию гуманитарных контактов между Индией и Россией. Г-н Мукерджи напомнил, что 75% молодежи Индии родилась после 1990 года, и очень слабо представляет себе современную Россию. Поэтому очень важно, чтобы в рамках встреч на высшем уровне был найден способ восстановить культурные связи, которые существовали ранее, во времена сотрудничества с СССР.

Эксперт Российского совета по международным делам (РСМД), профессор Дипломатической академии МИД России, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) им. Е.М. Примакова Андрей Володин подчеркнул, что перед Индией и Россией стоит важная задача реформирования финансовых систем, связанная с необходимостью перехода на новую форму взаиморасчетов. По данным 2016 года, почти 80% всех международных расчетов осуществляется в долларах США. Однако оставшиеся 20% – это евро, франк, сингапурский доллар или национальные валюты. В советское время в расчетах между СССР и Индией существовала система клиринга. В первые постсоветские годы она была отменена, что не могло не ударить по нашим экономическим связям, - пояснил эксперт. - Мы лишились возможности закупки у Индии необходимых нам товаров. Сейчас делаются попытки возродить эту схему, однако, по мнению ряда индийских аналитиков, курс рубля занижен сверх всякой меры, и это представляет серьезную проблему для руководителей обеих стран».

Со своей стороны Асок Мукерджи отметил, что Индия намерена продвигать развитие цифровых валют в мировой экономике и стремится перейти на безналичный расчет внутри страны. «Если наши замыслы удастся осуществить, то можно было бы сказать, что мы идем в ногу со временем», - отметил эксперт.

Перспективными назвал г-н Мукерджи и контакты с Евразийским экономическим союзом. Он пояснил, что Дели ведет активную деятельность в АСЕАН. Поэтому, если ЕАЭС удастся привлечь к тесному сотрудничеству такие страны, как Вьетнам и Сингапур (с первой из них заключено соглашение о зоне свободной торговли, со второй такие консультации ведутся), то сотрудничество в Тихоокеанском регионе получило бы мощный импульс, от которого выиграли бы все его участники. 

Директор Исследовательского фонда доктора Шьяма Прасад Мукерджи Анирбан Гангули подчеркнул, что стратегические отношения между Дели и Москвой охватывают все области – от культуры до обороны. Каждая из составляющих этого сотрудничества динамично развивается, нигде нет стагнации. В качестве одного из перспективных направлений сотрудничества эксперт назвал формирование российско-индийского диалога по безопасности и развитию в Тихоокеанском регионе. Кроме того, между аналитическими центрами нужны постоянные контакты на различных уровнях.

Бригадный генерал в отставке, эксперт в области кризисного урегулирования и безопасности, сотрудник Управления всесторонней оценки программ Министерства обороны Индии Рахул Бхонсле заявил, что Москва и Дели как стратегические партнеры должны сопротивляться внешнему давлению со стороны ряда западных стран и последовательно защищать принципы многосторонней дипломатии. «Со своей стороны мы надеемся, что наше сотрудничество в военно-технической сфере будет взаимодополняющим и плодотворным для обеих сторон. Индия могла бы стать надежным поставщиком для российской оборонной промышленности», - отметил г-н Бхонсле.

Доцент Института стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова Борис Волхонский высоко оценил уровень сотрудничества между Москвой и Дели и напомнил, что подписание контракта сопровождалось серьезным давлением со стороны США, которые пытались навязать Дели альтернативу в виде американских систем Patriot. Вместе с тем эксперт считает, что тема военно-технического сотрудничества не должна заслонять иные аспекты наших взаимоотношений. По-прежнему актуальной остается проблема обеспечения быстрой и прочной географической связи между странами. Принципы логистики подсказывают, что прямой путь из России в Индию, если бы он существовал, лежал бы через территорию Афганистана и Пакистана. Однако в настоящее время пользоваться им крайне опасно. Тем не менее, существует идея международного транспортного коридора «Север-Юг», которая, в случае ее реализации, могла бы способствовать интенсификации контактов между нашими странами.

Свои уточнения по этому вопросу внес научный сотрудник отдела международно-политических проблем ИМЭМО им. Е.М. Примакова Алексей Куприянов. Он пояснил, что коридор «Север-Юг» заработает тогда, когда возникнет прямая экономическая надобность, и выразил надежду, что сотрудничество между Индией и Евразийским экономическим союзом по формированию зоны свободной торговли, даст этот необходимый базис. Кроме того, не стоит забывать, что Индия и Пакистан являются полноправными членами Шанхайской организации сотрудничества, в рамках которой можно было бы достичь принципиальных решений по этому вопросу. «В последние месяцы наметились признаки потепления в отношениях между Дели и Исламабадом, что не может не радовать», - заметил эксперт. 

Борис Волхонский также отметил, что России и Индии как федеративным государствам, где регионы имеют определенную свободу экономической деятельности, необходимо поддерживать контакты не только на уровне государств, но и на местном уровне. В частности, в начале 2000-х годов, когда нынешний премьер-министр Нарендра Моди занимал пост главного министра штата Гуджарат, он приложил немало усилий к развитию тесных контактов с Астраханской областью. Однако одного такого прецедента явно недостаточно. «Есть много соглашений на эту тему, но практического наполнения они не получили», - заметил ученый.

Позицию российских коллег поддержал Асок Мукерджи. «Развитие логистических связей между нашими странами – очень важная тема. Речь должна идти не только о транспортном коридоре через территорию Ирана, но и альтернативных маршрутов, например, через Азербайджан в Россию, - заметил он. - Все зависит от того, какие товары будут поставляться по этому пути. Не менее важной проблемой остается авиасообщение между нашими странами. Наши компании должны проводить постоянный мониторинг в этой области. Почему, например, нельзя создать туристический коридор между Иркутском и Дели? Тогда Центральная Азия станет важным транспортным узлом сообщения. Необходимо развивать и морской путь из Владивостока в Ченнаи, который может быть использован не только для перевозки товаров, но и для туристических перевозок». 

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати