ГЛАВНАЯ > Культурная дипломатия

Антарктическая биеннале как апофеоз культурной дипломатии

14:37 17.09.2018 •

Художник и комиссар Первой Антарктической биеннале современного искусства Александр Пономарев рассказал в интервью «Международной жизни» о своих новых проектах.

 

Еще задолго до того, как в 2017 году более 100 человек — художников, архитекторов, ученых, исследователей и философов из многих стран мира — отправились в плавание на российском научно-исследовательском судне «Академик Вавилов» в Антарктиду на Первую Антарктическую биеннале современного искусства, ее идеолог и комиссар — художник Александр Пономарев — реализовал на разных континентах и в разных широтах проекты, которым больше всего подходит эпитет «грандиозные». Отнюдь не случайно и уже давно Пономарева называют самым морским художником — и не только потому, что его красочные субмарины много лет всплывают то здесь, то там — в Баренцевом море, в Венеции на Гранд-канале, в Лувре, на реке Луаре и в музее Монако — всего не перечислить, а еще до карьеры современного художника он после окончания Одесского мореходного училища был моряком-подводником. Сам художник не раз говорил, что больше всего его интересует «искусство для птиц и рыб», в котором главную роль играют природные стихии: пространство, вода, океан, пустыня, небо. Однако именно Первая Антарктическая биеннале, объединившая ученых, экспертов и представителей творческих профессий из разных стран, стала тем уникальным явлением, в котором соединились творческие искания Пономарева-художника и исследователя и новый тип культурной дипломатии. Во время Первой Антарктической биеннале участники преодолели около 3000 километров, совершив 12 высадок на берега Антарктического полуострова и прилегающие острова. На территории материка удалось воплотить в жизнь более 20 художественных проектов (перформансы, инсталляции, фотовыставки, музыкальные эксперименты). О философии плавучей биеннале, подготовке к экспедиции 2019–2020 года и недавней поездке в Японию, где команда Первой Антарктической биеннале с успехом представила свой проект, Александр Пономарев рассказал обозревателю «Международной жизни» Елене Рубиновой.

 

Вы недавно вернулись из Японии с Триеннале современного искусства, где команда Антарктической биеннале представляла свой проект. Как вас принимала публика и японское арт-коммьюнити?

В Этиго-Цумари (Echigo-Tsumari Art Triennale), где раз в три года проходит крупнейший форум современного искусства (Фестиваль искусств Земли, проводится в районе г. Токамати с 2000 года и является международным мероприятием очень широкого масштаба, в нем принимают участие до 300 художников. — Прим. Е. Р.) мы представляли Антарктическую Биеннале как уникальное событие — уже состоявшееся впервые в 2017 году и как будущее, которое запланировано на 2019–2020 год. Мы показали биеннале и как художественный проект, и как идеологию и новый социокультурный феномен, не имеющий аналогов в мире и построенный на других принципах. Вместе с нашим выдающимся архитектором Алексеем Козырем мы сделали новую полярную станцию, которая носит название «Фрам-2». Она спроектирована таким образом, что конструкция имеет возможность вмерзать во льды, а затем может выталкиваться льдами и дрейфовать по Северному Ледовитому или Южному Океану. И на этой станции, по нашему замыслу, располагается биеннале в Антарктиде — мастерские художников, центр искусств. На триеннале проект был представлен в макете — четыре метра в диаметре. Мы развернули наш проект на берегах Антарктиды и строим его будущее посредством такого уникального футуристического объекта в форме снежинки. Еще один макет — очень красивый, прекрасно исполненный Мариной Москаленко, отображал все художественные акции, которые мы совершили в прошлом рейсе. Кроме того, в отдельном зале на стендах были представлены, причем с переводом на японский, произведения всех двадцати художников, выполненные во время Первой Антарктической биеннале. Состоялась и премьера фильма Алёны Ивановой- Йохансон, снятого во время нашего форума в Антарктиде. Нам удалось представить вниманию зрителей и арт-сообщества то, что уже произошло, но через призму новых возможностей. И еще не надо забывать, что в Антарктиде в привычном понимании времени нет, так что прошлое и будущее вообще относительно. Мы делаем абсолютно исключительный, ни с чем не сравнимый проект, имеющий свою логику, философию, собравший единомышленников и соратников из разных стран — художников, архитекторов, культурологов, океанологов, биофизиков, представителей различных некоммерческих организаций, бизнесменов и инвесторов.

В Этиго-Цумари мы участвовали впервые, но для меня это далеко не первое сотрудничество с Японией. Два года назад в рамках триеннале Сетоути (Setouchi Triennale) я построил очень серьезный, фантастический объект на одном из островов Внутреннего моря. Куратором выступил Фрам Китагава — основатель всех четырех триеннале, проходящих в этой стране, его можно совершенно справедливо назвать отцом современного искусства Японии. Фрам Китагава — удивительный человек с не менее удивительным для японца именем. Ведь «Фрам», что в переводе с норвежского означает «вперед», — название самого известного экспедиционного судна в мире. Сейчас это судно — популярный в Осло музей. Именно на судне «Фрам» Амундсен прибыл в Китовую Бухту, чтобы в первый раз дойти до Южного полюса. Надо сказать, что Япония тоже принимала активное участие в антарктических исследованиях: первая японская экспедиция относится к 1911 году. Та экспедиция дошла до 82-го градуса — очень серьезное достижение для того времени. А когда один из офицеров экспедиции вернулся в Японию, это вызвало огромный национальный подъем и один дедушка назвал своего правнука именем Фрам — единственный японец носит это имя. Одним словом, не случайно, что Япония — одна из стран, которая очень наш проект поддерживает, — высоко ценит его новизну.

 

Какие страны уже вовлечены сегодня в подготовку для продолжения проекта в будущем году?

Нужно сразу отметить, что Первая Антарктическая биеннале была не просто международным проектом — ей был придан высокий статус международного, а если быть еще точнее, то «наднационального» культурного явления. Очень важен и тот факт, что биеннале прошла под эгидой ЮНЕСКО и при содействии МИД — они сразу взяли нас под крыло. Да, конечно, проект, с одной стороны, представляет Россию и мы являемся его инициатором и главным организатором, но перед нами стоит задача не вовлечь ту или иную страну в некий готовый проект. Конечно, можно перечислить страны-участницы: Германия, США, Австрия, Китай, Норвегия, Япония и многие другие, но самая важная цель — это создание интернационального межкультурного, междисциплинарного сообщества и платформы взаимодействия, куда по определению входят различные нации. Мы уверенно движемся в этом направлении, хотя иногда найти путь, где нет противоречий между идеологией, политикой, культурой, бывает архисложно. И в этом смысле Антарктида — единственное место на планете, где 55 лет, с момента договора 1959–1961 годов, реализуется абсолютно особый тип «наднационального» суверенитета. И это уникальный шанс для сотрудничества самых разных стран и государств, которые часто в обычной жизни не находят общего языка. Плавучая биеннале — это своеобразный апофеоз культурной дипломатии.

 

Как зародилась идея Антарктической биеннале и как много времени прошло между вашим первоначальным замыслом и его воплощением?

Моя художественная деятельность, а она развивается уже 30 лет, всегда была связана с морем, и во многих моих проектах и работах главную роль играют природные стихии — вода, океан, пустыня, небо. Я много участвовал в научных экспедициях Академии наук — и в Арктике, и в Антарктике, и идея биеннале как раз возникла в этих экспедициях около 15 лет назад, а если говорить точнее, то после экспедиции к Южному полюсу. Тогда я даже ее не формулировал как биеннале, хотя я сам как художник участвовал во многих: восемь раз в одной только Венецианской биеннале. Мне скорее хотелось создать в Антарктиде такое поле деятельности, где научная и художественная составляющие окажутся слиты воедино, и первыми, кстати, идею стали поддерживать именно научные круги. Казалось бы, все, что связано с современным искусством, — совершенно другой мир для ученых. Но это не так, и теперь мои давно уже ближайшие соратники — это выдающиеся наши океанологи. Потом уже подключились люди, которые ценили мое творчество как художника, музеи и коллекционеры, родилась идеология и философия биеннале, подключились международные силы и спонсоры. Ну, и непосредственно подготовка к Первой Антарктической биеннале заняла примерно два года. Финансирование было международным — так же, как это устроено в Антарктиде. В Венеции на биеннале в первом в истории Антарктическом павильоне мы провели до этого четыре выставки — все это позволило нам реализовать проект на самом высоком уровне.

Какова функция Клуба визионеров Антарктической биеннале (Antarctic Biennale Vision Club) в период между биеннале?

Как я уже упоминал, одна из важнейших миссий нашей биеннале — это создание международной междисциплинарной платформы, которая аккумулирует идеи, связанные с существованием общих пространств: каким образом мы, люди, будем договариваться друг с другом, чтобы исследовать океан, Антарктиду, космос. Клуб AB Vision Club — составная часть нашей деятельности, он был создан еще до самой биеннале и продолжает свою активность и между экспедициями. Мы приглашаем ученых, архитекторов, музейщиков, художников, проводим дискуссии, конференции — это такой think-tank — совет всех, кого эта тема будоражит и увлекает.

 

Понятно, что Антарктическая биеннале отличается от любого другого арт-форума, а что объединяет ее с другими биеннале?

Отличий больше, чем сходства, мы ее потому и назвали — перевернутая биеннале, или биеннале «наоборот», что отражено и в нашей символике. Люди ведь в Южном полушарии, а тем более в Антарктиде, ходят вверх ногами, как российский художник Андрей Кузькин, который как раз делал там свой перформанс. В общепринятом смысле мы не собираем публику, зрителей в одном месте для репрезентации искусства. Но самые главные отличия — это междисциплинарность и наднациональность, хотя, как и другие биеннале, она происходит раз в два года. И здесь уместно упомянуть один из наиболее важных принципов нашей биеннале — это прежде всего мобильное в мобильном. Навигация, плавание становится центральным процессом, позволяющим участникам создавать новые смыслы.

Что мобильный движущийся формат дает художнику и какие темы актуализируются в творчестве?

В плаванье мы запускаем своеобразный рефлексивный механизм, позволяющий отслеживать, фиксировать и документировать события, происходящие в реальном времени, и все судно превращается в художественную движущуюся конструкцию. Произведения приспособлены к условиям экспонирования, они разбираются, они мобильны и имеют возможности для установки в различных местах и контекстах. Состояние погоды влияет на реализацию объектов, инсталляций и проведение перформансов. Когда человек попадает в Антарктиду, то у него включаются совсем другие механизмы — что мы все жители Земли, что есть совсем другие измерения, и именно это пространство говорит тебе, что ты человек. Там появляется декартовское «Я — есть». Не все готовы к этому, но художники, участвующие в нашем проекте, готовы и могут это выразить. Их все же объединяет способность и стремление мыслить планетарно, о космосе, звездах, природе. Обретение Полноты присутствия и позволяет здесь обострить вопросы об искусстве и творчестве. Да и само искусство, по словам Джебрана Джебрана ( ливанский и американский философ Джебран Халиль Джебран) , как раз здесь и получает возможность стать «шагом из природы в бесконечность». Я и сам много раз испытывал это состояние и вижу, как это работает у других.

 

Какой будет Вторая Антарктическая биеннале 2019–1920 года? Что повторится, а что расширится?

Мы хотели бы реализовать более широкую гуманитарную и международную экспедицию на нескольких судах исследовательского флота, чтобы художники, ученые и визионеры вместе вспомнили о юбилее открытия Антарктиды Беллинсгаузеном и Лазаревым и отметили это исследованиями и культурными действиями. Также я мечтаю об открытии «Центра свободных стихий» в Антарктике и в Москве, который станет музеем и базой для подобных культурных операций.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати