Фото: Суманеев Юрий
Сегодня Япония ведет самостоятельную экономическую политику, при этом оставаясь под военной и политической опекой США. Однако текущая международная обстановка заставляет японское руководство искать альтернативные пути для будущего развития страны.
Начиная с 60-х годов прошлого века Япония показывает завидное упорство в желании восстановить свой международный статус, который был утрачен в связи с капитуляцией во Второй мировой войне. Главной причиной этого, по мнению руководителя Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерия Кистанова, является желание Японии стать «нормальной» страной, которая самостоятельно может защищать свои интересы в любой точке мира.
По итогам войны Япония взяла на себя ряд обязательств в области вооружений и военной инфраструктуры. Основой этих обязательств является конституционный запрет на содержание собственных регулярных вооружённых сил, который сильно снижал вес страны на международной арене. При текущей ситуации в мире данное обстоятельство важно как с точки зрения возможности проведения военных кампаний, так и с защитой своих экономических интересов, рынков сбыта и сфер влияния. Характерным примером может служить ситуация с Южно-Китайским морем, которое сегодня практически единолично контролирует Китай. Для Японии это жизненно важное экономическое сообщение с остальным миром, своеобразный шёлковый путь, через который страна торгует с большинством государств Восточной Азии, Индией, Ближним Востоком, Африкой и Европой.
На текущий момент потенциальные международные конфликты, связанные с Японией, обязаны принять на себя США, как военный протеже Токио, согласно Договору о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности 1960 года*. Но нельзя забывать, что США, как и любая другая мировая держава, преследует, прежде всего, собственные национальные интересы.
По словам В. Кистанова, Япония окружена странами с ядерным оружием. Имеются ввиду Россия, Китай, КНДР и, собственно, США, которые хотя и мотивируют присутствие своих стратегических вооруженных сил на территории Японии, как предоставление своему союзнику так называемого «ядерного зонтика» - все же являются внешней независимой силой. И принятие решения о раскрытии этого «зонтика» над японским небом в любом случае будет принято за тысячи километров от Токио – в далеком Вашингтоне, исходя в первую очередь из национальных интересов самих Соединенных Штатов. Япония, как страна, стремящаяся вести независимую политику, вероятно, не может быть полностью удовлетворена таким зависимым положением в вопросе национальной безопасности. По мнению В. Кистанова, это тем более очевидно в свете заявлений нынешнего американского президента Трампа. Он, в частности, высказал мысль о том, что Японии и Южной Корее, как союзникам США, необходимо взять на себя больше расходов по обеспечению собственной безопасности. «Но сомнения в надежности США, как в союзнике, у японского правительства остались», - уверен В. Кистанов.
С начала 70-х годов правящие круги в Японии взяли курс на укрепление военного потенциала страны и повышение роли военной силы как одного из важных средств внешней политики. Действия нынешнего премьера Синдзо Абэ в области национальной безопасности подтверждают его верность этим принципам. Япония последовательно наращивает военный потенциал. Это выражается не только в накоплении вооружений, но и в тщательно разработанной системе законов и аргументов в пользу этого курса.
В первый срок своего правления Абэ инициировал создание на базе Управления национальной обороны (УНО) Министерство обороны Японии (2007 год). Уже во второй срок, 2015 году, он пролоббировал через парламент закон о коллективной самообороне, который позволяет Японии взаимодействовать с зарубежными вооруженными силами не только на территории страны, но и за ее пределами. Также он отменил добровольно взятый на себя Японией запрет на экспорт своих вооружений. Сегодня Япония поставляет военную технику Индии, Филиппинам и Вьетнаму. Все эти обстоятельства, по словам В. Кистанова, открывают новые возможности поддержки японскими Силами самообороны американских вооруженных сил практически в любом уголке земного шара. Например, на Ближнем Востоке, в странах Персидского залива, откуда в Японию импортируется до 80% нефтепродуктов. «В рамках Закона Япония имеет право участвовать в международных военных конфликтах, если они ставят под угрозу интересы национальной безопасности», - отмечает В. Кистанов. Таким образом, под предлогом защиты национальной безопасности Япония уже сейчас может проводить относительно независимую линию во внешней политике.
В ближайших планах руководства Японии изменение девятой статьи Конституции, в которой изначально провозглашался отказ государства от войны как способа разрешения международных споров, и, как следствие, от создания собственных сухопутных войск, флота и военно-воздушных сил. Для того, чтобы отменить ее полностью у правительства Японии не хватает пока политической воли. Но шаги к снижению ее роли делаются постоянно. Напомним, что именно команда действующего премьер-министра Абэ уже пыталась внести в девятую статью ряд изменений. В 2007 году парламент страны утвердил законопроект о референдуме на тему резолюции о «коллективной самообороне», согласно которой руководство страны может использовать Силы самообороны не только в случае вооружённого нападения на Японию, но также в случае нападения на государства, с которыми Япония поддерживает тесные связи, и в случае лишь угрозы такого нападения. 19 сентября 2015 года парламент Японии узаконил это положение и разрешил использовать Силы самообороны для участия в военных конфликтах за рубежом. По словам В. Кистанова, возникает некий парадокс: Министерство обороны у страны есть, а регулярной армии нет. Не исключено, что в будущем у Японии может появиться такая армия. Но пока Абэ добивается легитимации Сил самообороны. Именно для этого осуществляются попытки внесения соответствующей поправки в 9-ю статью конституции страны.
Все эти меры могут обеспечить повышение роли японских вооружённых сил для решения вероятных боевых задач в будущем. Очевидных практических шагов к созданию оружия массового поражения Япония не предпринимает, но оставляет себе такую возможность. Об этом может свидетельствовать, например, недавний отказ Японии участвовать в Договоре о запрете ядерного оружия (ДЗЯО). Премьер-министр страны объяснил это тем, что Договор не будет иметь надлежащей силы, пока к нему не присоединятся все мировые ядерные державы. Несмотря на это, Токио является участником другого соглашения - Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), и вообще позиционирует себя как лидера в борьбе за ликвидацию ядерного оружия в качестве единственной страны, пережившей ядерную атаку. Эти обстоятельства, по мнению В. Кистанова, могут указывать на то, что японское правительство не закрывает для себя возможность создания атомного оружия. Японская конституция, во всяком случае это не запрещает. Страна добровольно взяла на себя отказ от ядерного оружия, провозгласив три принципа: «не производить», «не ввозить», «не размещать его на своей территории». Но, по мнению эксперта, в случае угрозы безопасности страны все эти положения могут быть пересмотрены. Например, если Вашингтон перестанет быть военным союзником Токио, либо в случае чрезвычайной, по мнению Токио, угрозы собственной безопасности со стороны КНДР или Китая. «Можно также гипотетически предположить сценарий объединения двух Корей, при котором общая страна будет обладать ядерными наработками КНДР, что может подтолкнуть японцев к разработке собственного ядерного оружия», - добавил В. Кистанов.
По оценкам международных экспертов Япония обладает всеми технологиями для создания ядерного оружия в кратчайшие сроки, которые по разным источникам займет от полугода до пяти лет. По данным СМИ еще в 2015 году Токио обладало бо́льшим количеством ядерных материалов оружейного уровня, чем США и Россия*. Японцы готовятся запустить завод по переработке отработанного ядерного топлива, способный при необходимости производить 1 тыс. бомб в год. Международное сообщество не раз обращало внимание на то, что Япония концентрирует на своей территории опасное количество оружейных радиоактивных материалов. США, например, дала предупредительные рекомендации об ограничении накопления запасов плутония и пункт о снижении был включен в новый энергетический план развития Японии. Правительство объясняет свои действия по накоплению радиоактивных веществ исключительно экономическими соображениями, как ресурс для атомной энергетики. Эксперты МАГАТЭ постоянно инспектируют объекты атомной энергетики Японии и таким образом осуществляют некий контроль за действиями японского правительства в этой области. Но даже это обстоятельство не снижает опасений в странах Азии и даже в США по поводу возможных планов Токио.
На протяжении долгого времени Япония вела крайне агрессивную политику в азиатском регионе. На сегодняшний день у страны множество территориальных споров с соседями: Россией, Китаем, Южной Кореей. Мир всегда будет помнить об участии Японии в фашистской коалиции во время Второй мировой войны. Правительство Китая, например, регулярно критикует Японию за учебники, в которых делаются попытки обелить агрессию страны: происходит искажение фактов и героизация участников тех событий. Поэтому милитаристское прошлое Японии и обладание ей ядерным оружием – вещи несовместимые в понимании большинства стран Азии. В этом отношении США как главный стратегический союзник Японии выполняет еще одну важную функцию, а именно, по словам В. Кистанова: «Является затычкой для бутылки с японским милитаризмом.
И если Америка перестанет быть контролирующей Японию силой, то есть риск, что джинн японского милитаризма вырвется на волю». Таким образом, Япония находится в двойственном положении. С одной стороны она находится под контролем и опекой США, что несомненно дает стране многочисленные политические и экономические дивиденды. С другой стороны, правительство Японии упорно пытается вывести страну в свободное политическое плавание, чтобы она заявила о себе как о самостоятельном игроке на мировой арене. Протекторат США защищает Японию от упреков и агрессии со стороны соседних стран, но также это обстоятельство во многом сделало возможным возникновение так называемого «японского экономического чуда», избавив страну в послевоенный период от колоссальных военных расходов. А во главе с амбициозным премьер-министром Синдзо Абэ японское правительство добивается повышения политической и даже военной роли Японии на международной арене. Это объясняет исключительную активность японского руководства во внешней политике. Например, за свой премьерский срок Абэ встретился с президентом России Владимиром Путиным более 20 раз!
Вообще надо отметить, что отношения между Москвой и Токио переживают сейчас благоприятный период. Помимо встреч на высшем уровне поддерживаются активные контакты между оборонными и внешнеполитическими ведомствами обеих стран в формате «2+2». Недавно завершилась встреча министров в Москве, на которой стороны договорились о предстоящих бизнес-миссиях японских предпринимателей на территорию России. Встречи в таком формате для обеих наших стран проводится в третий раз. Именно японская сторона выступила с подобной инициативой. Правительство Абэ осуществляет активное взаимодействие и с двумя другими ядерными державами региона. Недавно правительство Японии анонсировало возможную в скором времени встречу премьер-министра Абэ с сереверокорейским лидером Ким Чен Ыном. Также в конце этого года в Токио с нетерпением ждут председателя КНР Си Цзиньпина, что свидетельствует о некотором потеплении отношений между Китаем и Японии.
Таким образом, оставаясь под американским протекторатом, Япония старается вести активную внешнюю политику. По словам В. Кистанова, в таком двойственном положении Япония будет оставаться до тех пор, пока не случится какое-нибудь значимое внешнее событие. Это может быть как пересмотр самими США своих отношений с Японией, так и резкое изменение обстановки в Восточноазиатском регионе. Например, продолжение военных испытаний в КНДР или возможное объединение Северной и Южной Корей и получение последней ядерных военных технологий. Также катализатором коренного изменения внешней политики Японии может быть агрессивное поведение Китая. «Япония, как делала бы любая страна на ее месте, готовится к любому варианту развития событий в будущем. А вариантов может быть сколько угодно», - замечает В. Кистанов. Поэтому, не исключая никакие сценарии развития событий на мировой арене, Япония с одной стороны поддерживает экономические и культурные контакты со многими странами, позиционирует себя как «пацифистское» государство, как жертву атомных бомбардировок, выступая за полное запрещение оружия массового поражения во всех странах мира. С другой стороны, Япония вносит изменения в конституцию, производит различное оружие и копит компоненты для стратегического вооружения.
* - Договор о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности между США и Японией - договор между Соединёнными Штатами Америки и Японией, являющийся законодательной основой альянса двух стран и оговаривающий присутствие американского военного контингента на территории Японии; подписан в Вашингтоне 19 января 1960 года.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs