Фото: scoopnest.com.
В Хельсинки состоялась первая двусторонняя встреча Владимира Путина и Дональда Трампа. В преддверии саммита было объявлено, что лидеры двух стран планируют пообщаться тет-а-тет без формального списка тем. Главы государств обсудили сирийский и украинский кризисы, взаимные санкции и ряд других вопросов. Кроме того Д. Трамп поднял на встрече вопрос о предполагаемом вмешательстве России в президентские выборы в США в 2016 году. Саммит прошел на фоне обострения экономических противоречий Вашингтона с Брюсселем и Пекином, а также продолжающихся военных действий в Сирии.
Итогам прошедшей встречи был посвящен круглый стол в международном информационном агентстве «Россия сегодня». В этом мероприятии приняли участие известные специалисты по российско-американским отношениям, эксперты Российского совета по международным делам (РСМД).
Генеральный директор Российского совета по международным делам (РСМД) Андрей Кортунов считает, что сам факт проведения встречи можно считать успехом. «Россия давно предлагала провести полноценный саммит, однако по целому ряду причин он долго не проводился, - пояснил он. – Было несколько встреч Путина и Трампа: на полях «большой двадцатки» в Гамбурге, «на бегу» в ходе саммита АТЭС во Вьетнаме, а также несколько телефонных разговоров. Поэтому сейчас фактически открыта новая страница в наших отношениях».
По словам эксперта, накануне переговоров в Хельсинки вокруг предстоящей встречи строилось немало предположений и гипотез. На Западе даже опасались, что саммит приведет к определенной стратегической переориентации и Трамп предпочтет контакты с российским лидером своим традиционным партнерам в Европе. В Пекине, в свою очередь, задавались вопросом: не получится ли так, что Москва будет уделять меньше внимания отношениям с Китаем на фоне разгорающейся американо-китайской таможенной войны? Все эти гипотезы можно понять, в особенности, когда они высказывались журналистами, но ученые-американисты, напротив, призывали к сдержанности в своих оценках, и как показали итоги переговоров – во многом оказались правы.
По словам А.Кортунова, значение состоявшейся встречи заключается в том, что она «приоткрыла» дверь для практического сотрудничества на более низких уровнях. Не исключено, что в ближайшее время произойдет некоторое сближение позиций двух стран по Сирии, на территории которой в настоящее время сохраняется опасность прямого столкновения между иранской шиитской милицией и Армией обороны Израиля в районе Голанских высот. Кроме того, возможна активизация переговоров о перспективах Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД) 1987 года и Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2) 1993 года. Однако Москве и Вашингтону предстоит долгий процесс нормализации отношений, и быстрых позитивных результатов ждать не приходится.
Директор Института США и Канады РАН Валерий Гарбузов отметил, что саммит в Хельсинки – запоздалое, но во многом необходимое мероприятие. После его окончания в экспертной среде появились заявления, что главным его результатом стало возобновление диалога между нашими странами. В то же время неизвестно, развернется ли из этой встречи полноценный диалог, подкрепленный контактами на более низких уровнях. Все станет ясно во второй половине 2018 года.
«Если оценивать состоявшуюся встречу как старт, то придется многое реставрировать и реанимировать всю систему контактов между странами, - отметил ученый. - Задача состоит в том, чтобы от взаимных обвинений перейти к рассмотрению проблем и вопросов, которые обе стороны могли бы решить совместными усилиями».
Неблагоприятный фон для встречи был создан и в самих Соединенных Штатах Америки. Значительные силы в этой стране, в том числе в той части политической элиты США, которая связана с Демократической партией, были категорически против проведения этого саммита. Трампа называли даже «карманным политиком Путина». Кроме того, далеко не все представители американского истеблишмента в восторге от результатов, которые были достигнуты на саммите, и считают, что Трамп мог бы занять более жесткую позицию и потребовать уступок от Москвы.
Такие агрессивные заявления не могут не вызывать тревогу, а в перспективе могут торпедировать все надежды, которые возлагались на переговоры в Хельсинки. Очевидно, подобные выпады против первого лица в США будут продолжаться и в будущем, потому что каждый шаг в сторону России априори рассматривается как доказательство контактов Трампа с Москвой и даже акт государственной измены. Это блокирует не только возможность Трампа делать хоть что-то на международной арене, используя свой пост. Такая ситуация подрывает любую возможность установления конструктивных отношений между Россией и США и дискредитирует сам институт президентской власти в США. Следует помнить: антироссийская пропаганда никуда не исчезла и даже усилилась. Выходить из этой ситуации предстоит достаточно долго. Поэтому не стоит впадать в эйфорию, а необходимо придерживаться трезвой и реалистичной оценки прошедшего саммита.
По словам В.Гарбузова, Дональд Трамп в настоящее время одержим одной идеей – стать президентом, который берется за решение проблем, накапливавшихся десятилетиями, и разрешает их в пользу Вашингтона. Это относится как к противоречиям с Россией, так и к переговорам по ядерной проблеме Северной Кореи. Однако он не может не считаться с тем противодействием, которое оказывает ему политический класс США. Шлейф обвинений в мнимой зависимости от Москвы – это «удавка», которая мешает ему и может со временем «задушить». Поэтому он вынужден идти на определенные уступки и привлекать в свою команду лиц, которые в отличие от его единомышленников, обладают большим политическим опытом и весом. В качестве примера подобных профессионалов В. Гарбузов назвал замену на посту государственного секретаря Рекса Тиллерсона бывшим директором ЦРУ Майком Помпео. В свою очередь, советником президента США по национальной безопасности стал Джон Болтон, имеющий в экспертной среде устойчивую репутацию политического «ястреба».
В.Гарбузов напомнил, что в ноябре 2018 года в США пройдут промежуточные выборы в конгресс. В этих условиях Трамп заинтересован в консолидированной поддержке со стороны Республиканской партии, в рядах которой к нему до сих пор сохраняется неоднозначное отношение.
Программный директор РСМД Иван Тимофеев опроверг неоднократно высказанные в отечественной прессе надежды на то, что встреча в Хельсинки может способствовать смягчению санкционного режима. «Разумеется, этого не произошло и не может произойти в принципе, - заметил он. - Никаких юридических и процедурных предпосылок к тому нет. Система устроена так, что санкции проще ввести, чем их отменить».
И.Тимофеев подчеркнул, что полномочия президента США серьезно ограничены конгрессом и законодательством, в особенности законом PL 115-44 «О противодействии противникам Америки посредством санкций», который предусматривает достаточно громоздкую бюрократическую процедуру их пересмотра по конкретным вопросам. Даже если допустить, что Трамп проявит такую инициативу, это будет ему стоить колоссального политического капитала.
Продуктивной назвал Иван Тимофеев прозвучавшую на саммите идею диалога двух стран на уровне «капитанов бизнеса». Правда, параметры этого взаимодействия ему пока не ясны. Его будет сложно вести в условиях многочисленных ограничений. Впрочем, есть ряд направлений сотрудничества, которые не подпадают под санкции. Прежде всего, это касается финансовой и энергетической сферы. Чем активнее будет проходить нормализация отношений между Россией и США, тем меньше внимания режиму санкций будет уделяться на международной арене.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs