ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Китай и ВТО. 30 лет игры по правилам

12:17 11.07.2018 • Владимир Петровский, доктор политических наук, действительный член Академии военных наук, главный научный сотрудник Института Китая и современной Азии РАН

Пресс-канцелярия Госсовета КНР опубликовала Белую книгу "Китай и ВТО", чтобы предоставить отчет о выполнении Китаем своих обязательств в рамках организации, объяснить принципы, позицию, политику и предложения Китая в отношении многосторонней торговой системы, а также описать концепцию и план действий страны по продвижению политики реформ и открытости.

Этот документ, подводящий 30-летний итог усилиям КНР стать весомым участником системы мировой торговли, особенно уместен именно сейчас, когда торговая война, развязанная США, все-таки началась.

Но сначала немного истории. Китай был принят в ВТО в 2001 г. Этому предшествовал длительный процесс переговоров о вступлении в ВТО (тогда еще ГАТТ), который начался еще в конце 1980-х гг.

Китай приложил все усилия для того, чтобы войти в состав ГАТТ еще до конца 1994 г.  и выполнил для этого все условия присоединения, выдвинутые перед ним Западом: по сужению директивного планирования внешней торговли, сокращению числа лицензируемых и квотируемых товаров, отмене прямых экспортных субсидий, введению единой системы налогообложения, единого плавающего регулируемого курса национальной валюты и т. д.  Однако запланированного вступления не состоялось из-за противодействия со стороны США, которые отказались предоставить Китаю статус развивающейся страны в этой организации (на чем настаивал Китай). Отрицательно по отношению к Китаю были настроены на том этапе представители крупного американского бизнеса, напуганные быстрым ростом китайского экспорта с начала 1990-х гг. А затем, после событий на площади Тяньаньмэнь в июне 1998 г., КНР столкнулась с международными санкциями.

Несмотря на все это, Китай успешно завершил переговоры о вступлении в ВТО. При этом в Пекине исходили из того, что действующие в рамках ВТО соглашения,  признавая переходный к рыночному характер экономик развивающихся стран, наделяли их комплексом льгот и преимуществ перед развитыми странами. Они также обязывали развитые страны оказывать развивающимся государствам экономическую, технико-технологическую, образовательную, процедурную и прочую помощь в целях менее болезненной интеграции последних в мировое рыночное хозяйство.

Уже позже, когда Россия начала переговоры о вступлении в ВТО, китайские ученые и эксперты, проанализировав преимущества китайского подхода к вступлению ВТО, предложили своим российским коллегам детальные рекомендации (частично они были использованы российскими переговорщиками, частично, к сожалению, - нет).

Во исполнение обязательств об открытии доступа в сферу торговли, КНР пошла на существенное снижение импортных тарифов и уменьшение нетарифных барьеров. Как отмечается в Белой книге, уже к 2010 г. Китай выполнил все взятые на себя обязательства по снижению тарифов, чей общий уровень снизился до 9,8% с 15,3% в 2001 г.

Китай выполнил обязательства перед ВТО по торговле услугами и защите прав интеллектуальной собственности через открытие рынка услуг, проявление инициативного подхода к защите прав интеллектуальной собственности и выстраивание целостной правовой системы их защиты. Страной были выполнены также обязательства по обеспечению транспарентности и в полной мере имплементированы обязательства по уведомлению ВТО.

Беря на себя обязательства по открытию своей экономики, Китай столкнулся с жесточайшей международной конкуренцией, что побудило китайские компании приступить к структурной перестройке и активному встраиванию в глобальные цепочки. И начиная с 2002 г. вклад Китая в прирост мировой экономики составлял в среднем около 30%. В 2017 г. доля Китая в мировом импорте и экспорте товаров составила, соответственно, 10,2% и 12,8%. 

А теперь к делам сегодняшним. В китайской Белой книге не случайно отмечается, что экономическая глобализация привела к глобальному росту и является необратимой тенденцией времени. "Китай и многосторонняя торговая система идут вместе", - говорится в документе.

И далее подчеркивается, что в последние годы всплеск антиглобалистских настроений в сочетании с ростом протекционизма создает серьезные вызовы для многосторонней торговой системы, ядром которой является ВТО. Недвусмысленный намек в сторону администрации Д. Трампа, политика которой развязала торговые войны против Китая, стран ЕС, Канады, Мексики и пр.

При этом в Белой книге приводятся весьма любопытные данные Американской торговой палаты в Китае, согласно которым около 60% опрошенных предприятий по-прежнему рассматривают Китай как одно из самых предпочитаемых мест для инвестиций, а 74% предприятий-членов палаты намерены в 2018 г. увеличить инвестиции в китайскую экономику.

Рассуждая о протекционистской политике Д. Трампа, подрывающей устои и правила ВТО, как не вспомнить о незадачливом ковбое, стреляющем себе в ногу?  Такое действительно часто случалось, пока в XIX веке не придумали предохранители для огнестрельного оружия. Какие же «предохранители» нужны сейчас, чтобы защитить международную торговую систему, ядром которой является ВТО?

В числе прочих, это уникальный механизм урегулирования споров ВТО, который  сыграл жизненно важную роль в поддержании предсказуемости международной торговли и стабильности многосторонней торговой системы. Китай, как и другие страны, активно пользовался этим механизмом, устраняя нарушения другими членами обязательств в рамках соглашений, защищая свои торговые интересы, а также авторитет правил ВТО.

Россия, как и другие члены ВТО (Китай, Индия, Европейский союз, Канада, Мексика и Норвегия), уже инициировала спор с США в ВТО.  29 июня 2018 г. был направлен запрос на проведение формальных консультаций. Если в ходе консультаций не будут найдены взаимоприемлемые пути разрешения спора, Россия обратится в ВТО с просьбой об учреждении третейской группы и передаче спора на ее рассмотрение.

При этом важно координировать усилия России и Китая в этом направлении – наши страны сейчас оказались «в одной лодке» и имеют схожий опыт противостояния незаконным санкциям и несправедливым торговым практикам. Не менее важно изучить и обобщить этот опыт, который нужно использовать в процессе координации внешнеполитических усилий наших стран на данном направлении.

Тем самым Россия и Китай, имеющие общее видение нового международного экономического и политического порядка, создадут предпосылки и для более широкого многостороннего диалога о принципах и правилах мировой торговли. Главный из этих принципов прост и непререкаем: в торговых войнах не бывает победителей. А по итогу побеждает тот, кто играет не «по силе», а по общепризнанным правилам.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати