В Никарагуа тревожно. Более трех месяцев в этой центральноамериканской республике продолжаются попытки сил местной оппозиции и их спонсоров извне с помощью организованного «народного бунта» свергнуть законное сандинистское правительство президента Даниэля Ортеги. Западные СМИ во всём винят власти. Но что же происходит ныне в Никарагуа на самом деле? Этот вопрос я адресую Николаю Платошкину, дипломату, выпускнику МГИМО, доктору исторических наук, известному писателю и переводчику, заведующему кафедрой международных отношений и дипломатии Московского гуманитарного университета, автору многочисленных статей и книг.
«Международная жизнь»: Николай Николаевич, российская пресса довольно скупо или неполно освещает трагические события в Никарагуа, поставившие эту прекрасную, дружественную нам страну фактически на грань гражданской войны. С 18 апреля этого года по сегодняшний день в ходе антиправительственных манифестаций и перестрелок в республике с обеих сторон погибли более 170 человек. Не ощущается ли тут методика украинского майдана? Каковы причины насилия? С чего все началось? А ведь Никарагуа, казалось, благополучно развивалась…
Николай Платошкин: Отстраненная от власти Ортегой в 2006 году путем свободных выборов компрадорская, связанная с американцами буржуазия никогда, в сущности, со своим поражением не мирилась. Даже при том понимании, что сандинисты во время «второго пришествия» во власть стремились не ограничивать национальный капитал. Наоборот, всячески его поощряли. Но в таком обществе как никарагуанское, «элита» просто не может вынести того, что правят «босяки». Поэтому сандинистов (как кстати и Чавеса в Внесуэле) не раз пытались победить на выборах при финансовой поддержке американцев, но безуспешно. Тогда, примерно с конца 2016 года, крупный клановый бизнес взял курс на фактический государственный переворот по лекалам «цветных революций». Еще бы: ведь на честных президентских выборах 6 ноября 2016 года Даниэль Ортега набрал 72.44% голосов!
Кстати, олигархических капиталистов и их вашингтонских покровителей бесила и внешняя политика Ортеги, направленная на развитие отношений с Россией и прогрессивными латиноамериканскими странами альянса АЛБА. Кроме того, например, президент Ортега объявил о признании независимости Абхазии и Южной Осетии 12 сентября 2012 года – в день национального праздника Республики Никарагуа. После этого США заморозили всю финансовую помощь этой республике, а это сотни миллионов долларов.
Нынешний виток беспорядков начался в апреле 2018 года. Поначалу людей стремились вывести на улицу… из-за лесных пожаров! Мол, правительство недостаточно активно их тушило. Затем за дело взялись посерьезнее. По рекомендациям МВФ правительство решило сократить дефицит Никарагуанского института социальной защиты (аналог российского Пенсионного фонда). Отвергнув предложение МВФ о повышении пенсионного возраста, Ортега декретом от 18 апреля 2018 года объявил о повышении взносов работников в указанный институт с 6.25% до 7% и работодателей – с 19 до 21%. После этого проамериканские союзы предпринимателей призвали к массовым акциям протеста, получается против рекомендаций расположенного в Вашингтоне МВФ! Заметим, что профсоюзы меры правительства поддержали. Начались уличные столкновения сторонников и противников правительства, которые привели к десяткам убитых и раненых. Причем, как и на Украине в феврале 2014 года по людям стреляли неизвестные снайперы. А обвинили в жертвах естественно силы правопорядка. Аналогия с украинским майданом – прямая. Связанные с союзами предпринимателей СМИ начали разнузданную травлю правительства, лично Ортеги и его супруги – вице-президента Росарио Мурильо. К протестному движению попытались привлечь и противников строительства через Никарагуа трансокеанского канала – экологистов.
Сам Ортега уже 21 апреля 2018 года объявил о готовности начать диалог с оппозицией по возможному пересмотру своего декрета. Но лидеров «народных протестов» это уже мало интересовало. Теперь они требовали уже наказания полицейских за «репрессии» (вспомним киевский «Беркут» начала 2014 года). Еще 22 апреля 2018 года президент Никарагуа отменил свой декрет, объявив его ошибочным, и вновь призвал к общенациональному диалогу. Тщетно. Тем временем, оппозиционеры начали требовать отставки Даниэля Ортеги и его правительства.
«Международная жизнь»: Кто же стоит за спиной оппозиционных сил в Никарагуа? Почему зачинщиками агрессивных действий выступает молодежь и студенчество? Какую позицию занимает Сандинистская народная армия, которая в 1995 году в результате военной реформы была преобразована в Национальную армию Никарагуа?
Николай Платошкин: Студенческая молодежь во многих странах Латинской Америки (включая Венесуэлу и Никарагуа) – часто отпрыски зажиточных семей. Даже если высшее образование бесплатное (или почти бесплатное, чего активно добивался Ортега) многие бедные семьи просто не могут содержать своих детей-студентов и те вынуждены работать. Тут не до прохладных университетских аудиторий. В то же время на стороне правительства стоит самая массовая молодежная организация Никарагуа – Сандинистская молодежь. А это как раз девушки и ребята из бедных и обычных семей, то есть представители основной массы населения. Богатые студенты всегда относились к «молодым пролетариям» свысока как к «черни». Вспомним драки между гимназистами (самозваными сливками общества» и «реалистами» (учениками «сермяжных» реальных училищ) в революционной России. Вспомнили? Тогда многое становится ясным и в Никарагуа 2018 года. Заметим, что студенты и старшеклассники из обеспеченных семей составили «кадры» насильственных уличных протестов и в Венесуэле.
Заметим, что жертвы среди студентов особенно «ценятся» архитекторами «цветных революций». Ведь «сатрапы» «марксистского режима» убивают «детей»! Кстати, что точно такая же «методика» (демонстрации женщин и подростков) использовалась ЦРУ в Чили в 1970-1973 годы (пресловутые «марши пустых кастрюль», когда богатые дамочки с безукоризненным макияжем всячески задирали полицейских, провоцируя «негалантное кровопролитие»).
Заметим, что на улицах никарагуанских городов время от времени проходят массовые манифестации сторонников правительства, куда как более мирные и организованные (например, 30 апреля 2018 года).
А вот Сандинистская армия, где и служат в основном дети из обычных, «не измученных нарзаном» семей, народную власть не предаст. Многие высшие офицеры этой по-прежнему народной армии сами когда-то вели партизанскую борьбу в рядах Сандинистского фронта национального освобождения (СФНО) против проамериканского олигархического клана Сомосы в 70-е годы. Поэтому возвращения олигархов к власти они не допустят. Ряд бывших партизан прошли обучение в советских и российских военно-учебных заведениях и по кругозору и боевой подготовке превосходят офицерские кадры любой центральноамериканской армии.
Кстати, хорошо вооруженная советским и российским оружием Национальная армия Никарагуа уже сама по себе сильно остужает горячие головы в Вашингтоне, где время от времени (пока на «экспертном уровне») пробрасывается мысль о необходимости «гуманитарной интервенции» в Никарагуа.
«Международная жизнь»: Правительство Даниэля Ортеги с самого начала выступило за мирный диалог с оппозиционными силами. Затем вмешалась католическая церковь, и диалог прервался. Усилиями властей и той же церкви диалог возобновлен. Однако столкновения не прекратились. Почему?
Николай Платошкин: Оппозиционерам диалог не нужен, им нужен социальный реванш, – отстранение «босяков» и «голодранцев» от власти любой ценой. Правительство в качестве жеста доброй воли 24 апреля 2018 года освободило из заключения боле 220 участников насильственных акций – поджогов и разгромов правительственных учреждений, включая полицейские участки. В ответ «анонимные хакеры» (не правда ли, что-то знакомое?) разом атаковали все веб-сайты правительства Никарагуа.
Первого мая оппозиционеры под диктовку США потребовали посредничества на переговорах с властями со стороны Организации Американских Государств (ОАГ). США в последнее время всячески пытаются реанимировать этот реликт «холодной войны» (напомним, что ОАГ десятилетиями служила инструментом блокады Кубы в Западном полушарии). Кстати, тот же самый сценарий – требование оппозиции немедленно пригласить в страну Комиссию по правам человека ОАГ для «расследования произвола властей» недавно был задействован и в Венесуэле.
Заметим, что посредничество ООН проамериканская оппозиция в Никарагуа (и в Венесуэле) решительно отвергает. И не случайно. Ведь в рамках этой единственной универсальной международной организации критике подвергаются в основном сами США и их союзники, например, Израиль. Ведь не зря США недавно с фанфарами покинули Совет ООН по правам человека. Кстати, в качестве предлога американцы называют «невнимание» Совета к нарушениям прав человека на Кубе и в Венесуэле.
Комиссия ОАГ предсказуемо потребовала от правительства Никарагуа защитить бедных (в переносном, естественно, смысле) студентов от «насилия» со стороны молодежных «проправительственных группировок». Это требование немедленно поддержал госдепартамент США. То есть то самое ведомство, которое и сформулировало резолюцию ОАГ. Такое вот самообслуживание!
«Забоченность «насилием» в Никарагуа послушно высказал Евросоюз 20 апреля 2018 года. Фактически на сторону США встали Канада, Парагвай, Колумбия, Бразилия (где недавно фактически произошел «мягкий» государственный переворот, жертвой которого стала президент Дилма Руссефф) и Чили. Позицию никарагуанских властей, настроенных на общенациональный диалог, поддержали Куба, Венесуэла, Россия.
«Международная жизнь»: Как, на ваш взгляд, будут развиваться дальнейшие события в Никарагуа? Наступит ли в этой стране всеобщее примирение? Или противники Даниэля Ортеги, инициаторы создания хаоса и силовых атак на сандинистское руководство продолжат свои усилия, пока не добьются своего – смены законно избранной власти?
Николай Платошкин: Надеюсь, что оппозиции в Никарагуа так или иначе придется отказаться от насилия. Ведь лучший способ решения всех вопросов – честные выборы. Но их-то как раз и боятся оторванные от обычных людей предпринимательские и студенческие союзы. Ведь им на этих выборах ничего не светит, в чём весь мир мог убедиться уже неоднократно. Никарагуанцы в 1979 году свергли самую зверскую тиранию в Латинской Америке, до зубов оснащенную американским оружием. И их запугать сложно. Да что там сложно – невозможно. Тем более, что у законного президента Никарагуа Даниэля Ортеги есть на кого опереться в этом мире – например, на Москву или на Гавану.
«Международная жизнь»: Благодарю вас, Николай Николаевич, за интересное интервью.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs