ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Хитрый план Ким Чен Ына

13:49 19.06.2018 • Анастасия Толстухина, редактор журнала "Международная жизнь"

Фото: AFP Ed Jones 

Летом 2017 года, когда северокорейский лидер Ким Чен Ын напугал весь мир ракетными и ядерными испытаниями, казалось, что вот-вот на Корейском полуострове случится война, которая при самом мрачном сценарии, могла бы вестись неконвенциональными видами оружия. Однако спустя почти полгода ситуация в корне поменялась – КНДР запустила целую серию встреч с представителями Китая, Республики Корея и США.

Можно ли «вооруженный протест», плавно переходящий в активную дипломатию,  рассматривать как хитрый план Ким Чен Ына, направленный на защиту и продвижение интересов страны? Многие эксперты положительно отвечают на этот вопрос. «Мы видим, что на мировой арене разворачивается тщательно разработанная северокорейская стратегия», – цитирует «Вашингтон пост» сотрудницу Центра Wilson в Вашингтоне Жан Х. Ли[1].

По мнению российского востоковеда, профессора НИУ ВШЭ Алексея Маслова, мотивы разработки подобной стратегии можно объяснить двумя причинами: во-первых, Ким Чен Ын хотел, чтобы его воспринимали всерьез на мировой арене; во-вторых, северокорейский лидер поставил задачу избавиться от серьезной экономической зависимости от Китая.

После того, как Ким пошел ва-банк и разогрел ситуацию до предела, он заставил внешних игроков обратить на себя самое пристальное внимание. Более того, все заинтересованные стороны – Китай, США, Южная Корея согласились сесть с ним за стол переговоров и разговаривать с молодым северокорейским лидером на равных.

Сложно поспорить с тем, что Ким добился существенных дипломатических успехов. Во-первых, ему удалось произвести своеобразный рестарт в отношениях с Китаем. В марте и мае текущего года уже состоялось два саммита на высшем уровне. На этих встречах стороны договорились поддерживать частые контакты, активизировать стратегические обмены, укреплять взаимопонимание и взаимодоверие, а также защищать общие интересы[2].

Во-вторых, наметились позитивные тенденции в вопросе построения мира на Корейском полуострове.  Напомним, что был проведен третий межкорейский саммит, состоявшийся 27 апреля 2018 года в демилитаризованной зоне, в пограничном пункте Пханмунджон. По его итогам была подписана декларация о необходимости расширения связей двух Корей, проведении встреч разделенных семей и взаимном отказе от враждебных действий. Кроме того, лидеры Южной и Северной Кореи заявили, что они начнут переговоры с Вашингтоном о мирном договоре для того, чтобы официально положить конец корейской войне.

Наконец, в-третьих,  12 июня текущего года произошла историческая встреча Ким Чен Ына и Дональда Трампа на острове Сентоса (Сингапур). Впервые за всю историю американо-северокорейских отношений высшее руководство двух стран село за стол переговоров. Итогом саммита стало подписание заявления, в котором КНДР обязуется принимать меры для полной денуклеаризации Корейского полуострова, а США, в свою очередь, гарантируют Пхеньяну предоставить гарантии безопасности. Некоторые эксперты полагают, что сближение КНДР и США – это часть хитрой политики Ким Чен Ына. В частности, Ни Лексян, военный эксперт Шанхайского университета политических наук и права, считает, что лидер КНДР может использовать конфликт между Китаем и Соединенными Штатами, чтобы «получить выгоды от обеих сторон»[3].

Киму удалось укрепить свою харизматичную власть на внешней арене и прорвать многолетнюю дипломатическую изоляцию КНДР

Из всего вышесказанного становится очевидным, что Киму удалось укрепить свою харизматичную власть на внешней арене и прорвать многолетнюю дипломатическую изоляцию КНДР. Причем отношения налаживаются не только с США, Южной Кореей и Китаем, но и Россией. В частности, российский президент Владимир Путин 14 июня текущего года передал приглашение Ким Чен Ыну посетить нашу страну и совместить его визит с сентябрьским Восточным экономическим форумом во Владивостоке. Стоит отметить, что на Форуме планируют принять участие ключевые игроки региона – Си Цзиньпин, Синдзо Абэ и Мун Чжэ Ин.

Однако что касается решения второй важной проблемы – сделать северокорейскую экономику менее зависимой от Китая, то ее решение потребует немало усилий и времени от амбициозного северокорейского лидера. Начиная с 2000-х годов доля Китая во внешней торговле КНДР постоянно росла, что не могло не вызывать у северокорейского руководства опасения – ведь в один прекрасный день экономическая зависимость от Китая могла бы перерасти в политическую. Когда Ким пришел к власти, он практически сразу физически устранил тех советников, которые вели переговоры с Китаем. В частности в 2013 году он объявил об исполнении смертного приговора в отношении своего дяди Чан Сон Тхэка, который занимал пост заместителя председателя Государственного комитета обороны КНДР и которого некоторые эксперты называли главным связующим звеном Северной Кореи с Китаем. «Такими действиями Ким Чен Ын показал, что не является хвостом китайской собаки», – считает востоковед Алексей Маслов. На сегодняшний момент северокорейский лидер самостоятельно собрал новую группу советников и начал новый этап взаимоотношений с КНР.

Около четырех лет назад Ким запустил экономическую реформу, отчасти используя «китайский образец», но без участия самих китайцев. А. Маслов называет экономические преобразования в КНДР НЭП-ом в мягкой форме. В частности, была запущена децентрализация промышленности с передачей больших полномочий директорам предприятий, которые теперь могут самостоятельно устанавливать размер зарплаты и продавать часть продукции[4]. Начал появляться частный бизнес – рестораны, гостиницы и прочее. Последний саммит двух Корей в апреле этого года, показал, что наметилась тенденция на интеграцию северян с южанами.  Многие эксперты считают, что если две стороны  начнут активное движение навстречу друг другу, то Северной Корее придется пойти на дальнейшую либерализацию экономики.

Пхеньян не хочет быть в изоляции и тотально зависеть от Китая, поэтому сегодня он настроен на многовекторную дипломатию, на разрешение конфликта с Сеулом, сотрудничество по вопросам безопасности с США, на привлечение иностранных инвестиций из Китая, Южной Кореи, России и других стран. Интересно, что через «вооруженный протест» миру Ким Чен Ыну удалось добиться дипломатических успехов. На собственном примере он продемонстрировал, что, к сожалению, концепция «силовой» политики прекрасно работает в условиях современных международных отношений.



Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати