Доктор экономических наук, старший экономиста отдела зарубежных исследований Австрийского национального банка Штефан Баризиц. Фото: greater-europe.org
При поддержке Евразийского сектора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ состоялась презентации новой книги доктора экономических наук, старшего экономиста отдела зарубежных исследований Австрийского национального банка Штефана Баризица. Его труд вышел под названием «Центральная Азия и Шелковый путь – экономический подъем и спад на протяжении тысячелетий» (Central Asia and the Silk Road – Economic Rise and Decline over Several Millennia).
Монография представляет собой широкий обзор экономической истории Центральной Азии (ЦА) и Великого шелкового пути (ВШП), охватывающий несколько тысячелетий. По словам автора работы, книга является синтезом исторической литературы и экономического подхода. Анализируя обилие источников и материалов, Ш. Баризиц освещает экономические периоды становления ВШП, который на протяжении многих веков связывал Европу и Азию. В работе также исследуются факторы, которые привели к расцвету Центральной Азии. К их числу он отнеc: развитие инфраструктуры, продуктивные экономические реформы и многоуровневую интеграцию. Не обошел стороной он причины постепенного экономического спада региона, которые, в частности, во многом связаны с европейской колониальной политикой.
Изучив историю Центральной Азии до европейских колониальных завоеваний, Ш. Баризиц отметил, что исследование Шелкового пути и процветание региона предполагало собой глубокий анализ системы крупных торговых путей на континенте. Ученого поразило разнообразие народов Центральной Азии и насыщенная экономическая история региона, которая эволюционировала от кочевничества до проведения масштабной централизованной политики в области развития рыночной интеграции в мировую экономику с помощью стратегий роста, основанных на экспорте.
Как отмечает эксперт, цель его исследования заключается в необходимости восполнить пробел отсутствия такого рода монографий в мире, учитывая возрастающую экономическую и стратегическую значимость региона. Для того, чтобы понять современные реалии ЦА и взаимосвязи внутри региона, который находится в центре внимания таких крупных игроков как Россия, Китай, Индия, Иран и стран Евросоюза, крайне важно тщательно оценить его экономическую эволюцию. Экономический пояс Шелкового пути (ЭПШП) объединит собой евразийский континент и какие-либо инициативы по его созданию не могут обойти ЦА стороной.
Вторую часть лекции эксперт посвятил докладу: «Экономический пояс Шелкового пути: анализ и последствия для Европы». По мнению Ш. Баризица ЭПШП является амбициозным проектом, который намерен содействовать развитию инфраструктуры, улучшению транспортных связей, интернационализации юаня, снижению торговых издержек, а также ускорить процесс экономической интеграции на евразийском континенте. Помимо экономического взаимодействия данный проект может стать причиной улучшения политического климата в Евразии.
Эксперт привел данные о степени вовлеченности международных организаций в финансирование проекта, где свою лепту внесли: Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, Новый банк развития БРИКС, Российско-китайский инвестиционный фонд и др. Кроме того, Ш. Баризиц рассказал об экономических коридорах, которые помогут решить вопросы обхода Россией западный санкций, стратегических поставок ресурсов из Китая и, безусловно, поспособствуют становлению ЭПШП: 1) Китай-Монголия-Россия, 2) Китай-Центральная Азия-Западная Азия, 3) Евразийский сухопутный мост, 4) Китай-Пакистан.Также эксперт дал позитивную оценку Евразийскому экономическому союзу, заметив, что критика разной национальной идентичности населения ЕАЭС отчасти некорректна, ведь во многом перед государствами ЕАЭС «стоит цель в решении схожих ключевых проблем». Среди государств, которые больше всего выигрывают от инвестиций в торговые пути и амбициозный проект в целом, спикер выделил: Россию, Пакистан, Индонезию, Малайзию и Бангладеш.
В завершение лекции Ш.Баризиц определил, что ЭПШП – масштабный инвестиционный проект, способствующий снижению транспортных расходов, что может увеличить объем мировой торговли стран-участниц проекта. Например, Австрии – на 9%, а ЕС на 6% соответственно. Кроме того, ученый добавил, что в значительной части Евразии существует проблема развития инфраструктуры, которую многие государства не в состоянии решить даже при помощи существующих фондов развития. ЭПШП создаст благоприятные условия для решения данной проблемы. Несмотря на то, что эффективность реализации инициативы Китая еще предстоит увидеть в будущем, она была с энтузиазмом воспринята во многих странах евразийского континента.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs