ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Определен будущий глава Содружества наций

13:34 23.04.2018 • Анастасия Толстухина, редактор журнала "Международная жизнь"

Фото: Andrew Parsons

Кто же станет следующим главой и символом Содружества наций после Елизаветы II?  Этот вопрос уже давно стоял на повестке дня старейшего межгосударственного объединения, куда на сегодняшний день входит 53 государства. Проблема заключается в том, что ни в одной из многочисленных деклараций и даже в Уставе Содружества не сказано о механизме назначения главы объединения. В Лондонской декларации 1949 года лишь указано, что британский монарх является главой и «символом свободной ассоциации», но при этом в документах нет такого положения, что пост передается по наследству. Однако на недавно прошедшем в Виндзорском замке саммите Содружества эта деликатная проблема наконец разрешилась. Главы правительств стран-членов приняли решение о том, что после смерти королевы главой объединения станет Чарльз, принц Уэльский. Сама Елизавета II на саммите заявила, что назначение ее сына на этот пост является «ее искренним желанием"[1].

Королева возглавляет Содружество уже на протяжении 66 лет.Осознавая всю важность и ответственность, она с самого начала своего правления проявила активную позицию по отношению к ассоциации. Так, в своём первом рождественском обращении к странам-членам объединения в 1953 году Елизавета II заявила: «Содружество не имеет никакого отношения к империям прошлого. Это совершенно новая концепция, построенная на высоком уровне человеческого духа, дружбе, лояльности и желании свободы и мира. Для этой новой концепции равного сотрудничества наций и рас я отдам своё сердце и душу каждого дня моей жизни»[2].

Главы правительств стран-членов Содружества приняли решение о том, что после смерти королевы главой объединения станет Чарльз, принц Уэльский

Надо сказать, что это заявление не оказалось популизмом. Елизавета II действительно уделила и продолжает уделять огромное внимание Содружеству. Во-первых, за время своего правления она заслужила негласный статус самого «путешествующего» монарха за всю историю человечества, посетив практически все страны-члены Содружества и его саммиты. Во-вторых, Елизавета II установила личные контакты с несколькими поколениями политических лидеров стран-членов и благодаря своим дипломатическим навыкам с большинством из них ей удалось построить дружеские отношения. В-третьих, по словам британского историка Д. Инграма, королева и герцог Эдинбургский осведомлены о делах ассоциации гораздо лучше, чем любой британский чиновник. Информацию королевская семья получает не только благодаря регулярному общению с генеральным секретарем Содружества, который служит основным советником и информатором по делам объединения, но и благодаря частым государственным визитам старших должностных лиц стран-членов и представителей СМИ в Букингемский дворец. В-четвертых, Елизавета II и принц Филипп взяли на себя ряд обязательств и разработали серию мероприятий в рамках Содружества, к которым относятся: ежегодные рождественские послания британского монарха, а также сообщения в честь дня Содружества; поддержка такого важного с точки зрения спортивной дипломатии мероприятия как Игры Содружества; проведение научных конференции по проблемам человечества в индустриальном обществе, а также организация мультирелигиозного мероприятия в Вестминстерском Аббатстве, которое проводится в День Содружества. Кроме того, во времена деколонизации королеве удавалось играть роль «миротворца» и сглаживать острые углы между Великобританией и остальными странами-членами, особенно в период правления М. Тетчер, которая, как известно, зачастую несколько пренебрежительно относилась к объединению.

Вне всякого сомнения, британский монарх – это важный элемент в организационной структуре Содружества, хотя во многом его функции и носят чисто церемониальный характер.  Елизавета II создаёт информационный повод и делает отдельные события Содружества интересными для СМИ. С 1997 года она уполномочена официально открывать саммиты Содружества (ранее она практиковала приемы представителей Содружества за пределами основных сессий). Более того, согласно Компальскому коммюнике 2007 года, признание королевы в качестве главы и символа Содружества является обязательным критерием для получения членства в ассоциации.

Несмотря на то, что Британская Корона не имеет каких-либо властных полномочий, не может прямо влиять на принятие решений в рамках Содружества, не имеет права выступать от лица ассоциации в других международных организациях (например, ООН), многие зарубежные политики и ученые указывали и продолжают подчеркивать её значительную роль, так как, по их мнению, она представляет собой важный фактор, сохраняющий жизнеспособность и единство Содружества. По словам историка Д. Инграма, британский монарх – это точка фокусировки объединения. Он находится вне политики, но при этом является ведущим гражданином Содружества наций. Генеральный секретарь Содружества Ш. Рамфаль (1975–1990 гг.) в свое время отметил: «Хотя глава ассоциации не имеет и крупицы функциональной власти, долг королевы перед Содружеством сделал её объединяющим элементом, который обладает действительной важностью». Профессор Ф. Мёрфи, возглавляющий Институт Содружества при Лондонском университете, считает, что королева – существенный фактор стабильности ассоциации, обеспечивающий чувство единства среди стран-членов.

Фото: Commonwealth.org

«Британский монарх – это точка фокусировки, совершенно неполитический, но вместе с тем ведущий гражданин Содружества наций» (Д. Инграм)

Елизавета II – великолепный дипломат. Она пользуется огромной популярностью и авторитетом на пространстве объединения. Однако этого не скажешь о будущем главе ассоциации – принце Чарльзе. Многие зарубежные эксперты и историки отмечают, что наследник престола до настоящего времени проявлял незначительный интерес к Содружеству и не обладает харизмой своей матери. В этой связи он не вызывает особого доверия и не имеет популярности среди стран-членов. Тем не менее, реальной альтернативы Чарльзу сегодня не появилось. Все идеи с ротацией главы Содружества[3] не были поддержаны, возможно, из-за сохраняющегося авторитета королевы. Как проявит себя принц Уэльский в качестве главы и символа ассоциации покажет время.

В заключение можно отметить, что для Соединенного Королевства итог последнего саммита Содружества – это безусловная победа, так как теперь у британского правительства сохраняется возможность косвенно влиять на страны-члены ассоциации через королевскую семью. В подтверждение этому выводу можно привести слова бывшего премьер-министра Великобритании Д. Кэмерона: «В терминах дипломатии королева – дополнительная скрипка нашего оркестра. И очень важная. По сути дела, она целый дополнительный оркестр».



[2] Ingram, D. The Commonwealth Challenge. London, 1962. P. 156. 

[3] Идею ротации поста главы и символа Содружества предложил лидер Лейбористской партии Джереми Корбин.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати