Председатель комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев и Генеральный секретарь ОБСЕ Томас Гремингер. Фото Пресс-службы СФ.
В Совете Федерации состоялась встреча Генерального секретаря ОБСЕ Томаса Гремингера и российских парламентариев во главе с председателем Комитета СФ по международным делам Константином Косачевым.
Совет Федерации впервые встречал в своих стенах Томаса Гремингера в качестве Генерального секретаря Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Стороны обсудили актуальные вопросы международной повестки дня и перспективы взаимодействия между Россией и ОБСЕ. Во встрече приняли участие первые заместители председателя Комитета СФ по международным делам Сергей Кисляк и Владимир Джабаров.
Российские парламентарии, признавая бесспорно позитивную деятельность Организации, изложили свои, если не претензии, то накопившиеся вопросы к ОБСЕ. Константин Косачев, приветствуя главу Организации, подчеркнул значительный вклад ОБСЕ в урегулирование многих конфликтов в Европе и в «более широком контексте» (в Закавказье, например). Однако от комплементов разговор сразу перешел в предметную плоскость. К.Косачев предложил сосредоточить внимание на «идентификации сохраняющихся проблем в сфере безопасности». Сенатор напомнил об основополагающем документе Организации, коим является «Парижская хартия Объединенной Европы» - документ СБСЕ (Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе) от 1992 года, правопреемницей которого в 1994 году стала ОБСЕ.
По мнению К.Косачева, потенциал этого важного документа не используется теми, кому он дан, как механизм к действию, в полной мере. «На мой взгляд, это важнейший документ, который мог бы сыграть заметную роль в решении многих европейских проблем, но который, к сожалению, остался на бумаге», - сказал К.Косачев. Парламентарий обратил внимание гостей на то, что в Парижской хартии ни разу не упоминаются такие структуры, как НАТО или Евросоюз, а если и упоминается ЕС, то исключительно в торгово-экономической ипостаси. «Мы все видели именно ОБСЕ как универсальную структуру в сфере европейской безопасности, и мы все сейчас можем констатировать, что это далеко от современной реальности», - подчеркнул глава Комитета СФ по международным делам. «На мой взгляд, именно сохранение НАТО и присвоение Евросоюзом себе дополнительных функций и полномочий в сфере безопасности, существенным образом раскололи единство безопасности в Европе и существенно ослабили потенциал и миссию ОБСЕ», - отметил К.Косачев.
По словам парламентария, на данном этапе в ОБСЕ политическое большинство принадлежит государствам, входящим в НАТО и Европейский Союз, что создаёт очень серьезные проблемы на пути к тому, чтобы эта Организация действовала, действительно, в общеевропейских интересах. «Мы с сожалением констатируем, что провозглашенные в Хельсинском документе принципы применяются достаточно избирательно», - сказал К.Косачев, недвусмысленно указывая на двойные стандарты, которые допускает в своей работе столь авторитетная организация, как ОБСЕ. В доказательство своих слов парламентарий привел свежий пример, когда президент Латвии утвердил очередные поправки к закону в сфере образования, которые практически полностью уничтожают школьное образование в этой стране на языках национальных меньшинств, включая русский язык. К.Косачев считает, что такие реформы «продолжают вдохновлять ряд других стран, например Украину», действующую в том же русле. Вместе с тем К.Косачев с сожалением отметил, что ОБСЕ начинает реагировать только тогда, когда эти реформы затрагивают интересы государств, входящих в Евросоюз, например, Венгрию. «Однако когда эти проблемы затрагивают Россию или русскоязычные страны, внимание ОБСЕ к проблеме оказывается наиболее низким», - отметил К.Косачев.
В ходе беседы стороны обсудили актуальные международные проблемы, подробно рассмотрев ситуацию в ЛНР и ДНР. Убедительно прозвучали изложенные К.Косачевым цифры из доклада Миссии ОБСЕ, действующей на Юго-Востоке Украины, где несоблюдение Киевом «Минских договоренностей» вопиюще. Парламентарий обозначил некоторые цифры из доклада за один месяц, представленный Миссией ОБСЕ на Украине. Так за 30 дней отмечено пострадавших от обстрелов населённых пунктов – на территории ЛНР и ДНР – 8, а на территории основной Украины - 0. Раненые и убитые со стороны ДНР и ЛНР - 1 убитый и 1 раненый, со стороны, контролируемой Киевом – 0. Наличие военной техники в нарушение «Минских договоренностей» на линии соприкосновения со стороны ЛНР и ДНР – 60, а – со стороны ВСУ - 96. Количество военной техники, отсутствующей на местах хранения (на складах) – со стороны ЛНР и ДНР - 220, со стороны ВСУ - 650 единиц. Эта статистика - красноречивое свидетельство истинного положения дел, на которые Миссия ОБСЕ «закрывает глаза». А между тем, отметил К.Косачев, - в массовом сознании читателей и зрителей западных СМИ сохраняется иллюзия, что вся ответственность ситуации на Юго-Востоке Украины лежит именно на ЛНР и ДНР и на России, находящейся под санкциями за то, что «не может повлиять на Донбасс, который якобы не исполняет «Минские договоренности».
Еще одна тема, о которой российские парламентарии не могли не высказаться – это недавно состоявшаяся кампания по выборам Президента РФ за пределами России. В Киеве эта кампания была сорвана представителями «правопорядка». Однако, судя по всему, на г-на Т.Гремингера этот факт не произвел должного впечатления, т.к. он прокомментировал его как «взаимоотношения двух стран». А где же были зоркие наблюдатели БДИПЧ – структуры ОБСЕ по правам человека? Или в случаях, когда нарушаются права российских граждан – это не их прерогатива? Ответы гостей на вопросы российских парламентариев были неубедительны. Поэтому справедливо прозвучал вывод от российских парламентариев по поводу того, что «ОБСЕ обладает большим потенциалом в части решения международных конфликтов, однако он не востребован из-за двойных стандартов в политике Евросоюза».
Томас Гремингер признал, что авторитет Парижской хартии необходимо поднимать, используя в полной мере потенциал возможностей и механизмов в сфере безопасности, заложенный в этом документе. Первый шаг на пути к этому глава ОБСЕ видит в восстановлении доверия между Россией и Европой. «Мы готовы обсуждать идеи, как выйти из конфликта, - сказал Генеральный секретарь ОБСЕ. - Со своей стороны мы можем и должны выступать площадкой для диалога, нам надо понять, как использовать волю и вырваться из логики политической конфронтации». Но в открытой для журналистов части беседы конкретных предложений от ОБСЕ не последовало. Однако стороны продемонстрировали добрую волю к конструктивному диалогу и более активному взаимодействию.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs