ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Новые перспективы российско-африканского сотрудничества (к итогам визита Министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова в Африку)

11:39 12.03.2018 • Андрей Кадомцев, политолог

5-9 марта состоялась поездка Министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова по ряду стран Африки. Глава российского внешнеполитического ведомства посетил Анголу, Намибию, Мозамбик, Зимбабве и Эфиопию. Нынешний визит уже далеко не первый для министра. После политико-дипломатического затишья 1990-х, российские политические контакты со странами Африки вновь начали активно развиваться с середины 2000-х. В 2006 году Владимир Путин побывал в ЮАР и Марокко. В 2009 году Анголу, Египет, Намибию и Нигерию посетил Дмитрий Медведев. Последнее турне по Африке самого Сергея Лаврова состоялось в 2014 году.

Рост интереса России к африканским делам носит стратегический характер. Позиции Москвы во многих государствах континента весьма сильны еще с советского времени. Сохранение и развитие тесных связей с 54 государствами Африки сулит большие возможности с точки зрения усиления геополитического влияния. Как отмечает Republic.ru, быстрый рост населения Африки в сочетании с увеличением доли работоспособного населения может, при определенных условиях, способствовать экономическому росту. Ряд экспертов полагает, что экономика Африки способна на столь же впечатляющий экономический рывок, какой совершила Юго-Восточная Азия во второй половине XX века. И это, похоже, понимают все ведущие державы мира. Экономическую и военную активность на континенте проявляют США, Великобритания, Франция, Италия, Япония. В августе 2017 года базу в Джибути открыл Китай (в целом, по инвестициям Китай уже обогнал всех заинтересованных игроков). Наконец, буквально через день после начала африканской поездки главы российской дипломатии, в турне по ряду африканских стран отправился и госсекретарь США Р. Тиллерсон[i].

Такое «совпадение» придало дополнительную дипломатическую «интригу» африканскому визиту Сергея Лаврова. В ряде СМИ появились сообщения относительно перспектив возможной встречи Лаврова и госсекретаря Тиллерсона в Эфиопии. Заместитель иностранных дел России Сергей Рябков 5 марта сообщил, что Россия предложила США использовать эту возможность, чтобы организовать переговоры министров. Однако руководитель пресс-службы Госдепартамента Хезер Науэрт заявила, что в Вашингтоне не получали таких предложений от Москвы[ii]. Встреча не состоялась.

Как отметил Сергей Лавров в преддверие своей поездки в интервью журналу «Hommes d’Afrique», Москва удовлетворена уровнем политического диалога со странами региона. Многие из них разделяют российскую позицию по ключевым проблемам современной международной повестки дня. В то же время, «экономическое взаимодействие пока не столь насыщено». «Хотя за последние годы наметился некоторый рост. Товарооборот со странами Африки к югу от Сахары в 2017 г. составил 3,6 млрд. долл., в 2016 г. – 3,3 млрд. долл., в 2015 г. – 2,2 млрд. долл.». В настоящее время, российские государственные и частные компании «представлены в Африке в области геологоразведки и добычи полезных ископаемых, а также энергетическом и нефтегазовом секторе: занимаются разведкой, разработкой нефтегазовых участков и реализацией нефтепродуктов, участвуют в национальных программах газификации и создания систем газохранилищ, осуществляют техническое обслуживание ГЭС, ведут работу над проектом строительства АЭС и центров ядерной науки и технологий. Развивается сотрудничество в сфере высоких технологий. Налицо и перспективы в других областях – транспорт, промышленность, сельское хозяйство»[iii].

Наконец, как отмечают российские наблюдатели, до 1991 года со всеми странами, которые посетил Сергей Лавров, Москва развивала «плотное сотрудничество в военной сфере». С начала 1990-х масштабы связей по литии ВТС значительно сократились. В основном речь шла об обеспечении сервисного обслуживания вооружений и техники, поставленных ранее. В 2000-е годы военно-техническое сотрудничество получило новый импульс развития. Это «важный аспект двусторонних связей не только с точки зрения интересов российских производителей», но и в общем контексте усиления конкуренции всех современных мировых центров влияния за позиции на континенте.[iv]

5 марта в Анголе глава российского МИДа провел переговоры с президентом Жуаном Лоренсу, министром иностранных дел Мануэлом Аугушту, а также другими членами кабинета. В политической части переговоров необходимо было сверить позиции двух стран, после прихода к власти нового президента Анголы. Напомним, что в ходе сессии Генассамблеи ООН в декабре 2017 года, Ангола «не стала голосовать против предложенной Украиной и странами Запада резолюции о «нарушении прав человека в Крыму», хотя годом ранее была в списке тех, кто занял позицию Москвы»[v]. В этот раз, согласно официальному сообщению МИД РФ, «в ходе встреч, состоявшихся в Луанде, была отмечена близость или совпадение позиций России и Анголы по ключевым проблемам современности». Глава российской дипломатии также подчеркнул, что Москва рассчитывает на продолжение курса на стратегическое партнерство между двумя странами.

Этому могли бы способствовать те большие резервы в развитии экономических связей, которые, как отмечают эксперты, имеются в отношениях России и Анголы. В настоящее время у Москвы большой профицит в двусторонней торговле. Отчасти это вызвано тем, что ключевой сферой двустороннего сотрудничества пока остается добыча полезных ископаемых. (Ангола – одна из богатейших государств континента «по запасам нефти, газа, алмазов, железной и медной руды, золота, серебра, редкоземельных элементов».) Как показали итоги переговоров, обе страны стремятся к расширению горизонтов сотрудничества.  В ходе итоговой пресс-конференции глава МИД Анголы Мануэл Аугушту в качестве приоритетных направлений сотрудничества назвал не только горнодобывающую отрасль, но «и высшее образование, телекоммуникации, транспорт, финансы, банковское дело и рыболовство. А российский министр к этому списку добавил космос»[vi].

В столице Намибии Виндхуке Сергей Лавров был принят Президентом Республики Намибии Х. Гейнгобом и провел переговоры с заместителем Премьер-министра, Министром международных отношений и сотрудничества Намибии Н. Нанди-Ндайтвой. Глава российской дипломатии также уделил особое внимание продвижению «двустороннего торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества». Есть перспективы в области добычи урана и алмазов. Ряд российских компаний разрабатывают планы поставок в Намибию самолетов, автомобилей. В ноябре прошлого года зампред правительства РФ Юрий Трутнев парафировал ветеринарные сертификаты на экспорт из РФ продукции животноводства. Кроме того, «высокопоставленный» источник «Коммерсанта» в российской делегации отметил значительные перспективы дальнейшего военно-технического сотрудничества».[vii]

Сергей Лавров заявил на итоговой пресс-конференции, что стороны договорились активно поддерживать деятельность Межправительственной Российско-Намибийской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Прорабатываются «очень конкретные, полезные решения» в горнодобывающей индустрии, в сельском хозяйстве, энергетике, рыболовстве, туризме, подготовке кадров. Проходят согласования «целый ряд полезных договоров, межправительственных соглашений, межведомственных меморандумов».[viii]

Прибыв в столицу Мозамбика Мапуту, глава российской дипломатии был принят Президентом Республики Ф. Ньюси и провел переговоры с Министром иностранных дел и сотрудничества Мозамбика Ж. Пашеку. Согласно официальному сообщению российского МИДа, стороны обсуждали проекты в области разведки и добычи углеводородов, энергетики, телекоммуникаций, сельском хозяйстве, а также подготовку кадров. Важное место в этом процессе отводится Межправительственной Российско-Мозамбикской комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, первое заседание которой намечено провести 23-25 апреля в Мапуту.

В ходе итоговой пресс-конференции Сергей Лавров особо отметил, что вопрос о продолжении участия американской «Эксон Мобил» в совместных с НК «Роснефть» проектах в Мозамбике должен разрешаться путем прямого диалога между членами консорциума при участии представителей Правительства Мозамбика[ix]. «В сфере военно-технического сотрудничества мы констатировали, что решение о создании рабочей группы по ВТС, которая впервые встретилась в прошлом году, также способствует развитию взаимодействия в этой важной области. Развиваются связи в области образования, которые также имеют богатую и давнюю историю. Развиваются связи между парламентами, политическими партиями».[x]

В Зимбабве Сергей Лавров провел 8 марта переговоры с Президентом Республики Зимбабве Э. Мнангагвой. Во встрече также участвовали Вице-президент страны и подавляющего большинства министров экономического блока. Кроме того, состоялась встреча с Министром иностранных дел и международной торговли Республики Зимбабве С. Мойо. Особое внимание стороны уделили реализации проекта освоения платинового месторождения «Дарвендейл» – одного из крупнейших в мире. Интерес к проектам в Зимбабве проявляют также АО «ВТК КАМАЗ», ООО «Комбайновый Завод «Ростсельмаш», АО «ОКХ «Уралхим», АО «Росгеология» и другие. Обсудили также перспективы военно-технического сотрудничества.

В рамках визита Сергея Лаврова в Зимбабве, между представителями соответствующих министерств двух стран, занимающимися вопросами промышленности и торговли, было подписано несколько меморандумов. Один из них – о намерении создать в Зимбабве особую экономическую зону. Глава МИД РФ также передал специальное послание Президента РФ В.В. Путина Президенту Зимбабве. Сергей Лавров, отметил, что Москва выражает поддержку суверенитету народа Зимбабве в связи с предстоящими в июле президентскими выборами. Лавров подчеркнул приверженность России принципу невмешательства во внутренние дела суверенных государств. Попытки подобного вмешательства глава МИД назвал совершенно неприемлемыми проявлениями неоимпериализма.[xi]

9 марта в Аддис-Абебе состоялись переговоры Сергея Лаврова с и.о. премьер-министра Хайлемариам Десаленем, президентом страны Мулату Тешоме и Министром иностранных дел Эфиопии В. Гебейеху. По словам главы российского МИДа, стороны договорились об активизации «работы Межправительственной Российско-Эфиопской комиссии по вопросам экономического, научно-технического сотрудничества и торговли в интересах реализации совместных проектов в различных областях, в том числе энергетики, включая ядерную, гидроэнергетику, а также в сфере геологических исследований, авиасообщения и целого ряда других». По сообщению МИД РФ, «состоялось также плодотворное обсуждение российско-эфиопского взаимодействия в сфере военно-технического сотрудничества».

Кроме того, продолжаются переговоры по проекту создания в Эфиопии Центр ядерных технологий на базе уже действующего здесь исследовательского реактора российской разработки. Как отметил глава российского внешнеполитического ведомства, «работа идет хорошими темпами», и после завершения подготовки межправительственного соглашения, в котором оговаривается ряд необходимых дополнительных условий, проект получит новый импульс.[xii]

В ходе визита в Эфиопию, глава МИД РФ также посетил штаб-квартиру Африканского союза, где провел переговоры с Председателем Комиссии Африканского союза (КАС) Мусой Факи Махаматом. Во встрече приняли участие члены КАС и российская делегация высокого уровня, сопровождавшая Министра. Сергей Лавров подчеркнул, что «в России рассматривают Африканский союз как ключевую африканскую организацию, которая играет ведущую роль в деле обеспечения безопасности на континенте, углубления интеграции стран региона и продвижения согласованных подходов африканских государств на мировой арене» [xiii]. По сообщению МИД РФ, стороны условились ежегодно проводить диалог высокого уровня поочередно в Аддис–Абебе и Москве.

Сергей Лавров также отметил договоренности об активизации переговоров с КАС о сотрудничестве в сфере энергетики, высоких технологий и активно поощрять прямой контакт между деловыми кругами. Кроме того, стороны договорились активизировать сотрудничество в борьбе с терроризмом, торговлей наркотиками и организованной преступностью. Состоялся плодотворный обмен мнениями по вопросу установления официального сотрудничества между ЕАЭС и Африканским союзом, а также между ШОС и АС. Стороны договорились провести в течение трех месяцев встречу экспертов для определения практических шагов по обозначенным выше направлениям сотрудничества.[xiv]

Успешно завершившаяся поездка главы российской дипломатии по ряду африканских стран стала очередным подтверждением укрепления международного авторитета и влияния Российской Федерации. Москва высказала свою твердую поддержку разрешению всех конфликтов и обеспечению стабильности в Африке, в том числе в районе Африканского Рога, исходя из принципа «африканским проблемам – африканское решение». Эффективное противодействие современным вызовам и угрозам, прежде всего терроризму возможно лишь в результате объединения усилий всего международного сообщества. Россия также поддержала необходимость продолжения усилий всех государств, направленных на содействие урегулированию «в Сомали, Южном Судане, Сахаро-Сахельской зоне и Регионе Великих озер». Разделяя устремления государств Африки, Российская Федерация подтвердила свою последовательную позицию о необходимости повышения представительства развивающихся стран в ходе реформирования СБ ООН. Как отметил Сергей Лавров 9 марта в Аддис-Абебе,  Москва не видит «возможности принимать решение о расширении СБ ООН, если частью этого пакета не будет вопрос о представленности Африки. Только так мы сможем привнести в СБ ООН дополнительную ценность»[xv].



[i] Тиллерсон посетил Эфиопию, Джибути, Кению, Чад и Нигерию.

[vi] Там же.

[xv] По официальным материалам МИД РФ.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати