ГЛАВНАЯ > Народная дипломатия

Народная дипломатия снова в игре

17:48 15.02.2018 • Евгений Педанов, специальный корреспондент

Фото: yabloko.ru

Сегодня отношения между Евросоюзом и Россией находятся в условиях санкций, прекратился российско-американский диалог, углубляется конфронтация во внешней политике, есть угрозы возобновления гонки вооружений. В такой обстановке участники международной конференции «Народная дипломатия. Партнерство общественных организаций» в один голос говорят о предстоящем увеличении роли контактов между гражданскими обществами конфликтующих стран.

«Будущее действительно за народной дипломатией, так как профессионалы не всегда справляются, будь то политики, МИД, тем более Министерство обороны» (Константин Косачев)

Участниками конференции были: директор Департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека МИД РФ Анатолий Викторов, председатель Комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий, председатель Комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов. Председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев начал заседание с цитирования Вилли Брандта[1] «Международные отношения настолько важны, что их нельзя отдавать на откуп только государственным органам». Сенатор считает манифестации 80-х годов, когда сотни тысяч людей требовали от руководств обоих лагерей изменить внешнюю политику, важным фактором прекращения холодной войны. В пример он привел массовые протесты против размещения американских ракет средней дальности «Першинг» в Западной Европе. Благодаря общественному запросу появилась Парижская хартия для новой Европы, подписанная в 1990 году. В ней 33 европейских страны, США и Канада подтвердили приверженность 10 принципам Хельсинского заключительного акта и договорились о масштабном сокращении вооруженных сил ОВД и НАТО. Главная роль в новом послевоенном устройстве Европы отводилась ООН, ОБСЕ и Совету Европы. Россия, согласно словам сенатора, поддерживала новую европейскую «архитектуру» и стремилась в нее войти, так как именно этого требовало российское (советское) общество. «ОВД и СЭВ после подписания Парижской хартии были распущены, а НАТО и ЕС остались и, на мой взгляд, продолжают разделять, а не объединять», – подчеркнул парламентарий. Вторую цитату Константин Косачев взял из статьи другого немецкого политика Ганса-Дитриха Геншера: «Чего мы хотели после окончания холодной войны? Перенести границы Европы на Восток или положить конец разделу Европы. Мы хотели именно последнего». Сенатор отметил, что передел Европы продолжается и сегодня, а границы ЕС и НАТО никуда не исчезли и последовательно продвигаются на восток. Он утверждает, что этот процесс «разрывает страны пополам». Украина, по мнению Константина Косачева, стала его жертвой.

«Когда будут соблюдаться права общества и каждого человека, только тогда мы сможем вернуть обоюдное доверие» (Рюдигер фон Фрич)

Посол Германии в России Рюдигер фон Фрич в ответ на слова сенатора заметил, что, согласно Парижской хартии, каждый народ имеет право не только на самоопределение, но и на самостоятельный выбор альянсов: «Там не написано, что некоторые государства имеют меньше прав, чем другие, и должны создавать некие буферные зоны. Это было бы немыслимо». Он напомнил, что понятие «народная дипломатия» придумал народный комиссар иностранных дел СССР Георгий Чичерин. Тогда оно означало то, что советское правительство должно обращаться к рабочим и крестьянам других стран через голову капиталистических правительств. «Сегодня к счастью значение этого понятия изменилось, – заметил
Рюдигер фон Фрич. – Корни нового  понимания «народной дипломатии» восходят к документам (Хельсинский заключительный акт и Парижская хартия) «Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе» (прежнее название ОБСЕ)».
Немецкий посол упомянул также условие для осуществления народной дипломатии (из положений хартии) – это право общественных групп поддерживать связи с международными организациями и использовать финансовые ресурсы из национальных и международных источников. Как утверждает Рюдигер фон Фрич, в Договоре о добрососедстве и сотрудничестве между объединенной Германией и СССР 1990 года, две страны обязались содействовать связям между общественными организациями и поддерживать совместные мероприятия.

«Гражданское общество не является инструментом государства, а скорее наоборот, государство обязано создать необходимые условия, чтобы гражданское общество могло свободно и беспрепятственно развиваться», – заявил посол ФРГ. С ним согласился и Константин Косачев, который убежден, что излишнее присутствие государства в народной дипломатии будет ее подавлять. При этом, по мнению сенатора, чтобы реализовывать перспективные проекты, государство должно поддерживать общественные инициативы: «Я завидую тем странам, которые уже давно осознали всю силу и потенциал народной дипломатии, последовательно привлекают людей в эту сферу и стимулируют их усилия». У нее нет тех барьеров, которые присутствуют в других направлениях международных отношений. Народная дипломатия продолжает работать, когда другие аргументы исчерпаны и диалог прерывается. Современное состояние отношений России с ЕС и США располагает к тому, чтобы все чаще к ней обращаться.



[1] Вилли Брадт – канцлер ФРГ, председатель Социал-демократической партии Германии, лауреат нобелевской премии мира

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати