ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

"Покаяние" Филарета перед РПЦ

12:24 06.02.2018 • Михаил Леонов, журналист

В событиях ушедшего, 2017 года, практически незаметным почему-то прошло одно событие, произошедшее в Русской Православной Церкви, которое заслуживает более внимательного анализа и более пристального освещения, касающееся не только взаимоотношений внутри самой Церкви, но и межгосударственных взаимоотношений, выходящих далеко за рамки двух, трех и даже более стран.

В конце ноября, с 29-го по 2-е декабря в Москве проходил очередной Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Высшим органом церковного управления в межсоборный период является Священный Синод, заседания которого созываются оперативно и регулярно, обычно – каждые 2-3 месяца. Архиерейский же Собор, состоящий из почти четырехсот правящих и викарных архиереев Русской Православной Церкви, согласно церковному Уставу, созывается не реже, чем раз в четыре года. И именно он принимает ключевые решения не только по насущной повестке внутрицерковной жизни, но и по важнейшим темам богословско-канонического характера, церковно-общественным и церковно-государственным вопросам.

30 ноября 2017 года войдет в историю прошедшего Собора как "украинский день". День начался с доклада Предстоятеля Украинской Православной Церкви (являющейся частью Московского Патриархата) Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия (Березовского). Владыка подробно описал положение Церкви на Украине, особо остановившись на непростых взаимоотношениях с Украинским государством. Государством, делающим все, чтобы, с одной стороны, поддержать украинских раскольников и греко-католиков (униатов), а с другой – осложнить положение канонической Церкви, которую необандеровцы считают и публично именуют "Московской", Церковью "государства-агрессора"[1].

И вот, в завершение этого же дня, участникам Собора было зачитано письмо бывшего митрополита Киевского и всея Украины, именующего себя "Киевским Патриархом Филаретом", к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и епископату Русской Православной Церкви.

«Филарет покаялся перед Москвой!» — с такими и подобными тому заголовками вышли в тот вечер «сенсационные» сообщения различных СМИ о письме самозваного «патриарха» непризнанного т.н. «Киевского патриархата» Архиерейскому Собору РПЦ.

Увы, никто из авторов упомянутых «сенсаций» не всматривался в первоисточник[2]. А в нём – в этом самом «покаянном» письме – говорится и о том, что "собрат Филарет"[3], дескать, тоже «прощает всех». Но «все», между прочим, это не только Архиерейские соборы РПЦ, которые низвергли Михаила Антоновича из сана и отлучили от Церкви за образ жизни, дискредитирующий Церковь и деятельность, открыто направленную на разрушение Церкви. Признавать Филарета не то что патриархом, но и просто православным отказались все поместные Церкви. То есть, вся полнота Церкви Христовой, которую Филарет и «прощает»… Впечатляющее такое «покаяние», согласитесь.

Кроме того, одна из ключевых фраз "...обращаюсь к Вам с призывом...", в нашем понимании явно не покаянная. Последняя же фраза "И я, как ваш собрат и сослужитель, прошу прощения во всем, чем согрешил словом, делом и всеми моими чувствами, и так же от сердца искренне прощаю всем» - обычная формула прощения в церковном обиходе, что в переводе на светский язык значит: "В ответ на ваши пожелания здоровья, желаю здравствовать и Вам".

О том, что никакого истинного покаяния среди «просителей» не наблюдалось[4], свидетельствовали и крайне агрессивные заявления по отношению к канонической Церкви как самого Филарета, так и того же карманного Евстратия (Зори). Взять хотя бы пост последнего в «Фейсбуке», вышедший уже после сообщений с Архиерейского собора РПЦ: «Коротко отмечу: единственный диалог, который Патриарх и УПЦ КП хотят и готовы вести с РПЦ – диалог о признании Москвой автокефалии Украинской Церкви. Ни о каком покаянии перед РПЦ или тем более возвращения в ее состав не может быть и речи»[5].

Это письмо ещё 20 ноября было доставлено видными функционерами «КП» Вадимом Рудюком (т.н. «митрополит Львовский»), Иваном Зорей (т.н. «архиепископ Черниговский») и Русланом Процыком (т.н. «архиепископ Ровенский») в московский Данилов монастырь, где находится здание Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) РПЦ. То есть – «мимо» УПЦ (МП), с которой вроде как и собираются «восстанавливать евхаристическое единство» раскольники.

Однако, не полуправда самого письма, каковая хуже лжи[6], а последующая пресс-конференция[7] обнажила истинные намерения раскольников.

Во-первых касательно заявления о совместном сослужении, каковое якобы имело место, и в каковом якобы участвовали клирики Московского Патриархата[8], что категорически запрещено канонами Церкви. Согласно журналистскому расследованию редактора информационно-аналитического портала «Аминь» авторитетного православного эксперта Владимира Семенко, храм, о котором вёл речь Филарет, принадлежит непризнанной т.н. «РПЦЗ (В)» (или Витальевскому расколу). Это т.н. «Свято-Владимирский приход», располагающийся по адресу: Московская область, Истринский район, станция Холщевики, поселок Глебовский. Здесь же находится «Московское благочиние Южно-Российской Епархии Русской Православной Церкви Заграницей», которую возглавляет… гражданин Украины «епископ Тихон Васильковский»[9].

Следующая ложь озвученная на той же пресс-конференции касалась выхода Русской Православной Церкви из подчинения Константинопольскому Патриархату и дарование ей Автокефалии[10].  Ложь, опять-таки облаченная в полуправду, ибо причиной, которая привела Русь к самостоятельному избранию митрополита в Москве и самовольный отход от Константинопольской Кафедры, стала уния, подписанная в 1439 году представителями восточных православных церквей и Римской церкви[11] и утверждённая императором Иоанном VIII Палеологом. Отсюда и соответствующее понимание автокефалии (которая для Единой церкви никогда не считалась благом, и была вынужденным шагом в случаях, когда митрополия попадала под гнёт иноверцев или богоборцев или впадала в ересь).

И вот на 14 минуте своего "спича" Филарет, оправдывая себя в расколе, отсылает нас к 34-му Апостольскому Правилу. Но о чем он говорит, прекрасный знаток истории и, к сожалению, не менее прекрасный  канонист?

"Епископам всякого народа подобает знать первого в них, и признавать его как главу, и ничего превышающего их власть не творить без его рассуждения: творить же каждому только то, что касается до его епархии, и до мест к ней принадлежащих. Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех. Ибо так будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец, Сын и Святой Дух."

Он, (прекрасно, мы уверены!) зная толкования на это Правило отцов Церкви Зонары, Аристена и Вальсамона, которые обращают наше внимание на то, что "... и первый ничего да не творит без рассуждения всех ", толкует его в свою пользу, как о праве на отдельную автономную и независимую от всех церковь[12]. Однако, та же "Кормчая", вторя отцам Церкви говорит ясно и однозначно: " Без воли всех епископов и старейший епископ не творит ничтоже. Без своего старейшего ничтоже да творят епископы: но токмо в своем приделе кождо. И старейший же без оных ничтоже творит, полезного ради всем соединения"[13], тем самым лишь более обличая самого цитатника Денисенко. К тому же, стоит заметить: единственным нарушителем этого Правила является как раз сам, Филарет, т.к. именно он проигнорировал два архиерейских собора в 1992 году, пойдя против воли и единодушного собора всех украинских архиереев.

Кроме того, бывший ректор Московской духовной академии, будь он хоть трижды маразматик, не может не осознавать, что тезис «В каждом государстве должна быть и независимая Церковь» – это не аксиома, а ересь. Если же это «аксиома», то пусть заклеймит за нарушение канонов Православную Церковь Чешских земель и Словакии, Православную церковь в Америке (общую для США и Канады), тот же Александрийский патриархат (канонической территорией которого являются все страны Африки, включая островные), Антиохийскую церковь (чья юрисдикция распространяется на Сирию, Ливан, Ирак, Кувейт, ОАЭ, Бахрейн и Оман), не говоря уже о Русской церкви, которая действует почти во всех в бывших республиках СССР, а также Японии. И этот список можно продолжать.

Филарет заявляет, что он объявил автокефалию «согласно 34-му апостольскому правилу, которое гласит, что каждый народ должен знать своего первого епископа». Но правило 34 звучит совсем не так, и вообще не о том. А если бы даже звучало и так, как «процитировал «богослов» Филарет, то где тут про автокефалию? Да, у каждого народа есть свой первый епископ. Но у всех африканских народов это Папа Александрийский, у арабских – Патриарх Антиохийский и всего Востока, у двух сотен народов России – патриарх Московский… Апостолы, как это кому-то в «Киевском патриархате» не покажется странным, оказались «отчего-то» мудрее «патриарха Украины». «Кто-то» внушил им, что Церковь не одолеют врата Ада, и переживёт Она все великие империи. Потому и не привязывали они вопросы церковного бытия к «питанням державної розбудови нації[14]».

Но «Киевский патриархат» к Церкви никакого отношения не имеет. А потому ничего ему и не остаётся, как привязывать свою, подходящую к бесславному концу жизнь, к соответствующей державе: «Мы и в дальнейшем будем идти тем же путем, которым шли 25 лет, то есть будем развивать Украинскую Православную Церковь и служить украинскому народу и украинскому государству. Потому что без украинского государства не может быть автокефальной Украинской Церкви, и, наоборот – без украинской независимой Церкви не может быть украинского государства». Заметьте, о Боге тут ни слова. Церковь, в понимании Филарета – не тело Христово, а "остов дэржавы".

Наконец, главная неувязка в пресс-конференции Филарета: «Автокефалия у украинской церкви всё равно будет… Москва не имеет никакого права вето. Это не Совет безопасности ООН. В православной церкви права вето нет. Мы можем получить автокефальный статус и от Константинополя, поскольку Киевская митрополия была 700 лет в составе Константинопольского патриархата, а в составе Московского – 300. И поэтому Вселенский Патриархат считает Украину своей канонической территорией. Точно также, как он в 1924 году дал томос Польской Церкви».

И ведь опять же - почти не врет! Не врет, но утаивает Денисенко, что полнота Вселенского православия автокефалию польскую не признавала! И лишь в 1948 году после покаяния (!) «митрополита польского», Москва сама предоставила автокефалию Польской церкви.

Еще более надуман аргумент – «потому что Киев 700 лет был в составе Константинопольского патриархата». Это всё равно, что сказать: Москва может дать автокефалию Абхазской церкви, потому как Грузинская церковь когда-то была в составе Московского патриархата. На самом деле, это не имеет никакого значения, ибо в вопросе предоставления автокефалии действует не право «Церкви-матери», а право «Кириархальной Церкви». То есть, правящей (от греческого κύριο — господин). И в данном вопросе Константинопольский Патриархат не ставит под сомнение это право.

*** *** ***

Однако взглянем на всю эту историю и истерию с другого ракурса: для чего же был затеян КП это демарш?

Обратим Ваше внимание на вопрос, заданный на пресс-конференции журналистом, руководителем пресс-службы УПЦ (МП) Василия Анисимова:

– Скажите, откуда выводы, о том, что примирение отвергнуто, если только вчера ваше обращение было зачитано на Архиерейском соборе РПЦ? Только вчера же комиссия была создана для переговоров. А вы объявляете, что какая-то катастрофа произошла…

– Ну, Анисимова я знаю уже 25 лет…, – попытался было объяснить Михаил Антонович остальным «провокацию» Василия Семёновича, но был тут же поправлен последним.

– Больше. Вы мне тут, когда были ещё предстоятелем (канонической УПЦ (МП), втолковывали, почему уже независимы от Москвы. А теперь рассказываете, какая она зависимая от Москвы.

– Примирение не наступило потому, что мы не имеем молитвенного единства с ними, – вынужден был вернуться к первому вопросу пристыженный Денисенко.

– Так только же комиссию создали! – попытался объяснить Анисимов то, что это и был первый шаг к молитвенному единству. Причём шаг, сделанный вопреки строгости канонов, ради снисхождения к пребывающим в расколе, для которых единственным возможным путём возобновления единства с Церковью является их полное покаяние, а не всякие там комиссии и переговоры.

– Там нет того, что они вступают с нами в молитвенное единство, – продолжал тараторить анафема. – А чётко сказано про переговоры о возвращении в Московский Патриархат. Почитайте внимательно постановления, и если вы не видите этого, то значит, вы не понимаете того, что там написано.

– Не понимаю. И не вижу.

– А мы понимаем. Мы лучше понимаем, что к чему.

Ответ, на поставленный нами вопрос - для чего был сделан этот, как оказалось, фэйковый жест примирения, мы услышим вскоре на самой пресс-конференции из уст "патриарха": "...если МП отвергнет протянутую нами руку мира и взаимопонимания, мы начнем (честнее было бы сказать - продолжим) диалог о даровании КП Автокефалии с Константинопольским Патриархатом."[15] Иными словами: если его «братский порыв» Москвой снова будет отринут, то сами, мол, увидите, кто тут «истинный миротворец», а кто – во истину «церква чужої держави». Беспроигрышная позиция. Всегда есть возможность сказать - мол, мы же первые сделали шаг навстречу, а вот Москва сама мешает сближению!

И подтверждение тому мы видим в первые же последующий дни наступившего декабря.

За последние недели декабря представители Константинопольского Патриархата провели ряд встреч с руководителями УПЦ Киевского и Московского патриархатов, а также Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ), Например, официальный сайт УАПЦ сообщил о встрече предстоятеля УАПЦ Митрополита Макария с представителем Константинопольской патриархии  Иларионом (Рудыком), епископом Эдмонтона и Западной епархии Украинской Православной Церкви в Канаде (Константинопольского патриархата) сообщает 28 декабря "Религия в Украине"[16].

22 декабря архиепископ Даниил (Зелинский), председатель консистории УПЦ в США (Константинопольского патриархата), после того как в Киеве 15 декабря провел переговоры с главой УПЦ КП Патриархом Филаретом[17], встретился 22 декабря в Стамбуле с Константинопольским Патриархом Варфоломеем.

Во время короткого рабочего визита в Константинопольскую Патриархию архиепископ Даниил обсудил с Патриархом Варфоломеем "важнейшие вопросы церковной жизни, касающиеся Соединенных Штатов Америки, а также Украины", говорится в официальном сообщении на сайте УПЦ в США.

Также совместно с Патриархом Варфоломеем архиепископ Даниил принял участие в торжественных мероприятиях, которые организовало Генеральное консульство Украины в Стамбуле по случаю 100-летия дипломатической службы Украины.

"Считаю для себя благословением провести искренний и откровенный разговор с Вселенским Патриархом Варфоломеем, а также вместе с ним присутствовать на концерте украинских колядок", - отметил Даниил на своей странице в Фейсбуке.

Особое внимание стоит обратить на слова представителя Константинопольского Патриархата Архиепископа Тельмисского Иова (Геча), сказанные им еще в августе 2016 года: "Мы всегда считаем, что территория Украины является канонической территорией Константинопольской Церкви..."[18]

Эти и многие другие факты, по нашему мнению, свидетельствуют только об одном: театрализовано разыгранная «многоходовка»  Филарета, с участием большого числа маститых актеров и непонимающих своей роли статистов, имела своей целью показать Вселенскому Патриарху "добрую волю к примирению" Киевского Патриархата и злокозненное неприятие её "коварной Москвой". Тем самым, подталкивая Вселенскую Патриархию к противостоянию с Московской, вынуждая его (Константинопольский Патриархат) к принятию раскольнической УПЦ КП под свой омофор.

 



[3] Хотя человек, мало-мальски сведущий в церковном делопроизводстве (а у Филарета опыта не занимать!), знает, что подписываются, как правило, все письма, прошения и рапорты (в том числе и среди равных!) с приставками "грешный", "смиренный", какова напрочь отсутствует в данном примере эпистолярного жанра.

[4] Отвечая на пресс-конференции на вопрос журналиста о просьбе прощения, и сам Филарет заявил, что это всего лишь избитая формулировка из ежедневных богослужений, которая никакой особой смысловой нагрузки не несет. Банальность – и ничего личного (43-я минута пресс-конференции. https://www.youtube.com/watch?v=p13yfMlRwr8)

[6] Ибо яда отвращаются сразу, а под видом приятного яства его вполне могут вкусить!

[8] «патриарх Филарет» заявил, что члены делегации «УПЦ-КП», возившие его письмо в Москву, служили в Подмосковье вместе с клириками РПЦ и даже причащались там вместе (48-я минута пресс-конференции). В состав той – первой – делегации «УПЦ-КП» вошли, по словам «патриарха» Филарета, председатель «Отдела внешних церковных связей Киевского патриархата» Руслан Процык (т.н. «архиепископ Ровенский Илларион»), управляющий «патриаршим собором» в Киеве Борыс Табачэк и «клирик УПЦ КП в США» Богдан Згоба. (http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=128870)

[10] «Бог дал нам государство, а раз Бог дал нам государство, то в этом государстве должна быть и независимая Православная Церковь. Это аксиома. Этим путем прошли все автокефальные Церкви, начиная с этой же Русской Церкви. Когда образовалось Великое Московское княжество, то вскоре Москва поставила вопрос об отделении от Киевской митрополии. Они отделялись не от Константинопольского только Патриархата, а отделялись от Киевской митрополии и создали свою Московскую митрополию и эту Московскую митрополию провозгласили автокефальной Церковью» (из речи Филарета на пресс-конференции)

[13] там же

[14] к вопросам государствообразующего становления нации - пер.

[15] 37-ая минута пресс-конференции (https://www.youtube.com/watch?v=p13yfMlRwr8)

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати