ГЛАВНАЯ > Народная дипломатия

Интердомовцы – истинные народные дипломаты

00:00 02.04.2010 • Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Журнал «Международная жизнь» принял участие в международной встрече по случаю празднования 77-ой годовщины со дня основания в Иваново интернационального детского дома. В нём жили и учились дети зарубежных революционеров, преследовавшихся по политическим убеждениям. Интердом был основан в 1933 году по инициативе деятеля международного женского, антивоенного и антифашистского движения Елены Дмитриевны Стасовой. Из стен Ивановского интердома вышло около шести тысяч выпускников из 86 стран.  
Сегодня в нём живут и учатся дети из России и стран СНГ, - говорит его директор Галина Ивановна Шевченко. Однако идёт работа по восстановлению бывшего международного статуса детского дома. О целесообразности этого говорят и его выпускники. Работая на высоких должностях в своих государствах, они понимают, насколько богата идея интердома для сохранения мира на земле. Дети, которые выросли в большой интернациональной семье, деля вместе радости и горе, никогда не станут стрелять друг в друга, они умеют договариваться и прощать. Называя интердом своей планетой, они готовы и нашу общую планету также беззаветно оберегать от современных вызовов и угроз.  Об этом, а также о  том, каким магнитом их ежегодно тянет в Иваново из далёкой Австралии, Мексики и Канады, Греции, Палестины, Ирана, Кубы, Кореи, Китая и других стран, - они рассказали корреспонденту журнала «Международная жизнь» Елене Студневой.


Никас Ризо: «Меня привезли в Россию, в Интердом в 1934 году из Греции. Риз – это партийная кличка моей матери. Первый день Великой Отечественной войны я помню очень хорошо. Мы шли из парка со своей воспитательницей,  была великолепнейшая погода, воскресенье 22 июня. Выходит директор Гаспаров Георгий Сергеевич – первый директор, и говорит: «Только что мы прослушали выступление Молотова, – началась война с Германией». Мы сначала все опешили, но поскольку мы были детьми по 9-10 лет, то даже обрадовались, как же! Пистолеты, пулемёты! Это было в первый день войны. 
Прошло буквально два месяца, и детский дом почувствовал, что такое война.  Мы остались без дров, без питания. А чем ближе к 1942 году, тем страшнее для нас было существование. Немцы рвались к Москве, детский дом готовился к эвакуации. И декабрь месяц решил нашу судьбу: когда немцев отбили от Москвы, детский дом остался в Иваново. 
Интердом для меня всё. Я родился в Афинах, но я не помню Греции. Для меня детский дом остался раз и навсегда моим родным домом. Я закончил институт физкультуры, всю жизнь проработал российском спортивным клерком. 

Эрик Уайт – Канада

Эрик Уайт, канадец, закончил Интердом в 1973 году. Приехал в СССР в 1966, через три года попал в Интердом. «Мой отец был корреспондентом канадской коммунистической газеты, аккредитованным в Москве. Сейчас  я работаю в бизнесе в России и на Кипре. Для меня Интердом – это семейство, большая семья, это друзья по всему свету. Вы, наверное, видели нашу карту – наши выпускники из 86-ти стран. Мы регулярно встречаемся по всему миру, в Стокгольме, Тегеране, Баку, в Греции, в Испании – и всегда с удовольствием собираемся, вспоминаем, слушаем старших выпускников, которым всегда есть, что рассказать нам. У нас были свои песни, которые мы исполняли со сцены, и те, что пели за закрытыми дверями. 
В моё время, в 70-е годы в Интердоме было много детей из Испании, соответственно пели много песен времён гражданской испанской войны, песни итальянских коммунистов. Я считаю, что любая страна, которая претендует на то, чтобы быть мировой державой, обязана иметь международную детскую школу, в которой бы учились дети со всего мира. Есть разные концепции такой школы, в том числе концепция ЮНЕСКО. 
В Канаде есть международная школа, где 49% - канадцы, а 51% – иностранцы. Набирается контингент по знаниям и талантам. Оплачивают их обучение правительства стран, которые посылают в интершколу Канады своих детей. Есть концепция нашего российского Ивановского  Интердома, когда оплачивает пребывание детей принимающая сторона. 
Сегодня Россия принимает детей из зон бедствия, а ведь эти дети есть по всему миру и постоянно есть. Не обязательно, чтобы здесь была политическая подоплёка, как это было в советское время. Ведь и без всякой политики может существовать международная школа. В неё могут поступать дети из зон бедствия, которые, вырастая в России, потом, как в случае с нашим интердомом, разъедутся по всему миру. Это будут люди, для которых Россия – вторая родина. Они уже не смогут слушать неправду об этой стране, потому что знают правду, - они там выросли. И у них всегда будет тёплое отношение к этой стране, они будут голосом влияния в обществе в поддержку той стране, в которой выросли или провели свои формирующие душу и характер годы. 
В этом правительство должно быть заинтересовано во имя будущих взаимоотношений со многими странами. Здесь, в России, дают хорошее образование, и люди возвращаясь в свои страны, получают хорошие посты в ведущих государственных учреждениях, они становятся людьми влиятельными, и друзья у них влиятельные. Понимаете..?» 

Экмаджуб Бетлар - Иран

Экмаджуб Бетлар – приехал в Россию в 1970 году из Ирана и был выпускником 1976 года, работает в отделе продаж немецкого издательства. «Наш Интердом – это, по-моему, просто братство. Мы жили все вместе и говорили на одном языке, на русском. И ребята до сих пор, куда бы ни приехали, все прекрасно говорят по-русски.  Для меня Интердом – это свой дом, он дал мне прекрасное образование. И я знаю, в какую бы страну мира не приехал, там живут пацаны, один звонок – и они мне помогут». 

Альдо Канестри

Альдо Канестри, итальянец, родился в России, потом с отцом выехал в Италию, жил в разных странах (это было связано с деятельностью отца), а после смерти отца, в 1953 году Альдо Канестри вернулся в Россию.  Попал в Ивановский Интердом, окончил его в 1957 году. Работает в Москве профессором в Лингвистическом университете (бывший Институт иностранных языков имени Мориса Тореза), преподаёт итальянский.
      «Интердом – это место, в котором я появился в связи с проблемами в моей семье, много болел, по окончании Интердома поступил в МГУ, с 1962 года преподаю студентам итальянский. Я бы выделил несколько особенностей Интердома. Во-первых, интернациональный контингент, это было связано с определёнными событиями мировой истории, международной ситуацией – предвоенной, военной, с политической борьбой в Европе и других странах того времени, и с теми обстоятельствами, когда большие конфликты сказывались на самых маленьких людях – на детях. 

Лиля Тэн – Корея

Лиля Тэн - выпускница Интердома 1957 года из Кореи. В Интердоме жили и учились её родные сестра и брат. «Мы очень благодарны, что мы попали сюда, благодарны Интердому, в Корее шла война с американцами. Нас детей отправили в Советский Союз, и мы чудом попали в Интернациональный детский дом. Хочется, чтобы Интердом возродился, чтобы воспрял созданный в нём дух интернационализма, дух дружбы, любви ко всем людям».  
Слева фотография Агни с подписью Агни – Греция), далее текст 

Агни, гречанка, выпускница 1956 года, оказалась в СССР в результате гражданской войны в Греции 1946-1949 годов. «Я выехала из Греции в 1948-ом году, в детском доме оказалась в 1950-ом. Я очень хочу и надеюсь, что возродится Интердом, что здравый смысл восторжествует,  поскольку это необходимо для сохранения жизни, и что те отношения любви, дружбы, толерантности, которые воспитывались в детском доме, восторжествует. В этом спасение мира».

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати