ГЛАВНАЯ > Народная дипломатия

«Интердом» связывает народы

00:00 05.04.2010 • Интервью директора Ивановской школы-интерната имени Елены Стасовой – Галины Ивановны Шевченко журналу «Международная жизнь»

- Галина Ивановна, наш журнал занимается вопросами внешней политики, государственной дипломатии, а то, чем занимается ваш Интердом – это самая что ни на есть народная дипломатия. Как, по-вашему, они связаны?
Г.И.Шевченко: Думаю, что политическая дипломатия не может быть без дипломатии народной. Если не будет просто нормальных взаимоотношений между людьми, - ни один политик не сможет их наладить между странами. Как пример приведу любую из стран СНГ: если есть взаимоотношения между людьми, складывавшиеся на протяжении 70-ти лет, то какую бы политику не вёл её руководитель, народная дипломатия будет диктовать своё. 
- Проходят десятилетия, а дух интернационализма в Интердоме не ослабевает. Как удаётся его поддерживать?
Г.И.Шевченко: Нам легко его поддерживать, он создан не нами. Как любая семья имеет свои корни, так и любое учреждение имеет свои традиции, своё лицо. Придите в любой вуз, в школу, вы чувствуете биополе этого дома, его энергетику. А уж когда общаешься с людьми, которые в нём работают или живут, то ощущаешь то, чем дышит данный коллектив, пребывающий в этих стенах. 
Конечно, мы понимаем: можно отстроить великолепное здание – оно у нас есть, - можно отделать всё мрамором – этого у нас тоже в достатке - , но самое главное – дух. И как в семье, имеющей свои корни, из поколения в поколение передаются свои традиции, так и в Интердоме, начиная с 1933 года, передаётся от педагогов преходящим педагогам, от выпускников воспитанникам и, главное, сохраняется дух братства. Наш коллектив очень бережно относится к традициям. И в отличие от некоторых политических деятелей в нашей стране, у нас считают, что не надо рубить с плеча и отметать то, что считается, на их взгляд, отжившим.    
У нас до сих пор помнят, что 29-е октября – это день комсомольской организации, через которую наши выпускники проходили становление. Многие потом, благодаря практике лидерства, стали лидерами и в различных государствах. Мы каждый год напоминаем ребятам об этом, рассказываем, что хорошего несла эта организация, и какие добрые дела были через эту организацию сделаны. Нет уже и пионерии, но мы вспоминаем 19 мая, рассказываем об этом. Мы не навязываем ничего, мы знакомим детей с различными организациями, существующими и в нашей стране, и в других странах. А дети ищут и выбирают то, в чём им было бы комфортно.  
    В названии нашего интерната – имя Елены Стасовой. И каждый ребёнок знает, когда день её рождения. Мы с учениками и выпускниками, с нашими друзьями, каждый год приходим к Кремлёвской стене, где захоронен прах Елены Дмитриевны. И вы знаете, никто, кроме нас, не приходит к ней, хотя у неё не было своих детей, но есть многочисленные родственники. Семья Стасовых очень знаменита в России. Когда мы впервые лет десять назад пришли на Красную площадь к Кремлёвской стене, нас принимали как дорогих гостей. А в ответ на нашу благодарность комендант Кремля сказал нам: «Это вам спасибо, что помните»! Что касается памяти, то у каждого ученика нашей школы первая страничка в дневнике напоминает о Стасовой. И каждый ребёнок помнит – 15 октября – День ей рождения. В 3-ем и 4-ом классах наши дети читают книгу, которую мы создали специально «Детям о Стасовой». И так во всём – мы оберегаем корни. И сегодня Вы, наверное, почувствовали: нет разницы между теми, кто в зале, и теми, кто на сцене. Все чувствуют, что они дома.  Где вспомнить детство? Где почувствовать себя маленькими? Только здесь, в этих стенах, даже если они изменились, перестроились. И надо видеть лица детей, как они смотрят на выпускников. Нет ничего особенного, но так смотрят, когда боготворят. 
Мы благодарны нашим воспитанникам, которые поддерживают эту связь, она видна не только во время праздников. Интердомовец – это звание члена нашей семьи. Если какому-то нашему выпускнику потребуется помощь на учёбу или на лечение, неважно, когда он заканчивал школу, - всем миром будут собирать. Если встречаются где-то в разных городах наши интердомовцы,  –  один 1957 года выпуска, другой 2000-го – они встречаются как родные, так и называют друг друга – брат и сестра. И всегда заботятся друг о друге. 
Когда у нас с 2000 по 2004 годы шла борьба за это учреждение, его хотели перепрофилировать в суворовское училище, а мы понимали, что речь шла только о комплексе зданий, то мы выстояли. И до сих пор все удивляются: было Постановление Правительства и назначены сроки! Но школу удалось отстоять благодаря тому, что всем миром поднялись. Наши выпускники из Китая, Германии, других стран стали писать правительствам своих государств, президентам. Встали даже не на защиту стен, в которые они уже не смогут вернуться, а на защиту детей, которые сейчас в детском доме живут и учатся. Нам заявляли, что интернатов в Ивановской области достаточно,  - всех детей разместим. Но те, кто прошёл через Интердом, понимали, какой шанс даётся ребёнку, которому посчастливелось сюда попасть. 
- Чем он отличается от тех многих детских домов в Ивановской области? 
Г.И.Шевченко: Это у них надо спросить, почему такая привязанность. У нас есть газета, где мы публикуем письма выпускников. У нас с 1933 года ведётся «Красная книга», в которой тысячи записей от выпускников и гостей Интердома. Многие записи звучат так: я благодарен судьбе, что оказался в Интердоме. 
Проблема  детских домов и интернатов очень актуальна. Правда, показывают её только с негативной стороны. Конечно, там есть и хорошее, и плохое. Но ребёнок, попавший в детский дом из семьи неблагополучной или лишившийся этой семьи, как правило, не может адаптироваться в социальной жизни, ему трудно. По статистике, судьба детей только от 2 до 10% складывается благополучно, остальные 90%(!) так и остаются невостребованными обществом. И это трагедия! 
Интердом закладывает стержень. Это я вижу на собственном опыте, работая здесь с 2001 года. С трудными детьми мы работаем и бьёмся, как с собственными детьми. Мы видим, как наши выпускники этот стержень не теряют, стараются определиться в жизни. Это какое-то уникальное явление. Я как директор не могу его до конца объяснить. Это традиция. 
Представляем, что происходило в стране в 1933 году. Какие были школы, какой в них был порядок, требования, взаимоотношения между учениками и учителями. Наверное, Интердом отличает то, что сюда привезли иностранных детей, многие из которых были детьми известных политических деятелей, они и были народными дипломатами. И не только народными, но и политическими! Они приехали сюда с настроем, что выучатся, а потом вернутся в свою страну и продолжат начатое родителями дело. Традиционно демократические отношения в коллективе взрослых и детей. Это было недопустимо в основной части школ нашего государства в тот период, а в Интердоме было нормой и таковой осталось. Нашему интердомовцу нельзя сказать «нет, ты этого не делай»! Потому что он должен сознательно понимать, почему то или другое нельзя. Просто это традиция – не подвести Интердом, достойно нести звание интердомовца. 
У них есть желание вернуться сюда, когда есть чем похвастаться, своими успехами. Отношения у нас семейные. Выпускники привозят гостинцы, как маме с папой, заботятся о своих педагогах. Сегодня выступала Агни из Греции, муж старше её, он из Италии. Им уже за семьдесят. А они сюда приезжают встречаться со своей воспитательницей, как с мамой, и они для неё просто дети, которым уже много лет. 
- А Вы верите в то, что Интердому будет возвращён его прежний статус? 
Г.И.Шевченко: Жизнь страны наложила свой отпечаток на интернат. Идея его устройства немножко трансформировалась. Российское образование нужно не только детям нашей страны, но и детям других стран, притом мы даём ощущение семьи. Мы сохранили методики преподавания русского языка иностранцам, у нас работают те же преподаватели, что учили иностранных детей. Мы же только в начале 2000-ных годов выпустили последних иностранных детей – это не так давно было. 
Думаю, стране не нужно разбрасываться тем, что было наработано и создано в рамках той же народной дипломатии, с чего мы начали разговор. Да и политической дипломатии, потому что существует масса договоров о сотрудничестве в области культуры и образования с разными странами. Интердом - вот пример такого взаимодействия. Около шести тысяч выпускников, кто прошёл через Интердом, считают себя русскими, а Россию – своей родиной. И там, где они, - там пропаганда русской культуры. Пропаганда того, что странам и народам необходимо дружить, и необходима связь с Россией. Например, в Китае многие наши выпускники были известными политическими деятелями, в том числе бывший китайский премьер-министр КНР Ли Пэн. Естественно, они проводили ту политику,  о которой я говорю. А сейчас у нас много детей из африканских стран, и наши выпускники в этих странах, занимая большие посты, проводят политику дружбы и сотрудничества с Россией. 
Недавно из ЮАР приезжал представитель Посольства и передавал привет от нашей выпускницы, которая является советником нынешнего президента ЮАР. Её взяли на такую ответственную должность только потому что она заканчивала Интердом, у неё в паспорте даже написано, что она русская, родилась в России. А президент ЮАР настроен на установление связей с Россией – вот примеры народной дипломатии.  Посол из Анголы, спрашивает, нельзя ли к вам привезти детей. Китайцы специально приезжали с той же просьбой. Есть заказ. Но мы учреждение государственное, поэтому должно быть распоряжение Правительства РФ. 
Пребывание детей в Интердоме в конечном итоге связывает народы, укрепляет взаимодействие между народами. Поэтому его идею надо широко использовать.  Думаю, это вопрос времени, и мы найдём своё место в этой нише. Через некоторое время, когда мы с Вами вновь встретимся, будем говорить о том, как нам живётся в Интердоме. Чужих детей в мире нет.

 


Подготовила: Елена Студнева 

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати