Постоянный представитель России при ЕС, Чрезвычайный и Полномочный Посол Владимир Чижов прокомментировал решения, принятые на саммите ЕС в Брюсселе, где было уделено внимание переговорам по брекситу, санкционной политике Евросоюза в отношении России и интеграции электросетей Прибалтики и остального Европейского союза.
О брексите
На сегодняшний день в процессе находится уже второй, но не финальный этап выхода Великобритании из Европейского союза. На первом этапе стороны выделили три основных «выходных» компонента, требующих урегулирования: права граждан, проживающих по ту и другую стороны пролива Ла-Манш, «чек за выход» - сумма, которую ЕС ожидает получить от Великобритании, и североирландский вопрос – режим границ между Северной Ирландией и Ирландией. Условием для перехода ко второму этапу, а именно к переговорам по формату будущих отношений, Евросоюз весьма ультимативно поставил достижение существенного прогресса по первому «бракоразводному» этапу. На саммите ЕС в Брюссели было констатировано, что достигнутый прогресс можно признать достаточным, и это позволяет перейти ко второй фазе переговорного процесса.
Грядет 29 марта 2019 – день, когда Британия перестанет быть членом Евросоюза. И, чтобы, проснувшись утром следующего дня, люди не вопрошали, как же теперь жить дальше, Великобритания предлагает предусмотреть так называемый переходный период, против чего ЕС пока не возражает. Это значит, что в течение еще двух лет на территории Великобритании будут действовать нормы Европейского союза, при условии соблюдения Британией политики full alignment («полного совпадения») – законотворческой и правоприменительной практики Великобритании и нормам ЕС.
«В переводе на человеческий язык, это означает, что еще два года, с 2019 по 2021, Великобритания будет выполнять обязательства члена Евросоюза, но не будет иметь прав члена ЕС: не сможет принимать участие в решениях, потеряет право заседать на саммитах, в министерствах, на встречах и так далее, - поясняет Постоянный представитель России при ЕС, Чрезвычайный и Полномочный Посол Владимир Чижов. – Это, безусловно, создаст непростую ситуацию, но и предопределит то, как это все будет выглядеть на третьем этапе».
Третий этап представляет собой формирование будущих модальностей во взаимоотношениях и в первую очередь в торговле. ЕС заявил, что отношения с Великобританией будут строиться так же, как с любой третьей стороной, и рекомендует англичанам присмотреться к опыту Канады, с которой не так давно Евросоюз заключил соглашение по торгово-экономическому сотрудничеству.
О санкциях ЕС против России
Также стало известно, что на саммите были продлены санкции ЕС против России. Тем не менее, по данным европейских исследовательских структур, товарооборот между Россией и Евросоюзом начинает восстанавливаться: положительная динамика наблюдается с начала 2017 года. Выходит, что европейцы, продолжая продлевать санкции, научились жить в их условиях и всячески обходить.
«Я думаю, что противников санкций в ЕС больше, чем в США, - считает Владимир Чижов. – Эта санкционная политика – ярмо, которое сдерживает свободу маневра Евросоюза. Фактически он сам себя загнал в тупик, из которого надо выходить».
Введенные Европейским союзом санкции еще в далеком 2014 году имели целью простимулировать переговорный процесс по кризису в Украине и подтолкнуть к участию в нем Россию, что она и сделала в феврале 2015 года, приняв активнейшее участие в Минских соглашениях, в результате которых появился план урегулирования. Однако мало того, что старые санкции не были сняты, ЕС ввел дополнительные. Сегодня условием для снятия санкций является полное осуществление Минских соглашений. А так как Россия не является участницей конфликта и от нее ждать ничего не приходится, Киев открыто саботирует выполнение условий Минских соглашений, следуя простой логике: чем дольше длится состояние нереализованных договоренностей, тем дольше продлеваются санкции против России.
«Эта инерция завела Евросоюз в тупик, и как сейчас он будет из этого выпутываться? На саммите состоялась серьезная дискуссия: были лидеры, которые выступали за пересмотр санкционной политики, но, в итоге, возобладал консенсус на основе сохранения того, что было до сих пор, - рассказывает Постоянный представитель России при ЕС. – Я не вижу угрозы наращивания санкций, особенно экономических, потому что, скорее всего, продолжатся поиски лазеек для продолжения работы в текущих условиях. Я считаю, что российская экономика и бизнес неплохо приспособились: лучше, чем наши западные партнеры».
Тем не менее, большая часть европейских компаний из ЕС, десятилетиями работавших на российском рынке до описываемых событий, по-прежнему продолжают здесь свою деятельность. И торговая статистика действительно круто выросла за последние полтора года с учетом низкого старта: до недавних пор товарооборот России с Евросоюзом и другими внешними партнерами сильно просел из-за динамики цен на энергоносители, которые и по сей день остаются основной статьей российского экспорта.
Об интеграции электросетей Прибалтики и остального Европейского союза
Проблема с выходом Латвии, Литвы и Эстонии из энергосистемы России и Беларуси назревает уже несколько лет. Вступившие в свое время в ЕС и НАТО страны Прибалтики делали это по принципу «уйти подальше от России» и во многих отношениях действительно ушли, однако по-прежнему привязаны к РФ энергетически. Кольцо БРЭЛЛ – Беларусь, Россия, Эстония, Латвия и Литва – не дает покоя некоторым политикам в странах Прибалтики и в близких им по духу государствах Евросоюза.
«Десинхронизация с единой энергосистемой России и Беларуси подразумевает переключение. Вопрос – куда? Подключаться через Польшу – одна ситуация, через Финляндию – другая, через Швецию – третья, - объясняет Владимир Чижов. – Любой из вариантов стоит больших денег, которых у самих стран Прибалтики, я так понимаю, не наскребается, а, как говорится, сундук ЕС для этого дела открыт не полностью. Именно поэтому вопрос и тянется так долго. Конечно, Россия и Беларусь как заинтересованная сторона готовы к консультациям по этому сюжету чисто из принципа: хотят уйти – пожалуйста».
Болевой точкой, определяющей озабоченность России, является энергоснабжение Калининградской области. В настоящее время Калининградская область снабжается за счет электроэнергии, производимой на местных газовых электростанциях, и все потенциальные решения находятся в поле зрения Правительства РФ. Существует линия, соединяющая Калининградскую область с Ленинградской атомной электростанцией в Ленинградской области, также есть проект сооружения в Калининградской области новой атомной электростанции, поэтому, по словам Владимира Чижова, «угрозы остаться без электричества у жителей Калининградской области нет и не будет».
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs