Внешнеполитическая ситуация и внутриполитическое давление заставляет президента Петра Порошенко искать формулу сохранения власти. Эту формулу весьма трудно найти в стране, переживающей регулярные перевороты с 2005 года, стране, которая живет под протекторатом интересов Запада, которая, сохраняя значительную часть старой политической элиты, допустила рождение новой «элиты» - развращенной политической вседозволенностью, прикрывающейся либо делом революции (журналисты, пришедшие в политику), либо «окопной правдой» АТО и правом на ней основанном (воевавшие добровольцы, «комбаты и прочие «атошники»).
Проблема украинского политического класса в том, что он, совершая политические перевороты или реставрацию прежнего режима, не извлекает никаких уроков ни из своей истории, ни из истории мировых переворотов. Что «оранжевая революция» (2005 г.), что т.н. «революция достоинства» (2014 г.) революциями по своей сути не были. Это политические перевороты, когда за вопросами идеологии и массовыми выступлениями стояли интересы части политической элиты и внешнеполитических сил. Украинская элита, часть которой возвысилась, а другая часть потеряла позиции и ресурсы, сохранила основные коррупционные схемы, которые во многом диктуют определенную логику политического процесса. Благодаря истории «оранжевой революции» и «революции достоинства» политическое мировоззрение элит покрылась толстым слоем национал-патриотизма и новой «государственной идеологии» страны, стремящейся в Европу и НАТО.
Нынешний президент Украины Петр Порошенко по своему генезису – представитель старой политической элиты, который впитал за два десятилетия правила старой школы украинской политики:
-без коррупционных схем нет ресурсов ни в политике, ни в бизнесе;
- без политической риторики не прикрыть эти схемы.
Перевороты 2005 и 2014 гг., резко ускорили политическое и историческое время на Украине. И для самых новых представителей политической элиты Украины, которые, не имея никаких ресурсов, кроме тех, что дала им в виде должностей и спонсорской помощи старая элита, а также нового инструмента - митингового ресурса, это очень чувствительный фактор. Они чувствуют, что теряют и эти ресурсы. Этой части элит нужна их срочная конвертация в ресурсы властные и финансовые.
Единственный выход для этой новой фракции элиты – постоянная угроза власти и ресурсной части элиты, владеющей «заводами и пароходами» и контролирующей основные институты власти. Цели угрозы – сохранение своих политических позиций с помощью шантажа властной элиты для получения от нее ресурсов – власти и финансов.
Так и родился «майдан 3.0». (interaffairs.ru) Он родился из процесса разделения слоев элиты, когда новая элита вдруг почувствовала, что ее опять переиграли, что экономические схемы работают без них. Но без них работают не только схемы, как оказалось, без них может работать и сама власть. Последними действиями власть подтвердила, что она не намерена идти на ту степень радикализации и демократизации, которая угрожает нынешней системе.
Индикатором этого процесса стали попытки разрыва отношений с Россией и принятия закона об изменении схемы назначений глав администраций и их заместителей. Эти истории развиваются в контексте «майдана 3.0». Раздраженная митингующая часть элиты уже заявила о нарастании контрреволюции и курсе на импичмент президента Порошенко, «импичмента народного», так как понимает, что ресурсов влияния на институты власти для процедуры импичмента у митингующих нет.
О чем и говорят митингующие, избравшие своим знаменем Михаила Саакашвили, в том числе устами самого одесского экс-губернатора: «…депутат Рады от партии «Свобода» Юрий Левченко, выступая на митинге, призвал к «свержению нынешней власти». «Ещё четыре года назад никто не думал, что мы будем собираться, чтобы прогнать эту власть», — сказал он. «Мы собираемся сделать в стране переворот, но не государственный, а в сознании людей», — заявил Саакашвили. (…) Ранее Саакашвили сообщил о намерении начать процесс «народного импичмента» президента Порошенко в случае, если украинские власти «будут продолжать игнорировать» требования протестующих. «Если они будут продолжать игнорировать наши требования... то 3 декабря я предлагаю начать процесс народного импичмента. Пусть народ это сделает», — говорил он. (russian.rt.com)
«Пусть народ это сделает» - заявляет Саакашвили и его соратники по «майдану 3.0». Но это слабая позиция. Для нового переворота, для расшатывания парламента, органов власти и ситуации в регионах страны, финансирования «народных акций» нужна поддержка значимой части элиты. Парламент в лице большинства сейчас поддерживает президента, акцию протеста уже давно покинула партия Юлии Тимошенко («Батькивщина») и «Самопомощь» - политические организации, интегрированные в структуру власти и обладающие финансовыми ресурсами. А это говорит об усталости обладающих ресурсами игроков от майданов, их определенной неуверенности и нежелании, по крайней мере, в настоящий момент участвовать в потенциальном перевороте и его финансировании.
Поэтому пока Порошенко выигрывает. В то время как Саакашвили митингует под зданием Верховной Рады, а ряд политиков и политических сил ратует за разрыв дипломатических отношений с Россией, президент Украины упорно не замечает Саакашвили и блокирует на стадии законопроекта антироссийские инициативы. 8 ноября президент Порошенко на заседании фракции «Блок Петра Порошенко» выступил против разрыва дипломатических отношений с Россией. (lb.ua)
В чем причина такой позиции Порошенко, расходящейся с мейнстримом украинской политики? Казалось бы – великолепная тема для переключения внимания СМИ и населения с проблем внутренней политики и экономики. На разрыв дипломатических отношений с Россией Порошенко не хочет идти, так как время для разрыва (в его интересах) давно прошло, а сейчас принятие такого решения будет означать серьезное ухудшение переговорных позиций Украины по Донбассу, новые проблемы для украинских граждан, работающих в России, а для самого Порошенко – ухудшение его внешнеполитических позиций. И все это на фоне предстоящих президентских выборов.
При этом изменена система назначения губернаторов. (rian.com.ua)
Почему рада проголосовала за новую схему назначения губернаторов? Потому что лишние фильтры (конкурсные комиссии, конкурсы и т.п.) затрудняют высокие договоренности между финансово-политическими группами, которые всегда делят между собой регионы, ведут торги за губернаторов. А финансово-политические группы стоят за каждой из парламентских фракций. В то же время Порошенко укрепляет свою власть, свои позиции перед президентскими выборами.
Президенту Порошенко и занявшим прочные политические позиции лидерам украинских партий сейчас митинговые политические инструменты не нужны. Они входят в период предвыборных договоренностей и альянсов, президенту выгодно договориться с сильными игроками и можно не обращать внимания на те персонажи и события, которые не несут серьезную угрозу.
Украинская власть на примере этой ситуации демонстрирует жесткую зависимость от интересов правящего класса. Похоже, Порошенко принял решение использовать оставшееся время для политических маневров без оглядки на внешние силы и зарубежных партнеров. Поэтому он укрепляет свои властные ресурсы, не обращая внимания на обвинения в «ползучей контрреволюции» и блокируя ненужные ему инициативы. И в эту схему борьбы за власть «майдан 3.0» никак не вписывается.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs