Посол Кубы в Российской Федерации Эмилио Лосада Гарсия: «Президент Трамп против независимой Кубы. И всего мира»

15:46 03.11.2017 Александр Моисеев, обозреватель журнала «Международная жизнь»


На днях Генассамблея ООН в очередной раз приняла резолюцию, которой призвала США прекратить торгово-экономическую и финансовую блокаду Кубы, которая продолжается уже более полувека. Документ поддержала 191 страна, Израиль и США проголосовали против. Уже 26-й раз в ООН принимают соответствующую резолюцию, она принимается на каждой сессии Генассамблеи с 1992 года. В 2016 году Вашингтон воздержался от голосования по этому проекту, начав процесс нормализации отношений с Гаваной. Президент Трамп повернул американскую политику в отношении Кубы вспять.

Накануне голосования в ООН Посол Республики Куба в Российской Федерации Эмилио Лосада Гарсия встретился с группой российских журналистов и рассказал о последствиях торгово-экономической и финансовой блокады (эмбарго), политику которой вот уже почти в течение 60 лет Вашингтон проводит против Острова Свободы в попытках ликвидировать существующий общественно-политический строй в этой стране, принудить кубинцев к подчинению политике Вашингтона.

С этой же целью президент Дональд Трамп объявил о новых принудительных мерах против Кубы и отменил часть принятых экс-президентом Бараком Обамой мер, которые внесли изменения в применение некоторых положений блокады в сфере туризма и торговли. И 16 июня 2017 года он подписал «Президентский меморандум по национальной безопасности об усилении политики Соединенных Штатов в отношении Кубы». Настоящая президентская директива устанавливает новую политику, одной из главных целей которой является ужесточение блокады Кубы. Кроме того, Трамп заявил, что Соединенные Штаты выступят против призыва отменить блокаду Кубы в Организации Объединенных Наций и на других международных форумах, что прямо противоречит позиции подавляющего большинства членов мирового сообщества, мнению общественности и широких слоев американского общества. Трамп также отменил Президентскую политическую директиву «Нормализация отношений между Соединенными Штатами Америки и Кубой», объявленную президентом Бараком Обамой 14 октября 2016.

Посол Кубы обратил особой внимание на то, что американская блокада его родины по-прежнему продолжает действовать, причиняя боль и огромный ущерб кубинскому народу, препятствует экономическому развитию республики. Это не что иное, как нарушение человеческих прав более, чем одиннадцати миллионов кубинцев, заявил глава дипмиссии Кубы. И блокада Острова продолжается и даже ужесточается со всей строгостью американского закона.

Ссылаясь на доклад Кубы по Резолюции 71/5 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций «Необходимость прекращения экономической, торговой и финансовой блокады, введенной Соединенными Штатами Америки против Кубы» от июня 2017 года, посол Эмилио Лосада сообщил, что «ущерб, причиненный кубинскому народу, вследствие применения блокады Кубы на протяжении почти шестидесяти лет, с учетом обесценения доллара относительно стоимости золота на международном рынке, достигает 822 млрд 280 миллионов долларов США. В текущих же ценах все эти почти 60 лет ущерб Кубы от американской блокады, превысил 130 млрд 873,6 миллиона долларов».

За время же с апреля 2016 по июнь 2017 года, ущерб, причиненный Кубе американской блокадой, составляет 4 млрд 305,4 миллиона долларов. Если взглянуть на эту цифру в перспективе, по подсчетам Министерства экономики и планирования Кубы для достижения желаемого экономического развития страна должна привлекать ежегодно прямые иностранные инвестиции на сумму от 2 до 2,5 миллиардов долларов США. Иными словами, в результате американской блокады Куба вынуждена затрачивать примерно в два раза больше средств, необходимых для полноценного развития национальной экономики.

«Если бы Куба не понесла из-за блокады США ущерб в 4 млрд 305,4 миллиона долларов, - предположил посол Эмилио Лосада, - то страна могла бы на эту сумму установить у себя 4 энергоблока мощностью 200 мегаватт каждый. Или отремонтировать все железные дороги. Или импортировать продукты питания, которые страна покупает за рубежом ежегодно на более, чем два миллиарда долларов»…  

Блокада США по-прежнему есть массовое и систематическое нарушение прав кубинского народа, и расценивается им как акт геноцида по Женевской конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 1948 года. Блокада препятствует нормальному международному сотрудничеству Кубы со многими государствами.

Выполнение Соединенными Штатами резолюций, принятых международным сообществом на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций, чьи государства-члены требуют положить конец этой абсурдной политике, не терпит отлагательства.

Преступная политика блокады Кубы должна быть прекращена раз и навсегда. Этого требует народ Кубы и практически все другие государства на Земле. За исключением президента Трампа и конгресса США. Даже в самих Соединенных Штатах, по подсчетам экспертов, больше половины населения выступает за отмену экономической, торговой и финансовой блокады Острова Свободы. И внутри американского общества продолжает расти и шириться число людей, выступающих против абсурдной политики блокады. За последние годы оно приумножилось, особенно после восстановления дипломатических отношений между обеими странами.

Результаты недавно проведенных опросов в Соединенных Штатах Америки показали, что 73% американцев, 63% кубинцев, постоянно проживающих в Соединенных Штатах Америки и 62% самих республиканцев выступают за отмену блокады. За нормализацию двусторонних отношений высказались 75% опрошенных (три четверти американцев), 69% кубинцев, постоянно проживающих в США и 62% республиканцев.

Весь мир выступает против американской блокады, за полную нормализацию кубино-американских отношений.

 

…В 2015-2016 гг. правительство президента Барака Обамы приняло ряд мер, призванных изменить применение некоторых аспектов блокады. Тогда подавляющее число государств высказались с одобрением этих первых шагов Вашингтона по пути нормализации американо-кубинских отношений. Однако, эти действия, хотя и стали положительным шагом, оказались недостаточными, поскольку препятствия на пути введения этих мер остались неизменными. Равным образом, продолжают действовать ключевые аспекты блокады и возникшие на этой почве многочисленные ограничения, пояснил посол Кубы.

Что касается поездок, 12 категорий американцев, имеющих разрешение на поездку на Кубу, могут посетить ее при наличии генеральной лицензии; была достигнута договоренность о возобновлении регулярных авиарейсов между Кубой и Соединенными Штатами Америки; были разрешены морские перевозки пассажиров, попадающих под 12 категорий, и образовательные поездки «народ – народу» в индивидуальном порядке, которые теперь отменены правительством Дональда Трампа. Однако запрет на свободное посещение Кубы американскими гражданами остается неизменным.

… Посол Кубы привел пример нарушения правительством Трампа кубинского права на здравоохранение и питание. Так, статья 50 Конституции Республики Куба устанавливает, что все ее граждане имеют право на охрану здоровья и медицинскую помощь. С самого начала победы Революции в 1959 году обеспечение всего населения страны бесплатным медицинским обслуживанием стало нерушимым правилом для кубинского правительства, несмотря на отрицательное последствия блокады и других актов агрессии, которым была подвержена Куба на протяжении всех этих лет.

Намерение сломить наш народ голодом и болезнями иллюстрирует тот факт, что сферы здравоохранения и питания Кубы по-прежнему являются мишенью применения блокады со стороны Соединенных Штатов Америки.

Общая сумма причиненных убытков в сфере здравоохранения, например, Кубы в денежном выражении с начала блокады составляет 2 711 600 000 долларов, а за период с апреля 2016 года по июнь 2017-го причиненный ущерб превышает 87 000 000 долларов. Это значит, что объем понесенных убытков возрос на сумму, превышающую 4 миллиона долларов, по сравнению с периодом с апреля 2015 года по апрель 2016 года. Однако в этих расчетах не учитывается действительный вред, причиненный здоровью человека, в том числе психологическому, что, в силу своего характера, не поддается подсчету.

Убытки, понесенные кубинским народом вследствие применения этой политики, обусловлены трудностями, связанными с приобретением на американских рынках лекарств, реактивов, запчастей для диагностического и терапевтического оборудования, медицинского инструментария и других расходных материалов, необходимых для надлежащего функционирования этой сферы. За последний год компания MEDICUBA S.A., занимающаяся импортом и экспортом медицинских товаров, обратилась с запросом на покупку расходных материалов к 18-и американским компаниям. На момент составления данного доклада 14 из вышеуказанных компаний не ответили на запрос, несмотря на неоднократные попытки связаться с ними. Компании, ответившие на запрос, должны обратиться за лицензией в Министерства финансов США, выдача которой в некоторых случаях может задержаться до восьми месяцев.

Несмотря на эти прямые контакты с американскими поставщиками и на ряд научных и образовательных обменов с этой страной, в большинстве случаев необходимые продукты и технологии для сферы здравоохранения приходится приобретать на географически отдаленных рынках, что значительно увеличивает расходы по оплате стоимости товаров, расходы на страхование, на фрахт, на перегрузку, а также расходы, связанные с операциями по погрузке-разгрузке и хранением; а также прибегать к услугам посредников при совершении коммерческих операций.

В числе примеров, свидетельствующих об убытках, понесенных в сфере здравоохранения на протяжении рассматриваемого периода, следует отметить следующие:

«Кубинское государство не имеет возможности обеспечить больницы страны современной техникой и оборудованием, производимым исключительно в Соединенных Штатах Америки, для лечения некоторых патологий. Поэтому, для того чтобы обеспечить всеобщее, бесплатное и качественное медицинское обслуживание всем гражданам страны без каких-либо различий, Кубе пришлось направить группу больных с сопровождающими на лечение в больницы других стран, на что было потрачено 1 066 600 долларов. Если бы не было блокады, эти технологии можно было бы импортировать из Соединенных Штатов Америки, и направлять больных на лечение в эту страну…

Посол привел многочисленные примеры действия политики блокады против Кубы и назвал огромные, миллиардные суммы ущерба от этой преступной политики Соединенных Штатов в самых разных областях - социальной, экономической, и международной среди прочих.  

Как отметил в своем выступлении посол Кубы, экономическая, торговая и финансовая блокада – это не только двусторонняя проблема, существующая между Соединенными Штатами и нашей страной. Блокада сохраняет свой экстерриториальный характер и неукоснительно применяется с полной безнаказанностью в нарушение принципов международного права.

Правительство Соединенных Штатов Америки должно полностью прекратить блокаду Кубы в одностороннем и безоговорочном порядке. Такое действие было бы созвучно требованиям подавляющего большинства стран международного сообщества и мнению огромного количества голосов самых разных кругов Соединенных Штатов Америки, призывающих прекратить эту несправедливую политику.

Эмилио Лосада выразил сердечную благодарность министру иностранных дел РФ Сергею Лаврову, российским парламентариям, правительству России за твердую поддержку Кубы в ее борьбе против американской блокады, за неукоснительное соблюдение международного права   

Куба и ее народ уверены, что может и впредь рассчитывать на поддержку международного сообщества в своем законном требовании положить конец торгово-экономической и финансовой блокаде, установленной правительством США.

И кубинский народ обязательно этого добьется. 

 

СПРАВКА

Какие же законы США препятствуют полной нормализации отношений между Вашингтоном и Гаваной, а лишь делают их все более жестокими, неприемлемыми и осуждаемыми в современном международном сообществе? Вот какой ответ на эти вопросы дает Доклад Кубы на Генеральной Ассамблее в июне 2017 года. На него и ссылается посол Кубы Эмилио Лосада.

«Несмотря на меры, принятые президентом Бараком Обамой в 2015 и 2016 годах с тем, чтобы внести изменения в применение некоторых положений блокады, законы и нормативы, на которых она основывается, продолжают действовать и неукоснительно применяются агентствами правительства Соединенных Штатов Америки, в частности, Министерством финансов, Министерством торговли и, в особенности, Управлением контроля над зарубежными активами (английское сокращение OFAC).

Об этом свидетельствуют следующие действующие законодательные акты и нормативы:

1. Закон о торговле с врагом от 1917 года (англ. сокращение TWEA): В силу его раздела 5 (b) главе правительства предоставляются полномочия, которые дают ему возможность применять экономические санкции в военное время или в течение любого другого периода чрезвычайного положения в стране, и налагается запрет на торговлю с врагом или его союзниками во время вооруженных конфликтов. Закон о международных чрезвычайных экономических полномочиях, принятый в 1977 году, ограничил полномочия Президента на внесение новых санкций, что обосновывалось чрезвычайным положением в стране. Однако вышеупомянутый закон продолжал применяться по отношению к Кубе, хотя Белый дом никогда не объявлял о чрезвычайном положении в стране по отношению к острову. С тех пор последующие американские президенты продлевали применение закона TWEA по отношению к Кубе. На основании этого законодательства, наиболее давнего из законов подобного рода, в 1963 году были приняты нормативы контроля над кубинскими активами (англ. сокращение CACR), в силу которых гражданам Соединенных Штатов Америки или лицам, находящимся в юрисдикции Соединенных Штатов Америки, запрещалось осуществлять финансовые операции с Кубой, были заморожены кубинские активы, наложен запрет на ввоз в Соединенные Штаты Америки товаров кубинского производства, а также были введены другие ограничения. Куба является единственной страной, для которой это законодательство остается действительным. На основании закона TWEA 13 сентября 2016 года президент Обама продлил санкции против Кубы еще на один год.

2. Закон о внешней помощи (1961 год): Посредством этого закона президент Соединенных Штатов Америки уполномочивается устанавливать и поддерживать полное «эмбарго» на торговлю с Кубой. Он также запрещает оказание какой-либо помощи правительству Кубы. Закон устанавливает, что фонды правительства Соединенных Штатов Америки, которые предназначены для международной помощи и вручаются международным организациям, не могут использоваться в программах, связанных с Кубой. Закон запрещает предоставлять Кубе какую бы то ни было помощь, им предусмотренную, или любые льготы, предусматриваемые другим законом. Запрет будет действовать до тех пор, пока Президент не решит, что Куба осуществила действия для того, чтобы возвратить американским гражданам и организациям не менее 50 процентов стоимости имущества, национализированного кубинским правительством после победы Революции, или компенсировать его в законном порядке.

3. Президентский указ 3447: Президент Джон Ф. Кеннеди 3 февраля 1962 года объявил о полном «эмбарго» на торговлю между Соединенными Штатами Америки и Кубой во исполнение раздела 620 (а) Закона о внешней помощи…

4. Нормативы контроля над кубинскими активами Министерства финансов (1963 г.): Предусматривают замораживание всех кубинских активов в Соединенных Штатах Америки; запрет на любые финансовые и торговые операции, если только на их реализацию не выдана лицензия; запрет на ввоз кубинских товаров в Соединенные Штаты Америки; запрет на осуществление операций с Кубой с использованием долларов США любым физическим или юридическим лицом из Соединенных Штатов Америки или третьих стран и т.д.

5. Закон об управлении экспортом (1979 г.): В его разделе 2401 (b) (1) «Контроль национальной безопасности», «Политика в отношении определенных государств», учреждается Список контроля над торговлей, в который на усмотрение Президента Соединенных Штатов Америки включено определенное количество стран, по отношению к которым может быть установлен специальный контроль над экспортом по соображениям национальной безопасности. Куба числится в этом списке.

6. Нормативы управления экспортом (англ. аббревиатура EAR, 1979 год): устанавливают основы общего контроля над товарами и операциями, находящимися под контролем EAR в соответствии с санкциями, установленными правительством Соединенных Штатов Америки. Также устанавливают общую политику отказа от экспорта и реэкспорта товаров на Кубу.

7. Закон в целях кубинской демократии или закон Торричелли (1992 год): запрещает дочерним американским компаниям, находящимся в третьих странах, торговать с Кубой или с кубинскими гражданами и заход на американскую территорию в течение 180 дней судов третьих стран, зашедших в порты Кубы, за исключением тех, которые имеют на это разрешение министра финансов.

8. Закон в целях демократической солидарности и свободы Кубы или закон Хелмса-Бертона (1996 год): Посредством этого закона были упорядочены распоряжения блокады, расширена ее экстерриториальность посредством введения санкций в отношении руководства иностранных фирм, осуществляющих операции с национализированным американским имуществом на Кубе, и угроз возбуждения исков в судах Соединенных Штатов Америки (данная мера не применялась). Равным образом были ограничены полномочия президента относительно отмены блокады, Однако в тексте законодательства значится, что Президент сохраняет свои прерогативы совершать операции с Кубой посредством предоставления лицензий.

9. Раздел 211 Закона о дополнительных и чрезвычайных ассигнованиях на 1999-й финансовый год: Запрещает признание американскими судами прав кубинских компаний на товарные знаки, имеющие отношение к национализированному имуществу.

10. Закон о реформе торговых санкций и расширении экспорта (2000 год): легализировал экспорт сельскохозяйственных продуктов на Кубу при условии, что их оплата будет производиться авансом наличными деньгами без финансирования со стороны Соединенных Штатов Америки. Запретил американцам совершать туристические поездки на Кубу, включив в термин «туризм» любую деятельность, предусматривающую поездки на Кубу, с Кубы и в пределах ее территории, не авторизированную разделом 515.560 главы 31 Свода федеральных правил, то есть в момент опубликования этого законодательства были установлены 12 категорий поездок по разрешению».

Кроме этих законов, которые не прекратили свое действие, президент Дональд Трамп ввел новые антикубинские меры.

Президент Соединенных Штатов Америки Дональд Трамп 16 июня 2016 года объявил о своей новой политике в отношении Кубы, в том числе о новых мерах по ужесточению блокады нашей страны.

Ниже перечисляются меры, изложенные в директиве, подписанной в тот же день Трампом под названием «Президентский меморандум по национальной безопасности об усилении политики Соединенных Штатов в отношении Кубы»:

1. Запрет на экономические, торговые и финансовые трансакции между американскими компаниями и кубинскими предприятиями, связанными с Революционными Вооруженными Силами и Министерством внутренних дел.

2. Отмена образовательных поездок «народ – народу» в индивидуальном порядке.

3. Неукоснительное соблюдение запрета на поездки в Республику Куба, которые не включены в 12 категорий, разрешенных законом США, куда не входят туристические поездки, в режиме усиленного контроля.

4. Противодействие Соединенных Штатов Америки действиям, которые продвигают отмену блокады в Организации Объединенных Наций и на других международных форумах.

5. Расширение списка правительственных должностных лиц и граждан Кубы, которые не смогут получать визы, денежные переводы или участвовать в трансакциях с компаниями Соединенных Штатов Америки.

6. Отмена политической директивы «Нормализация отношений между Соединенными Штатами Америки и Кубой», принятой президентом Обамой 14 октября 2016 года.

Эти новые исполнительные распоряжения перечеркивают меры, принятые правительством Обамы, который впервые с момента установления блокады Кубы признал, что эта политика провалилась, устарела и подлежит отмене, а также призвал Конгресс Соединенных Штатов Америки положить ей конец.

Как считают в Гаване, «Ужесточение санкционного режима со стороны США по отношению к Кубе является откатом в отношениях между двумя странами и создает дополнительные препятствия для и без того весьма ограниченных экономических и торговых связей между обеими странами. Меры, утвержденные президентом Трампом, грозят не только уменьшением числа поездок американских граждан на Кубу, но и новыми запретами, которые отрицательно отразятся на интересах предпринимательского сектора самих Соединенных Штатов».

Ключевые слова: Куба Куба-США Посол Эмилио Лосада

Версия для печати