Размышления мексиканца о культурном достоянии человечества

10:18 19.10.2017 Александр Моисеев, обозреватель журнала «Международная жизнь»


Выдающийся мексиканский юрист-искусствовед Хорхе Санчес Кордеро посетил Россию и прочитал в Москве две лекции на тему своей книги, которая готовилась к печати в российском издательстве «Юстиция». И вот эта книга в переводе с испанского языка на русский вышла в свет («Искусство, культура и всемирное достояние. Размышления мексиканца / Х.С.Кордеро.  – Москва : ЮСТИЦИЯ. 2017. – 226 с.).

Однако еще до публикации своих эссе Хорхе Санчес Кордеро в интервью обозревателю журнала «Международная жизнь» рассказал о ключевых моментах истории Мексики, когда особенно актуальны были рассуждения о важности культуры, ее сохранении и защите. Он также разъяснил этапы развития мексиканского законодательства в данной области.

Хорхе Санчес Кордеро – юрист, дипломированный по праву в Национальном автономном университете Мексики и доктор юридических наук Факультета права, экономики и общественных наук Парижского университета. Его научный профиль включает вице-председательство в Международной академии сравнительного права, членство в Правлении Международной ассоциации юридических наук (ЮНЕСКО) и звание почетного академика Королевской академии законодательства и юриспруденции, среди прочих званий. На данный момент, Санчес Кордеро считается одним из лучших специалистов в Мексике по праву и культуре.

В книге «Искусство, культура и всемирное достояние. Размышления мексиканца» Санчес Кордеро охватывает противоречивые проблемы современной Мексики в контексте политики и культуры. Его 35 эссе о культуре и праве включают различные темы, такие как международный культурный порядок, достижения и трудности взаимодействия культуры и права и фальсификация искусства, среди прочих. В своих эссе автор изучает современные темы этой правовой сферы, но также охватывает и имеющие отношение к теме эпизоды из истории ХХ века.

Сборник очерков состоит из введения, обзора вклада Хорхе Санчеса Кордеро и двух больших разделов, состоящих из статей и очерков автора на самые разные темы, связанные с мексиканской и мировой культурой. В книге поставлены вопросы философского и правового толка. Как сочетать созданное человечеством прошлое с настоящим, когда само человечество стремится разрушить его? Как связать любовь к искусству и культуре с фанатизмом и ненавистью к их проявлениям? Или – как разобраться в скрытых и видимых узах, соединяющих культуру с политикой? Вот те вопросы, на которые в своих размышлениях дает ответы Хорхе Санчес Кордеро. И в целом в произведениях мексиканского юриста и писателя – блестящий анализ мира культуры и ее положения в социуме. Так оценивают автора критики. Из тридцати пяти эссе 17 посвящены Мексике, защите мексиканского культурного наследия. В этих текстах сеньор Кордеро призывает к восстановлению суверенитета, отстаивает возврат к национальной самобытности, беспощадно критикует проекты и ущерб, постоянно причиняемый общим правам в области культуры.

Предваряя эссе автора, мексиканский ученый-языковед Диего Валадес отмечает: Мексиканская культура – замечательный источник научных интересов Хорхе Санчеса Кордеро. Автор книги – опытный и известный на международном уровне юрист, произведения которого – плод его признания как целеустремленного исследователя, свидетельствующий о фундаментальной образованности в литературной и культурологической сферах, а также исключительный международный опыт. Кроме того, будучи юристом, он берется за вопросы о статусе культуры в сфере Конституции и прав человека…

Хорхе Санчеса Кордеро с болью пишет о варварстве по отношению к культурному наследию в различных странах на разных континентах. Он подробно описывает законы, которые призваны защищать культурные ценности, и рассказывает о грубом нарушении этих международных и национальных законов и конвенций. Много места этим примерам варварства автор уделяет в главе «Диффузное насилие», в которой говорит и о беззащитности культуры. С особой грустью рассказывает он и разрушениях и зверствах со стороны радикальных исламистов в отношении культурного наследия в Сирии. Кроме того, отмечает автор, вследствие сирийского конфликта образовалась сложная сеть контрабандистов и торговцев предметами искусства, которые беззастенчиво разрушают одну из важнейших частей культурного наследия человечества. То же происходило и во времена конфликта в Ираке. Тогда Амман, столица Иордании, превратилась в крупный центр торговли предметами искусства, которые незаконно вывозились из Сирии.   

Господин Санчес Кордеро приводит подробные примеры преступлений против национальной культуры стран Ближнего Востока, отмечая при этом, что в исламе застарелая ненависть пожирает сама себя. От борьбы между мятежными группировками сунниты и шииты перешли к братоубийству, что гальванизировало движение иконоборчества, распространившееся по Сирии и Ираку. Далее автор перечисляет тот ущерб культуре, который нанесла война в Сирии.

Сеньор Санчес Кордеро пишет о «культурных трофеях» войны, о взаимоотношениях власти и искусства, о надругательстве властей над искусством. Он размышляет о неустойчивости международного порядка в сфере культуры и об откликах этой неустойчивости в Мексике. Не преминул автор упомянуть и о сложностях отношений своей страны с Соединенными Штатами в сфере законодательства по защите предметов искусства.

Немало строк посвящает Санчес Кордеро развитию и защите музееведения, сбережению самобытности в Мексике и других странах Латинской Америки. Особый интерес представляют для читателей статьи автора о свободе чтения, путь к которому в Мексике, по его словам, был долгим и неопределенным. История свидетельствует о разнообразных способах, которые применялись с целью ограничения: от самых жестоких, таких как сожжение книг, до более изощренных, таких как цензура в ее разнообразных проявлениях. Очерчивание контура свободы чтения всегда вызывало широкую полемику, утверждает Санчес Кордеро, а ее ограничение является константой во времени. И автор приводит примеры из истории. Сам Платон («Республика») высказывал свои опасения по поводу того, указывает мексиканский юрист, чтобы подростки читали Гомера и Гесиода, из-за описания этими авторами распущенного поведения греческих богов. В своих «Опытах» Мишель Эйкем де Монтень жаловался на книги, которые читали для развлечения дети…

Размышляя о свободе чтения и запретах, мексиканский юрист и мыслитель делает вывод: «Цензура – это смертная казнь для свободы мысли». В Мексике, по словам автора книги, с принятием поправки к Конституции свобода чтения стала нормой, тогда как цензура – исключением. Свобода чтения перестала быть одной из превратностей судьбы. Этот анализ, отмечает Санчес Кордеро, не может пройти мимо того факта, что цензура связана с господствующим классом, который заботится об осуществлении своей политической или социальной власти, с тем чтобы контролировать образ мышления коллектива и отдельных индивидов с целью распространения собственных убеждений либо искоренения тех, что противоречат их интересам. Это делается для защиты власти, которая решительно противится обществу, свободному без ограничений. И перефразируя Иосифа Бродского, чиновники от культуры должны были бы признать, что самое тяжкое преступление против культуры – это пренебрежение книгами, отсутствие чтения. И за преступление это человек расплачивается всей своей жизнью. Если же преступление это совершает нация – она платит собственной историей, завершает свою мысль Санчес Кордеро.

Книга представляет особый интерес для специалистов по правовой защите исторических памятников, объектов национального и всеобщего достояния человечества, для всех, кого интересует тема сохранности культурного наследия. 

Ключевые слова: Мексика Хорхе Санчес Кордеро

Версия для печати