Русское подворье святителя Николая в Бари. Архитектор А.В.Щусев
В Москве в музее Архитектуры на Воздвиженке открыта выставка «Итальянские постройки Алексея Щусева». Впервые посетителям представлены подлинные эскизы знаменитого зодчего из частных коллекций, прежде всего - родственников архитектора, а также из запасников музея.
Экспозиция, посвящённая итальянскому зодчеству русского архитектора Алексея Викторовича Щусева, чьё творчество развивалось в основном в советскую эпоху, удивительным образом вписана в интерьеры низких белокаменных сводов музея. Кураторы выставки Марианна Евстратова и Сергей Колузаков подготовили к показу более 120 экспонатов, о которых готовы рассказывать подробно и обстоятельно каждому, желающему знать. Щусевские постройки в Италии, о которых идёт речь, - это православное подворье Святого Николая Чудотворца в Бари, Русский выставочный павильон в Венеции и неосуществлённый проект храма Христа Спасителя в Сан-Ремо. Неосуществленный лишь потому, что «выправить» проект Щусева взялся архитектор Пьетро Агости, значительно изменив саму концепцию русского зодчего. Отметим, что архитектурный ансамбль в Бари был возведён по инициативе и силами Императорского Православного Палестинского общества, вторым Председателем которого была Великая Княгиня Елизавета Федоровна. Выстроенный для паломников из России, этот комплекс после революции поддерживался на взносы русских эмигрантов, а когда их становилось всё меньше, то они нашли способ сохранить эту святыню для своей родины, договорившись с мэрией Бари о безвозмездной передачи её в собственность города до определённого времени. Как известно, в 2008 году ключи от подворья были торжественно переданы Президенту России.
Эскиз А.В.Щусева и фотография (внизу) готового архитектурного ансамбля в Бари.
На открытии выставки «Итальянские постройки…» директор музея архитектуры им. А.В.Щусева Елизавета Лихачева приветствовала гостей, подчеркнув, что Алексей Викторович Щусев был «одним из самых значительных архитекторов XX века, потрясающим художником и абсолютно искренним патриотом своей страны». Эти замечательные слова сказаны о человеке, который был в авангарде архитектурного генплана Москвы 1920-х гг. и создавал неповторимые по теплоте и выразительности храмы, реставрировал образцы древнерусского зодчества.
Алексей Викторович Щусев (1873 -1949 гг.)
На вернисаж в Музей архитектуры пришли члены Императорского Православного Палестинского общества во главе с Председателем Сергеем Степашиным, представители Министерства культуры РФ, представители посольства Италии в России и Апостольского нунция в Москве, прибыл из Италии настоятель подворья святителя Николая в Бари протоиерей Андрей Бойцов, проявили интерес к выставке представители общественных организаций, в том числе и международных.
Председатель ИППО Сергей Степашин поблагодарил сотрудников музея за первую такую выставку набросков и проектов А.Щусева: «Сегодня то, о чём мечтал Щусев, не только сохранилось, но и приумножается, в первую очередь в Бари». С.Степашин высоко оценил значение выставки: «Сегодняшний день – это праздник в нашей культуре, праздник в истории, праздник нашей веры и праздник, посвящённый великому русскому архитектору Алексею Щусеву». Представитель Апостольского нунция в Москве поблагодарил всех, кто пришел на выставку.
Как отметила в беседе с обозревателем журнала «Международная жизнь» куратор выставки Марианна Васильевна Евстратова, особенность её в том, что впервые открыты для посетителей чертежи, выполненные самим архитектором. Кроме того, некоторые из них наиболее ценны, хотя каждый из набросков уникален. Сохранились автографы Щусева на собственных эскизах, даты, что важно для исследователей, графит, уголь, цветной карандаш.
Шаблон подзора карниза гостиницы подворья в Бари, 1915 год. Справа подпись: «Вариант №2. Полагаю послать Субботину эту. А(лексей) Щусев».
Марианна Васильевна выделяет среди экспонатов два завершённых чертежа: «Вот эти два эскиза были изготовлены специально для представления императору Николаю II. И Царь утвердил рабочий проект, по которому затем было выстроено подворье святителя Николая в Бари».
Два эскиза подворья в Бари, утверждённые императором Николаем II.
Шаблон креста над звонницей в Бари в натуральную величину.
Центральным экспонатом выставки является эскиз креста, венчающего купол звонницы рядом с главным собором святителя Николая в Бари. Эскиз выполнен на составных частях пергамента углем. Фотография сделана за несколько минут до того, как на специальные деревянные кубики-подставки организаторы экспозиции положат стекло, защищающее подлинник. По словам куратора выставки, Алексей Щусев, работая над эскизами подворья в Бари, разработал всё досконально, вплоть до мельчайших рисунков на дверных ручках, на внутреннем убранстве интерьеров, обозначил необходимые параметры изображений.
Эскизы ручек на двери.
На вопрос, как часто архитектор присутствовал при строительстве православного комплекса, Марианна Васильевна отметила: «Он параллельно строил Русский павильон в Венеции, и всё время ездил на авторский надзор в Бари».
Венецианский павильон строился для участия России в ежегодных международных выставках современного искусства. Они проходили с 1895 года в садах Джардини по инициативе мэра Венеции Риккардо Сельватико. А, начиная с 1907 года, Венеция дала согласие на строительство павильонов другим государствам, в числе которых была и Российская империя. В 1913-1914 годах возводилось это нарядное красивое и многофункциональное здание, которое было доверено проектировать Алексею Щусеву.
Эскизный проект Русского павильона в Венеции, 1913 год. Картон, угольный карандаш, акварель, гуашь, бронзовая краска.
В экспозиции представлен шаблон ворот главного входа в Русский павильон, который был выполнен из дерева в технике сквозной резьбы.
Шаблон ворот главного входа в Русский павильон. Бумага, графитный карандаш, уголь, акварель, белила, бронзовая краска. Собрание Андрея Дзамашвили, Москва.
На открытие павильона в Венеции А.В.Щусев сделал эскиз так называемого балдахина – палатки для проведения молебна на начало благого дела. Палатка была выдержана в том же стиле, что и павильон - с ярко выраженными особенностями национального архитектурного колорита.
Палатка на открытие Русского павильона в садах Джардини в Венеции.
Марианна Васильевна обратила также внимание на три эскиза, которые А.Щусев сделал для строительства храма Христа Спасителя в Сан-Ремо.
Чертёжи храма Христа Спасителя в Сан-Ремо, Италия. Автор А.В.Щусев
Но впоследствии итальянский архитектор Пьетро Агости переработал его эскизы до неузнаваемости и по ним был возведён этот храм.
Эскиз того же храма, переработанный Пьетро Агости.
«Щусев, конечно, отличается тем, что он очень живописный архитектор, - говорит Марианна Евстратова. - Он всегда вдохновлялся старой архитектурой, особенно нарышкинским барокко, новгородско-псковской архитектурой, и многие его объекты похожи именно на знаменитые образцы древнерусского зодчества».
Куратор выставки «Итальянские постройки Алексея Щусева» Марианна Васильевна Евстратова.
В общей сложности Алексей Щусев построил около 30 храмов в России и за рубежом, но любимым его «детищем» была Марфо-Мариинская обитель на Ордынке в Москве – превосходный памятник мирового уровня. Над этим сооружением Алексей Щусев работал вместе с художником Михаилом Нестеровым, помогал которому ставший знаменитым Павел Корин.
Почему же именно Алексей Щусев был выбран среди других архитекторов автором итальянских построек? Объяснений тому множество. В дворянской семье, где он родился, детям давали прекрасное образование. В Высшем художественном училище Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге его учителем был Леонтий Николаевич Бенуа из потомственных архитекторов. За дипломный проект «Барская усадьба» выпускник Академии Алексей Щусев был удостоен Большой Золотой медали и правом на заграничную командировку. По окончании Императорской Академии художеств А.Щусев работал над реставрацией храма XII века Святого Василия в Овруче. За свою выполненную в высшей степени профессионально, ювелирную работу Алексей Викторович получил звание академика в 1910 году. А до этого по проекту А.Щусева был возведён храм Спаса Милостивого в Натальевке, который называют жемчужиной Харьковщины и русского зодчества. Была ещё часовенка Святой Анастасии во Пскове, храм Сергия Радонежского на Куликовом поле, поэтому становится понятно, чем был вдохновлен знаменитый к тому времени архитектор Алексей Щусев, оставив в городах Италии светлую память о русском зодчестве и о России.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs