Ассоциация стран Юго-Восточной Азии в условиях глобальных изменений

19:53 08.08.2017 Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»


Фото: poasii.ru.

8 августа исполнилось полвека с тех пор, как была подписана Декларация АСЕАН, заложившая основу многостороннего сотрудничества стран Юго-Восточной Азии. В 1967 году в состав организации вошли 5 стран: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины. Позже к ним присоединились Бруней-Даруссалам (1984), Вьетнам (1995), Лаос, Мьянма (обе в 1997), Камбоджа (1999). Папуа - Новая Гвинея и Восточный Тимор получили статус специального наблюдателя. Россию и АСЕАН более 20 лет связывает особый формат сотрудничества – диалоговое партнерство.

В контексте памятного юбилея проходит  визит министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Азиатско-Тихоокеанский регион.  Глава российского внешнеполитического ведомства посетил столицу Филиппин Манилу, где принял участие в министерском совещании Россия-АСЕАН, седьмой встрече министров иностранных дел стран-участниц АСЕАН, Восточноазиатском саммите и 24-й  региональном  форуме АСЕАН по безопасности.   Из Филиппин  С.Лавров отправится в Индонезию, а затем  в Таиланд.

Итогам развития и становления   АСЕАН был посвящен круглый стол в МИА «Россия сегодня». В нем приняли участие известные российские специалисты по странам Азиатско-Тихоокеанского региона, а также представители СМИ. 

Директор Центра АСЕАН при МГИМО (У) МИД России Виктор Сумский считает, что главным результатом, с которым Ассоциация подошла  к своему полувековому юбилею – это укрепление структур национальной государственности.  Избранный формат равноправного взаимодействия стал стимулом для социально-экономической модернизации в регионе. Благодаря АСЕАН сформировалась особая стилистика дипломатии, предполагающая уход от методов агрессивного диктата и навязывания собственной позиции. В этом смысле Ассоциация представляет собой прямую противоположность тем методам, которые в последние годы утверждаются в международных отношениях. Благодаря этому АСЕАН сумела укрепить свой высокий моральный авторитет в регионе.

«Стилистика дипломатии АСЕАН предполагает уход от методов агрессивного диктата в области внешней политики» (Виктор Сумский)

Благодаря  формату диалогового партнерства с АСЕАН Россия стала равноправным участником строительства системы безопасности в Юго-Восточной Азии. Важнейшими переговорными площадками, на которых осуществляется подобное взаимодействие, стали региональный форум АСЕАН, Восточноазиатский саммит,  совещание министров иностранных дел АСЕАН.  

По словам руководителя Центра изучения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании Института востоковедения РАН Дмитрия Мосякова, изначально формирование подобного союза было инициативой Вашингтона, который был заинтересован в координации усилий в регионе на антикоммунистической основе.  Непосредственной предшественницей нынешнего альянса была  основанная в 1961 году Ассоциация стран Юго-Восточной Азии – ASA, в состав которой вошли Филиппины, Малайзия и Таиланд. Первоначальные попытки включить в ее состав Индонезию не увенчались успехом, однако в 1965 году, после переворота генерала Сухарто в Джакарте, ситуация изменилась. В условиях начавшейся Второй Индокитайской войны Соединенным Штатам  нужен был надежный  тыл в Азии.  

Однако немалую роль  в основании АСЕАН сыграли не только замыслы Соединенных Штатов, но и объективные задачи экономического и социального развития региона. После ухода США из Вьетнама объединению предсказывали распад. Тем не менее, этого не произошло. Первый саммит АСЕАН состоялся только в 1976 году. Благодаря гибкой и мобильной политике, грамотному выстраиванию баланса сил альянс стал саморазвивающимся проектом, становление которого происходило в условиях преодоления региональных противоречий и выстраивания атмосферы взаимного доверия. В Юго-Восточной Азии воцарился мир. После распада биполярной политической системы расширение АСЕАН происходило по «мягкому» сценарию: страны региона, придерживавшиеся прежде просоветской ориентации (Вьетнам, Лаос, Камбоджа), получили  возможность для вступления в альянс безо всяких дополнительных политических условий. Такой подход резко контрастировал с событиями, происходившими в эти годы в Центральной и Восточной Европе.

Страны АСЕАН выдвинули инициативу по созданию безъядерной зоны в Юго-Восточной Азии. 15 декабря 1995 года был подписан Бангкокский договор, к которому присоединилось 10 стран: Бруней-Даруссалам, Камбоджа, Индонезия, Лаос, Малайзия, Мьянма, Филиппины, Сингапур, Таиланд и Вьетнам. Правда, пока ни одна из стран, вошедших в состав «ядерного клуба», не подписала этот  документ. 

Руководитель Центра изучения современных проблем Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона Института стран Азии и Африки МГУ им.М.В. Ломоносова Оксана Новакова отметила, что в условиях противостояния СССР и США на мировой арене АСЕАН скорее тяготел к принципу равноудаленности от обеих сверхдержав. Отчасти можно сказать, что внешнеполитические подходы альянса стали творческим развитием принципов мирного сосуществования, выработанных на Бандунгской конференции 1955 года. Взаимодействие стран Юго-Восточной Азии служит своего рода балансом в отношениях с Пекином, претендующим на лидерство в регионе и мире. Разумеется, после распада биполярной системы структура объединения утратила однотипность и стала значительно более «рыхлой». Свою роль в этом сыграло и принятие в ряды Ассоциации такой специфической страны, как Мьянма, находящейся с 1988 года под военным управлением.  

О.Новакова  положительно оценила визит министра иностранных дел России С.Лаврова в страны АТР, особо отметив посещение таких стран, как Таиланд – первую страну в регионе, с которой  еще Российской империей были установлены дипломатические отношения, а также Филиппины, долгое время находившиеся на периферии российской внешней политики.  

Заведующий сектором социально-экономических проблем ИМЭМО им. Е.М.Примакова  Александр Рогожин рассказал о том, как повлиял на ситуацию в Юго-Восточной Азии отказ в США от масштабного проекта Транстихоокеанского партнерства (TTP). По словам эксперта, гигантский рынок США по-прежнему вызывает значительный интерес у стран региона. В то же время интерес к инициативе Вашингтона проявили, в первую очередь, четыре страны: Бруней, Сингапур, Вьетнам и Малайзия. В Индонезии, претендующей на роль регионального лидера,  TTP лоббировало Министерство промышленности и торговли, а президент страны Джоко Видодо неоднократно заявлял о желательности присоединения Джакарты к этому преференциальному соглашению. Остальные заняли скорее выжидательную позицию.

Теперь, когда президент США Дональд Трамп подписал соглашение о начале процедуры выхода из TTP, его место занял новый проект – Региональное комплексное экономическое партнерство (РКЭП), в котором Соединенные Штаты не представлены, но  есть важнейшие страны Азиатско-Тихоокеанского региона – Китай, Япония и Южная Корея. В то же время отношения с Вашингтоном по-прежнему рассматриваются странами АСЕАН как важнейшее направление дипломатии, связанное с созданием противовеса претензиям Пекина на лидерство в регионе.  По мнению А.Рогожина, Россия должна внимательно следить за развитием РКЭП, а в перспективе не исключать для себя возможности присоединения к нему. Наиболее перспективными отраслями сотрудничества со странами АСЕАН остается военно-техническое сотрудничество, энергетика, нефтяная и газовая промышленность.

«Диалоговое партнерство России и АСЕАН имеет важное геополитическое измерение и тесно связано с формированием общей евроазиатской континентальной системы безопасности» (Евгений Канаев)

Заведующий Центром комплексных европейских и международных исследований Факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Евгений Канаев коснулся в своем выступлении геоэкономических аспектов сотрудничества России и АСЕАН. В настоящее время Азиатско-Тихоокеанский регион является локомотивом мировой экономики, а местные политики и предприниматели понимают, что привлечение инвестиций будет наиболее успешным, если итогом станет выход на масштабное геоэкономическое пространство, которым для них являются Россия и страны ЕАЭС. Для России сотрудничество со странами АТР – это возможность диверсификации экономики, а также изучения истории успеха стран-лидеров региона. Кроме того, отношения России и стран Юго-Восточной Азии – это важный стимул для развития общей континентальной безопасности, уже включающей участников  Шанхайской организации сотрудничества  и Евразийского экономического союза.   

По словам главного научного сотрудника сектора общих проблем и методологических исследований ИМЭМО им. Е.М.Примакова Натальи Рогожиной,  в последние годы проблема борьбы с терроризмом выходит для стран АСЕАН на первый план.  Среди других приоритетных вопросов важнейших вопросов –  взаимоотношения с КНДР и территориальные споры в Южно-Китайском море.

В конце мая 2017 года исламистские  вооруженные  группировки Мауте и Абу-Сайяф  напали на город Марави провинции Южный Ланао (остров Минданао,  Филиппины). Чрезвычайные события заставили президента Филиппин Родриго Дутерте прервать свой визит в Россию.

События на Минданао  подтвердили правоту ряда экспертов, утверждавших, что по мере того, как «Исламское государство» будет терпеть поражение на Ближнем Востоке, тем больше его сторонники будут проявлять активность в Юго-Восточной Азии. Победить подобного противника можно лишь на основе всеобщей солидарности и сотрудничества. Это хорошо понимают и в России и предпринимают необходимые шаги. В январе 2017 года состоялся четырехдневный визит командования Тихоокеанским флотом в Манилу. Президент  Филиппин Родриго Дутерте посетил противолодочный корабль российского военно-морского флота «Адмирал Трибуц» и провел беседу с заместителем командующего Тихоокеанским флотом контр-адмиралом Эдуардом Михайловым  и Послом России на Филиппинах Игорем Ховаевым. Со своей стороны, российские представители подчеркнули, что Москва готова по первой же просьбе Манилы поделиться собственным опытом в обеспечении обороны и безопасности страны.  

Большое значение имела и достигнутая договоренность между Россией и Индонезией    о разработке  общей разведывательной базы данных. В то же время региональной организации по борьбе с терроризмом в АСЕАН   до сих пор нет. Кроме блокировки веб-версии мессенджера  Telegram, на которую пошло правительство Индонезии, и договоренности между Москвой и Джакартой о разработке единой разведывательной базы данных,   каких-либо усилий в данном направлении практически незаметно.

Координационные усилия, предпринимаемые странами АСЕАН, сталкиваются с изменениями на глобальном уровне. По словам Виктора Сумского, в  первые годы после распада биполярной системы считалось, что процесс глобализации и стирания идеологических границ будет способствовать объединению народов и стран. Однако со временем выяснилось, что неолиберальная глобализация бьет рикошетом  по странам, которые ее продвигают. Свои сложности остаются и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. «Все начинают ссориться со всеми, - заметил эксперт. – Например, острые противоречия сохраняются в подсистеме Большого Меконга, страны  которой не могут договориться о рациональной эксплуатации водных ресурсов. Определенный кризис переживает и формат  Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Попытки преодоления разногласий не дают должного результата».

«АСЕАН сталкивается с масштабными изменениями на глобальном уровне и ростом противоречий внутри региона, в том числе в подсистеме Большого Меконга» (Виктор Сумский)

По словам эксперта, прежние, прозрачные и интуитивно понятные  нормы взаимодействия  перестают работать, сменяясь попытками диктата и игры без правил. Потенциально это угрожает устойчивости сложившихся в регионе  объединений.  В этих условиях у них вызывает интерес Россия, полностью отказавшаяся от позиции «ведомого» во внешней политике, постоянно оглядывающегося на Европейский союз и США.    Предлагаемая Москвой альтернатива  равноправного  и многополюсного взаимодействия  воспринимается многими странами АТР в целом благожелательно, как мера, способствующая дальнейшему развитию и политической стабильности стран региона. Однако Москве предстоит многое сделать для  должного информационного обеспечения своей  внешней политики в регионе, которая пока  довольно  слабо отражена в российских и зарубежных СМИ.

Ключевые слова: Россия АСЕАН российско-филиппинские отношения российско-таиландские отношения ЕАЭС ШОС АТЭС Центр АСЕАН при МГИМО (У) МИД России Виктор Сумский Институт востоковедения РАН Дмитрий Мосяков ИМЭМО им. Е.М.Примакова Александр Рогожин Наталья Рогожина МГУ им.М.В.Ломоносова Оксана Новакова Высшая школа экономики Евгений Канаев

Версия для печати