ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Нефтяной рынок: ключевые факторы риска

13:21 27.06.2017 • Пётр Искендеров, старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук

Несмотря на достигнутое 25 мая в Вене на встрече ОПЕК соглашение продлить действие ограничений на добычу нефти до конца марта 2018 года, на мировом нефтяном рынке усиливается неопределенность, вызванная противоборством разнонаправленных факторов. К числу наиболее значимых из них относятся рост добычи нефти в США и других государствах, не входящих в картель, и возрастание напряженности в регионе Персидского залива в контексте конфликта между Саудовской Аравией и ее союзниками, с одной стороны, и Катаром, Турцией и Ираном, с другой. Подобная ситуация не только повышает риск новых «ценовых войн», но и одновременно создает предпосылки для более активной деятельности государств, не принадлежащих ни к ОПЕК, ни к какой-либо из враждующих сторон в регионе Залива,  и в том числе для России.

На встрече в австрийской столице 24 страны, контролирующие 60 % нефтедобычи (так называемый формат ОПЕК+), договорились, что продолжат до конца марта будущего года поддерживать уровень добычи на 1,8 млн. баррелей в день ниже, чем в 2016 году. В ходе дискуссий рассматривался также вариант продления соглашения на один год. Однако,  против выступила Саудовская Аравия, не желающая брать на себя далеко идущие обязательства с учетом нынешней неопределенной ситуации. Как заявил саудовский министр энергетики Халид аль-Фалих, «соглашение работает», и уже в третьем квартале текущего года мировые запасы нефти начнут сокращаться ускоренными темпами и в первом квартале 2018 года снизятся до среднего значения за последние пять лет – что и является целевым ориентиром для ОПЕК. Саудовский министр признал, что сланцевые добытчики в США активно вернутся на рынок, но тот, по его словам,  сможет поглотить,  в том числе и предложенные ими дополнительные объемы добычи. Девятимесячное соглашение «сделает свое дело», убежден  Халид аль-Фалих.

Аналогичного мнения придерживаются и в Объединенных Арабских Эмиратах (главном союзнике Саудовской Аравии в регионе Персидского залива). Министр энергетики ОАЭ Сухейль аль-Мазруи заявил, что ожидает увеличения спроса на нефть в третьем квартале текущего года. По его словам, не стоит ждать мгновенного эффекта от снижения добычи картелем, и для ребалансировки рынка потребуется больше времени. (vedomosti.ru)

Позиция Саудовской Аравии в пользу «умеренного» продления сроков действия соглашения ОПЕК+ определяется прежде всего экономическими расчетами. На 2018 год намечено первое публичное размещение акций (IPO) крупнейшей нефтяной компании Saudi Aramco, и до этого времени Эр-Рияд заинтересован в сохранении нынешних мировых цен на нефть.

Однако не все будет зависеть от Саудовской Аравии и даже от ОПЕК. Продление соглашения ни к чему не обязывает целый ряд государств за пределами картеля, а возможное повышение мировых цен на нефть позволит им наращивать собственную добычу. Это относится в первую очередь к США, Канаде, Бразилии и Норвегии. «При цене выше 60 долларов инвестиции вырастут практически во всех районах сланцевой добычи в США, и она увеличится в 2018 году на 950 000 баррелей в день», прогнозирует аналитик компании Wood Mackenzie Анна-Луиза Хиттль. (vedomosti.ru)

Данные за май свидетельствуют о том, что прогнозы по поводу наращивания добычи нефти рядом ключевых игроков начинают сбываться, причем это касается как государств, входящих в ОПЕК, так и независимых производителей. Как отмечается в отчете ОПЕК, добыча нефти странами картеля в мае выросла до рекордного с начала года уровня в 32,08 млн. баррелей в сутки. (vedomosti.ru)

Это произошло впервые с октября 2016 года, причем независимые источники свидетельствуют о еще более значительном росте. В частности, агентство S&P Global Platts в своем исследовании указывает, что добыча нефти странами картеля выросла в мае на 270 000 баррелей в сутки по сравнению с апрелем – то есть до 32,12 млн. (vedomosti.ru)

Подобный рост произошел за счет значительного увеличения добычи в Ливии и Нигерии, на которые не распространяется соглашение об ограничении добычи нефти в силу конкретных внутриполитических условий в обоих государствах (гражданская война в Ливии и активизация исламистских боевиков в Нигерии). В начале июня представители государственной нефтедобывающей компании Ливии National Oil Co. (NOC) заявили, что добыча в стране уже в самое ближайшее время достигнет 900 000 баррелей в сутки  по сравнению с нынешними 800 000 баррелей.

«Добыча нефти в раздираемой конфликтами Ливии, которую освободили от участия в сделке ОПЕК, удивляет всех своим ростом. Несмотря на продолжающуюся гражданскую войну в этой стране, которая обладает крупнейшими в Африке нефтяными запасами, добыча там недавно выросла до 885 тысяч баррелей в день, то есть примерно в три раза по сравнению с прошлым годом. Нигерия, также не участвующая в соглашении ОПЕК из-за атак боевиков на ее нефтяную инфраструктуру, – это еще одна «темная лошадка». В прошлом месяце она увеличила добычу до 1,68 млн. баррелей в день, достигнув самого высокого показателя за год, судя по данным ОПЕК», – отмечает американская газета The Wall Street Journal. (wsj.com)

Одновременно Международное энергетическое агентство (МЭА) прогнозирует в 2018 году увеличение поставок нефти странами, не входящими в ОПЕК, до 59,7 млн. баррелей в сутки. Рост будет обеспечен в основном за счет увеличения добычи нефти в США, а также в Бразилии и Канаде. «Меры ОПЕК поддерживают рынок, тогда как рост добычи в США ограничивает повышение цен», отмечает в этой связи аналитик US Wealth Management Bank Роб Хоуорт. (vedomosti.ru)

Уровень резервов топлива в США действительно все еще на 100 млн. баррелей превышает средний показатель для данного времени года за последние пять лет. И что особенно важно, в США отмечается устойчивое увеличение числа действующих нефтедобывающих установок. В настоящее время оно составляет порядка 750 единиц, и данный показатель растет на протяжении 22 недель подряд – беспрецедентное явление за последние три десятилетия. Согласно оценкам МЭА, в среднем в текущем году поставки нефти в США увеличатся почти на 5 %, а в 2018 году – почти на 8 %. В таких условиях американские производители могут обогнать даже Саудовскую Аравию по объемам ежедневной добычи.

Однако США – далеко не единственный производитель нефти, способный «свести на нет» усилия ОПЕК. «В последнее время внимание участников нефтяного рынка было сосредоточено в основном на добыче сланцевой нефти в США и международном соглашении о сокращении нефтедобычи», однако «дополнительную головную боль» создает им рост добычи в таких странах, как Канада и Бразилия, указывает в этой связи The Wall Street Journal: «До сих пор инвесторы следили за реакцией производителей сланцевой нефти в США на сокращение добычи картелем и другими странами. Но, похоже, что они проглядели ее увеличение в Канаде и Бразилии». «Между тем это увеличивает избыток предложения», – приводит издание мнение директора по инвестициям компании RCMA Asset Management Дуга Кинга.

Канада и Бразилия являются, соответственно, седьмым и десятым производителями нефти в мире и, судя по имеющейся информации, будут особенно быстро наращивать нефтедобычу в текущем году с тем,  чтобы попытаться расширить свою долю на мировом нефтяном рынке, используя в своих интересах ограничительное соглашение ОПЕК. Они увеличивают свою добычу в основном благодаря запуску ранее запланированных и проработанных проектов. В частности, в Канаде добыча нефти в текущем году может вырасти примерно на 200 000 баррелей в день до рекордной отметки в 4,7 млн. баррелей в день.

В Бразилии добыча нефти в 2017 году может увеличиться в среднем на 212 000 – до 2,8 млн. баррелей в день. При этом следует учитывать, что эта страна располагает «извлекаемыми запасами» в 50 млрд. баррелей. Согласно расчетам, Бразилия может стать пятым по величине производителем нефти к 2025 году, уступая только Саудовской Аравии, России, США и Ираку, и уже сегодня в национальную нефтяную отрасль активно инвестируют такие компании, как Royal Dutch Shell и Total.

Также планируют нарастить добычу Норвегия и Великобритания – хотя и в меньших масштабах. Таким образом, из пяти нефтедобывающих стран, не входящих в соглашение ОПЕК+ (помимо США), добыча нефти в 2017 году должна сократиться только у Китая.

Как результат: согласно оценке агентства Morgan Stanley, запасы нефти в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в первом квартале текущего года росли примерно на 1 млн баррелей в сутки. (vedomosti.ru)

В апреле объем запасов ОЭСР, в состав которой входят 35 стран с развитой экономикой и промышленностью, увеличился на 18,6 млн. баррелей, превысив уровень 2016 года, когда страны-члены ОПЕК договорились о сокращении нефтедобычи.

Предполагается, что мировые запасы нефти все-таки могут начать более активно сокращаться во второй половине текущего года на фоне повышения спроса. Однако в настоящее время «мировые запасы нефти в хранилищах убывают гораздо медленнее, чем ожидалось, и остаются на рекордно высоком уровне», подчеркивает аналитик компании Julius Baer Карстен Менке.

Так что пока ОПЕК не удается добиться достижения своей стратегической цели: чтобы коммерческие запасы нефти вернулись к среднему значению за последние пять лет. «Нефти по-прежнему слишком много», – подчеркивает управляющий директор консалтинговой фирмы Petromatrix Оливье Жакоб. (vedomosti.ru)

Однако, помимо чисто экономических показателей, отражающих текущие тенденции на мировом нефтяном рынке, в развитие ситуации могут вмешаться политические факторы, главным из которых является углубление кризиса в регионе Персидского залива по линии отношений Саудовской Аравии и Катара, который все более активно втягивает в свою орбиту другие страны, в первую очередь Турцию. И хотя Катар по уровню нефтедобычи находится во второй половине рейтинга ОПЕК (рядом с Алжиром, Анголой и Нигерией), эта страна является крупнейшим в мире производителей сжиженного природного газа (СПГ), представленным на рынках всего мира, в том числе в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Данное обстоятельство предвещает глобальные потрясения в том случае, если Эр-Рияд и Доха не смогут прийти к компромиссу.

Пока же никакой компромисс не просматривается. Катарские власти решительно отвергли адресованные им ультимативные требования со стороны Саудовской Аравии, ОАЭ и их ближайших союзников. Как явствует из этих требований, причиной противостояния стали не только и не столько обвинения в адрес Катара в поддержке террористических организаций. Корни происходящего заключаются в стремлении Эр-Рияда «переформатировать» в своих интересах все пространство пресловутого «Большого Ближнего Востока». Сейчас Саудовская Аравия требует от эмирата разорвать дипломатические отношения с Ираном, закрыть телекомпанию Al-Jazeera и турецкую военную базу на своей территории, а также передать соседям подробную информацию о финансировании оппозиции в других странах в качестве основных (но не единственных) условий снятия торгово-экономической блокады.

В Дохе уже заявили, что считают вышеуказанные требования «неприемлемыми и невыполнимыми». Эти требования – лишь первый этап кампании по смене неудобного и нелояльного Саудовской Аравии и ОАЭ режима в Катаре. Так прокомментировал шаг Эр-Рияда и его союзников дипломатический источник в Дохе: «Раньше саудовцы вообще считали Катар своей провинцией, ситуация изменилась в 1995 году, после прихода к власти в Дохе нового эмира, который начал проводить амбициозную внешнюю политику. Желание саудитов присоединить Катар никуда не исчезло, но с какой стати мы сейчас будем подчиняться им или ОАЭ?» (vedomosti.ru)

Еще более жестко высказался президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, который приложил много усилий для укрепления турецко-катарских отношений,  в том числе в военной области. Он заявил, что требования стран Залива противоречат нормам международного права, а призывы к выводу турецкой военной базы – это неуважение к Турции, которая «не является рядовой страной».

Дальнейшее обострение противостояния между Саудовской Аравией и ОАЭ, с одной стороны, и Катаром, Турцией и Ираном, с другой, – это тот самый сценарий, который, согласно произведенным еще несколько лет назад сугубо теоретическим оценкам, способен «подбросить» мировые цены на нефть до уровня 200 долларов за баррель. Сегодня эта теория начинает приобретать вполне практический смысл. В связи с этим представляется, что Россия,  поддерживая и выполняя соглашение ОПЕК+, должна разработать для себя альтернативные сценарии развития событий, чтобы не оказаться застигнутой врасплох ни экономически, ни политически. 

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати