Основатель, председатель совета директоров российской платформы трансграничной электронной коммерции «Global Rus Trade» Анна Нестерова в интервью журналу «Международная жизнь» рассказала о развитии, направлениях, структурных проблемах ШОС, а также заявила, что трансграничная электронная торговля меняет традиционный способ ведения импортно-экспортной деятельности.
МЖ: Анна Владимировна, добрый день! Спасибо, что согласились дать интервью. Расскажите, существуют ли, на Ваш взгляд, какие-либо серьезные структурные проблемы в ШОС? Стала ли ШОС за последнее время более эффективной, расширила ли свое влияние на международной арене?
Анна Нестерова: Добрый день! Между многими странами-членами ШОС сохраняются неурегулированные конфликты. Противоречия по поводу принадлежности Кашмира между Индией и Пакистаном, его экономическое освоение в рамках строительства Китайско-пакистанского экономического коридора (КПЭК), а также спор насчет пограничной территории в Тибете между Китаем и Индией непреодолимо разобщают партнеров. В сложившихся условиях основной сложностью функционирования ШОС в расширенном составе станет консенсусное принятие решений в рамках объединения, чему может препятствовать ситуация обострения напряженности двусторонних отношений кого-либо из стран-членов ШОС.
До сих пор среди экспертов есть расхождения по поводу того, насколько успешным может стать расширение организации. Одни его приветствуют, ссылаясь на умножение авторитета ШОС в международном сообществе, начало формирования геополитического региона «Большая Евразия», другие утверждают, что возрастает риск превращения ШОС в парализованный механизм. В случае если любая из межгосударственных проблем будет вынесена на международный уровень, ШОС не сможет эффективно функционировать, пострадают все государства объединения. Однако уже само стремление Индии и Пакистана наладить диалог по укреплению безопасности в евразийском регионе, развивать экономическое сотрудничество, содействовать кооперации в гуманитарной сфере говорит об их намерении наладить международное сотрудничество в конструктивном ключе.
В настоящий момент, на фоне расширения организации, перед государствами ШОС открываются большие возможности. Их достижение, однако, затруднено новыми вызовами кооперации. Только опираясь на конкретную практику взаимодействия восьми стран-участниц ШОС, можно будет с уверенностью утверждать о структурных проблемах внутри объединения.
МЖ: Какие основные направления работы ШОС Вы бы отметили?
Анна Нестерова: Системную работу необходимо вести по всем направлениям, отмеченным в Стратегии развития организации до 2025 г., - как в сфере обеспечения безопасности на пространстве ШОС, противодействия терроризму, так и в торгово-экономической области, содействуя развитию взаимной торговли, строительству инфраструктуры и инвестиционному сотрудничеству. На пространстве ШОС следует расширять культурно-гуманитарные связи, поддерживать диалог по укреплению дружеских связей и добрососедства.
МЖ: Как Вы оцениваете торгово-экономическое взаимодействие со странами ШОС?
Анна Нестерова: ШОС обладает большим потенциалом развития торгово-экономического взаимодействия. Насущность интенсификации сотрудничества в области инфраструктурного строительства, торговли и инвестиций обусловлена новыми геоэкономическими реалиями – расширением ШОС, постепенным формированием партнерства Большой Евразии как пространства совместного развития, намерением улучшения инфраструктурной базы в свете реализации китайской инициативы «Один пояс, один путь». Безусловно, стоит отметить разрыв между желаемым и фактическим положением дел. Большинство долгосрочных многосторонних проектов сталкиваются с бюрократическими трудностями. И хотя в настоящий момент большая часть контактов осуществляется на двустороннем уровне, в последнее время стала заметна заинтересованность сторон в многосторонней кооперации. Есть запрос со стороны бизнеса на углубление взаимодействия как на микро-, так и на макроуровне с целью создания локальных и трансрегиональных цепочек добавленной стоимости.
Для придания импульса торгово-экономическому сотрудничеству субъектов малого и среднего бизнеса на территории ШОС каждая страна, участница объединения, должна выполнить «домашнее задание». Частное предпринимательство государств ШОС остро нуждается в улучшении бизнес среды стран-членов организации, в том числе снижении административных барьеров для предприятий, повышении эффективности логистических и таможенных услуг, улучшении качества инфраструктуры. В формате ШОС можно рассмотреть возможность запуска программы по развитию МСП в рамках Межбанковского объединения и Делового Совета ШОС. Странам Центральной Азии, а также России надлежит интенсифицировать формат государственно-частного партнерства для решения общезначимых вопросов на выгодных условиях.
Углубление многостороннего торгово-экономического сотрудничества на пространстве ШОС, развитие международного взаимодействия предпринимателей, с одной стороны, будут содействовать устойчивости взаимоотношений стран объединения, а с другой, поспособствуют диалогу культур и народов.
МЖ: Какая из стран-участниц сегодня заинтересована в развитии ШОС в большей степени?
Анна Нестерова: Заинтересованность в развитии организации продиктована теми выгодами многостороннего сотрудничества, которые предлагает объединение. Каждая страна ШОС разделяет основные принципы организации и считает, что ее деятельность соответствует национальным интересам.
Расширение ШОС привнесет значительные изменения в специфику организационной структуры и функционирования. Странам на практике потребуется доказать возможность эффективного сотрудничества в новом формате. Для этого потребуется несколько лет. Способность организации совместно решать ключевые задачи, противодействовать современным вызовам усилит международную роль ШОС. Новый статус позволит задуматься о дальнейшем расширении организации.
МЖ: Что делается для развития трансграничной электронной коммерции в России? Ведь рынок электронной коммерции в нашей стране остается одним из самых малоосвоенных сфер бизнеса!
Анна Нестерова: Трансграничная электронная торговля меняет традиционный способ ведения импортно-экспортной деятельности. Наблюдается устойчивая динамика распространения технологии маркетплейсов в секторах b2b и b2c во всех регионах мира. К примеру, согласно прогнозам, к 2020 г. треть всей внешней торговли Китая будет осуществляться при помощи трансграничной торговли.
Каждой крупной экономике мира свойственно наличие собственной площадки трансграничной электронной коммерции, так как МСП зачастую не имеют возможности выхода на зарубежный рынок. Сложности регистрации на иностранных площадках, использования консалтинговых и логистических услуг являются существенным ограничением для деятельности большинства российских компаний. В интересах обеспечения экономической безопасности нашего государства, России необходимо иметь несколько российских платформ трансграничной электронной коммерции, которые бы позволили отечественному производителю вести бизнес с зарубежными партнерами, в том числе из стран ШОС. Сегодня уже функционируют Российский экспортный каталог, государственный проект, предоставляющий базу экспортно-ориентированных компаний, платформа Global Rus Trade, являющаяся рыночным механизмом поддержки экспорта и позволяющая осуществлять поиск иностранных партнеров, вести переговоры и заключать сделки в режиме одного окна.
Можно подчеркнуть, что основные институты поддержки экспорта уже созданы – это Группа Российского экспортного центра, зарубежные торговые представительства, региональные отделения. Для более значимого увеличения российского несырьевого экспорта должно произойти становление рыночных институтов содействия внешнеторговой деятельности, в том числе трансграничных электронных площадок. Первые шаги в этом направлении уже сделаны, сейчас России следует информировать свое бизнес сообщество об имеющихся возможностях выхода на международные рынки.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs