Прошедшая 15 июня очередная «Прямая линия» с президентом России Владимиром Путиным, в отличие от предыдущих подобных мероприятий, несла в себе лаконично и четко выраженные внешнеполитические акценты и приоритеты. Если дискуссии по внутриполитическим проблемам охватывали максимально широкий спектр вопросов – от социально-экономических аспектов, зарплат и пенсий до экологии и футбола – то международная часть ответов российского лидера имела «точечный» характер.
Ключевым сигналом, который Владимир Путин направил зарубежным странам и международной общественности, заключается в стремлении России к скорейшей нормализации торгово-экономического и политического взаимодействия с США и европейскими государствами – но на основе равноправия и взаимного уважения. Впервые из уст российского лидера прозвучали конкретные показатели ущерба от инициированной Западом «санкционной войны». «Как считают наши партнеры? Госдеп США считает, что эти санкции привели к минус одному проценту ВВП для нашей экономики, европейцы считают, что чуть побольше, ООН дает такие цифры – считают, что мы потеряли где-то 50–52 миллиарда долларов, а те страны, которые ввели санкции, потеряли 100 миллиардов долларов. Так что это обоюдоострое оружие и вредит всем, в том числе и тем, кто это делает», - напомнил Владимир Путин и пообещал, что Россия продолжит переориентацию своей внешнеэкономической деятельности в направлении новых рынков – в том числе китайского. (kremlin.ru)
Важный момент: российский лидер в своих ответах на вопросы участников «Прямой линии» счел нужным подчеркнуть, что нынешнее санкционное противостояние России и Запада не следует сводить исключительно к разногласиям по Крыму или Украине: оно имеет гораздо более глубокие исторические корни. Россия находилась под санкциями не только в период СССР, но и во времена дореволюционной Российской империи. «Когда наши партнеры в мире чувствовали в лице России серьезного конкурента, так под разными предлогами вводились какие-то ограничения», - подчеркнул российский лидер. А, следовательно, противостояние России и ее глобальных внешнеполитических конкурентов объективно будет сохраняться и в будущем. Важно только, чтобы стороны могли объединять свои усилия по ключевым направлениям, требующим энергичных совместных действий.
Среди указанных направлений российский президент особо обозначил контроль за нераспространением оружия массового уничтожения, противодействие международному терроризму, борьбу с бедностью, урегулирование сирийского и других региональных кризисов, решение экологических проблем – несмотря на негативное отношение президента США Дональда Трампа к Парижским соглашениям по климату. «Один из источников радикализма и терроризма – бедность в некоторых регионах мира, и нам вместе нужно решать, что с этим делать», - заявил Владимир Путин, обращаясь напрямую к лидерам США, европейских стран, Китая, Индии и других государств. «Мы очень надеемся на конструктивную роль Соединенных Штатов в урегулировании кризиса на юго-востоке Украины, именно конструктивную роль», - особо отметил российский лидер.
Тема российско-американских отношений закономерно доминировала в международной составляющей нынешней «Прямой линии» Владимира Путина. Несмотря на негативный багаж, оставленный прежней администрацией Барака Обамы, Москва считает улучшение взаимоотношений с Вашингтоном не только необходимым, но и вполне возможным. Ключевая проблема здесь находится внутри самих США, это – продолжающаяся внутриполитическая борьба, в том числе между различными ветвями власти и политическими группами. Примером является принятый на днях Сенатом законопроект об ужесточении антироссийских санкций. «Почему? Ведь ничего такого не происходит экстраординарного. В связи с чем на голом месте опять начали говорить об этих санкциях?», - задался риторическим вопросом Владимир Путин и сам же на него ответил: речь идет о продолжении политики «сдерживания России», которая уже не имеет привязки ни к Крыму, ни к другим вопросам, поднимавшимся еще два-три года назад.
Между тем, именно принятый Сенатом законопроект может стать важным фактором углубления раскола не столько между США и Россией, сколько между Вашингтоном и его ближайшими европейскими союзниками. Ведь в документе в качестве одного из ключевых аспектов ужесточения санкций прописан проект сооружения газопровода «Северный поток – 2», - а это уже сфера ответственности и интересов ведущих европейских стран и бизнес-кругов. Американские сенаторы пообещали препятствовать реализации проекта «из-за его губительных последствий для энергетической безопасности ЕС, развития газового рынка в Центральной и Восточной Европе и энергетических реформ на Украине».
Однако в самом ЕС многие думают иначе. Министр иностранных дел Германии Зигмар Габриель и канцлер Австрии Кристиан Керн в своем совместном заявлении подвергли позицию американского Сената жесткой критике. По мнению руководителей внешнеполитических ведомств двух стран, ужесточение антироссийских санкций может негативно повлиять на европейские компании и ущемить их экономические интересы. А это, в свою очередь, приведет к ухудшению отношений между Европой и США. «Энергоснабжение Европы - это дело Европы, а не Соединенных Штатов Америки! Кто и как занимается поставками энергии для нас, решаем мы, придерживаясь правил открытости и конкурентоспособности», - подчеркнули Зигмар Габриель и Кристиан Керн. (vestifinance.ru)
«Мы не можем поддержать решение, в котором видим угрозу экстерриториальных санкций европейским предприятиям, занимающимся выстраиванием энергообеспечения Европы. В законопроекте, который подготовили США, речь идет о продаже американского сжиженного газа и о вытеснении поставок российского природного газа с европейского рынка. Цель заключается в том, чтобы обеспечить рабочие места в газовой и нефтяной промышленности США.
Политические санкционные инструменты не должны быть в ущерб экономическим интересам. Предприятия в Германии, Австрии и других европейских странах находятся под угрозой штрафа на рынке США, когда они участвуют с Россией в таких газовых проектах, как «Северный поток – 2», или финансируют их. Это приносит новые и негативные качества в европейско-американские отношения. Речь идет о конкурентоспособности нашей энергетической индустрии и о тысячах рабочих мест», - подчеркнули представители Германии и Австрии, имея в виду в том числе социально-экономическую составляющую новых санкций.
Принятый американскими сенаторами законопроект предоставляет президенту Дональду Трампу право вводить санкции в отношении физических и юридических лиц, которые инвестировали от 1 млн. долларов в строительство российских экспортных трубопроводов или предоставили для этих целей оборудование, технологии и услуги. Понятно, что, принимая подобный документ, конгрессмены пытаются играть на настроениях самого Трампа, который провозгласил создание новых рабочих мест в США одним из приоритетов своей внутренней и внешней политики. Однако цена подобных политических игр может оказаться очень высокой в плане углубления противоречий по обе стороны Атлантики.
Россия же со своей стороны открыта для взаимодействия как с Европейским союзом, так и с США. В том, что касается санкций, президент Путин напомнил, что российское правительство пока продлило их действие до конца текущего года. «Будем смотреть, как будут складываться наши отношения со странами, которые вводят ограничения в отношении нашей экономики», - отметил он и пообещал, что «если наши партнеры в отношении нашей экономики санкции будут снимать, то мы тоже должны будем это делать, иначе мы столкнемся с проблемами в рамках ВТО».
Если же возвращаться к российско-американским отношениям, то Владимир Путин, отвечая на вопрос представителя штата Аризона Джереми Боулинга, отметил, что Россия не считает Америку «своим врагом», и напомнил богатую историю взаимодействия и взаимной поддержки двух государств: «Дважды в истории, как мы хорошо знаем, когда нам было особенно трудно, мы объединяли свои усилия, в двух мировых войнах были союзниками. Российская империя в свое время сыграла значительную роль в обретении Соединенными Штатами своей независимости и поддерживала Соединенные Штаты. То, что сейчас развивается русофобия в Соединенных Штатах, мы видим. Мы считаем, что это результат, прежде всего, обостряющейся внутриполитической борьбы». «Наши отношения в конечном итоге придут в нормальное состояние, в чем крайне заинтересованы, и мы, и Соединенные Штаты», - выразил надежду российский президент и заверил, что «мы готовы к конструктивному диалогу» с США.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs