Главным событием предстоящего саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Астане станет присоединение Индии и Пакистана к объединению. В результате значительного расширения географических границ ШОС превратится из регионального форума в транс-региональную организацию с зоной ответственности от Арктики до Индийского океана и от восточной границы Китая до Калининграда.
По мнению помощника главы МИД КНР Ли Хуэйлайя, полноправное членство Индии и Пакистана в организации укрепит авторитет ШОС[1]. В свою очередь, начальник Российской таможенной академии, доктор экономических наук, профессор Владимир Мантусов считает, что с учетом новых участников ШОС станет международным институтом, включающим в себя ведущие незападные державы Евразийского континента и, таким образом, будет рассматриваться как формирующийся союз многополярного мира, как платформа, предлагающая евразийскую альтернативу Западной Европе[2]. Однако многие российские эксперты не столь оптимистичны в прогнозах и достаточно скептически относятся к подобному расширению, которое, по их мнению, создает больше проблем, чем преимуществ.
В пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялся видеомост Москва – Астана на тему: «Шанхайская организация сотрудничества: ожидания от саммита в Астане», в рамках которого эксперты сосредоточились на вопросе дальнейшего развития ШОС в условиях присоединения к организации Индии и Пакистана.
Участниками мероприятия стали: заместитель директора Института стран СНГ, заведующий отделом евразийской интеграции и развития ШОС Владимир Евсеев; доцент кафедры международной безопасности факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова Алексей Фененко; ведущий научный сотрудник Центра изучения стратегических проблем Северо-Восточной Азии и ШОС Института Дальнего Востока РАН Андрей Давыдов; главный эксперт Казахстанского центра государственно-частного партнерства Азамат Нурсеитов.
«Наступает новый этап развития ШОС. Индия и Пакистан становятся новыми полноправными членами, что изменит экономическую и политическую конфигурацию организации. Однако вместе с их вступлением возникают как новые возможности, так и новые проблемы для сотрудничества», – отметил главный эксперт Казахстанского центра государственно-частного партнерства Азамат Нурсеитов.
Заместитель директора Института стран СНГ, заведующий отделом евразийской интеграции и развития ШОС Владимир Евсеев в своем выступлении подчеркнул, что основным событием на предстоящем саммите в Астане будет формирование нового ядра ШОС. На сегодняшний день таким ядром выступают Россия и Китай при участии Казахстана. После присоединения новых членов к организации должна возникнуть и новая конфигурация, подразумевающая формирование тройки РИК (Россия, Индия и Китай) в рамках ШОС. «Такое изменение создает больше вызовов, чем преимуществ», – уверен Евсеев.
Доцент кафедры международной безопасности факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова Алексей Фененко также настороженно относится к идее расширения ШОС.
«Единственный плюс, который я сейчас вижу – это разрушение американской концепции 2005 года, которая заключалась в использовании Индии в качестве противовеса России и Китаю. В тот период американцы открыто говорили о том, что нужно развернуть Индию против Китая. Позже это переросло в идею формирования блока Афганистана, Пакистана и Индии с целью создания противовеса ШОС. Теперь же полноправное членство Индии и Пакистана в организации должно нивелировать эту идею», – считает Алексей Фененко.
К числу существенных проблем, которые могут негативно сказаться на дееспособности ШОС, эксперты относят:
1) Неурегулированный индо-пакистанский территориальный конфликт. Отныне любой выстрел между Индией и Пакистаном, любая проблема в Кашмире будет ударом по репутации ШОС.
2) Пограничные проблемы Индии и Китая, к которым относится спорная ситуация с границами в Тибете, а также проблема Бутана (у Китая есть противоречия с Бутаном, а Индия подписала соглашения о его защите).
3) Экономические противоречия между Индией и Китаем. Индия проигнорировала прошедший в середине мая Пекинский саммит, посвященный инициативе «Один пояс, один путь». Это произошло главным образом по причине того, что Китай и Пакистан работают над проектом Китайско-пакистанского экономического коридора (КПЭК), который будет проходить через индо-пакистанскую спорную территорию – Кашмир. В этих условиях Индия может торпедировать некоторые решения в рамках ШОС, что негативно скажется на развитии организации.
Помимо вышеперечисленных очевидных проблем, у экспертов вызывает особую озабоченность возможное усиление фактора США в ШОС. Алексей Фененко пояснил, что у Вашингтона есть целый пакет договоров о стратегическом партнерстве с Нью-Дели, что для американцев открывает возможность вмешиваться в дела организации через Индию. Также эксперт предполагает, что США в перспективе могут играть на раскол ШОС за счет раздувания двух конфликтов: китайско-индийского и индийско-пакистанского. В свою очередь, Владимир Евсеев отметил, что американцы могут сделать Индию пассивным участником организации, что застопорит развитие ШОС.
Отвечая на вопрос корреспондента журнала «Международная жизнь, чтоможно сделать для того, чтобы ШОС не превратилась в «дискуссионный клуб» в связи с присоединением новых членов, Владимир Евсеев отметил:
«Опасность для ШОС сегодня очень велика. Однако шансы для сохранения ее дееспособности, безусловно, существуют. ШОС должен качественно измениться посредством формирования нового ядра организации, состоящего из России, Китая и Индии. Если Москва и Пекин смогут договориться о том, как будет выстраиваться РИК в ШОС, то, наверное, тогда можно будет говорить о благоприятных перспективах. Также очень важно, чтобы Китай не терял своей заинтересованности в организации на фоне увлеченности инициативой «Один пояс, один путь». Кроме того, если Китай будет в большей степени поддерживать российскую идею военно-политического сотрудничества в рамках ШОС, то тогда мы можем действительно приступить к урегулированию конфликтов, снизить их остроту и интенсивность. Не менее важно и стимулирование интереса Индии к ШОС. Говорить о том, что индийское правительство только и думает о том, как оно будет работать с ШОС, было бы преждевременно. Пока непонятно, насколько Индия будет активна в рамках объединения. Здесь нужно учитывать и индийско-американские взаимоотношения. Я вижу, что проблема чрезвычайно серьезная, и пока сложно сказать, как ШОС сможет с ней справиться. Нужно время для качественного изменения».
Владимир Евсеев считает, что первые итоги вступления в организацию новых членов можно оценить через 3 года. «К 2020 году мы реально увидим, как будет работать ядро РИК», – отметил эксперт. Аналитики уверены, что если ядро РИК будет сформировано, то у ШОС будут хорошие перспективы.
Фото А. Толстухиной
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs