ГЛАВНАЯ > Выступления С.В.Лаврова

Выступление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе VI Московской конференции по международной безопасности, Москва, 26 апреля 2017 года

01:32 27.04.2017 •

Уважаемый Сергей Кужугетович,

Уважаемые коллеги, дамы и господа,

За прошедшие пять лет организуемая Министерством обороны России Конференция по международной безопасности в Москве заняла важное место в палитре проводимых в мире научно-практических мероприятий, посвященных военно-политической проблематике. Представительный состав участников, обеспечивающий по-настоящему экспертный диалог, насыщенная повестка дня, охватывающая ключевые проблемы современности, позволяют провести комплексный анализ рисков и угроз, наметить возможные пути их купирования.

Ситуация в мире не становится ни более стабильной, ни предсказуемой. Напротив, на наших глазах усиливается напряженность на глобальном и региональном уровнях. Налицо дальнейшая эрозия международного права, попытки задействовать фактор силы для одностороннего продвижения собственных интересов, укреплять собственную безопасность за счет безопасности других, любыми средствами сдержать объективный процесс становления полицентричного мироустройства. Подобные действия наносят ущерб нашей общей цели – объединению усилий для борьбы с реальными, а не вымышленными угрозами. 

В фокусе внимания предстоящих пленарных дискуссий на Конференции будут проблемы борьбы с международным терроризмом, принявшим действительно беспрецедентные масштабы. Впервые за всю историю террористы замахнулись на создание государственного образования – халифата с собственной территорией, населением, человеконенавистнической идеологией. На различных уровнях много говорится о необходимости активизации борьбы с этим всеобщим злом. Вот и в коммюнике недавней встречи мининдел «Группы семи» подчеркивается «исключительное значение» международного сотрудничества в данной области. Цитирую дословно: «Противодействие терроризму и насильственному экстремизму и привлечение к ответственности виновных в этих преступлениях представляют собой наиболее приоритетные области приложения усилий для международного сообщества».

Однако слова словами, а на практике дело так и не сдвинулось с «мертвой точки». Налаживанию подлинно совместных действий, созданию широкого антитеррористического фронта, как предложил Президент Российской Федерации В.В.Путин в ООН в сентябре 2015 г., по-прежнему мешают политические амбиции и «двойные стандарты».

Россия продолжает борьбу по сплочению мирового сообщества в борьбе с террором. Внесли в СБ ООН проект резолюции, направленный на противодействие идеологии терроризма. Выступаем за введение в отношении территорий под контролем ИГИЛ всеобъемлющего торгово-экономического эмбарго в соответствии со статьей 41 Устава ООН, которое предусматривало бы санкционные меры воздействия на нарушителей.

Другая важная задача – принятие правил ответственного поведения государств в сфере использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые исключили бы применение ИКТ в военных целях, не позволили бы использовать их для вмешательства во внутренние дела  и поставили бы заслон на пути использования ИКТ международными террористами. В ООН мы продвигаем инициативу о разработке универсальной уголовно-правовой конвенции о противодействии преступности в киберпространстве.

Успешная борьба с терроризмом невозможна без преодоления многочисленных конфликтов, прежде всего на Ближнем Востоке и Севере Африки. Введенный с конца прошлого года благодаря усилиям России, Турции, Ирана режим прекращения боевых действий в Сирии, запуск процесса Астаны способствуют налаживанию межсирийского инклюзивного диалога.

Недавний ракетный удар США по авиабазе «Шайрат» на территории Сирии, который стал грубым нарушением международного права и актом агрессии против суверенного государства, напротив, усугубляет имеющиеся проблемы, отдаляет перспективу формирования широкого антитеррористического фронта. Напрашивается параллель с событиями 2003 г. в Ираке, закончившимися разрушением страны и появлением ИГИЛ. Думаю, что в этой аудитории не стоит лишний раз объяснять, какое опасное развитие событий, в том числе за рамками региона, может спровоцировать повторение подобных опрометчивых шагов.

Провокации, подобные случившемуся в Хан-Шейхуне 4 апреля, требуют профессионального расследования под эгидой Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) и на географически сбалансированной основе. Расследование должно быть обязательно открытым и транспарентным. Наблюдающиеся попытки заблокировать такой подход лишь подтверждают сомнения в чистоплотности тех, кто пытается использовать инцидент 4 апреля для смены повестки дня, отказа от резолюции 2254 СБ ООН и перехода к давно вынашиваемой идее смены сирийского режима.  

Всплеск террора, разумеется, не должен заслонять другие опасные вызовы, с которыми сегодня сталкивается мир. Серьезную озабоченность вызывает деградация обстановки вокруг Корейского полуострова, связанная с продолжающейся реализацией Пхеньяном ракетно-ядерных программ, но также и с непропорциональным наращиванием под предлогом «северокорейской угрозы» военной активности США и их союзников в регионе. Крайне дестабилизирующим фактором остается форсированное размещение на юге полуострова американских комплексов THAAD – составного элемента глобальной противоракетной обороны (ПРО) США.

Мы полностью солидарны с консолидированной позицией международного сообщества относительно политики Пхеньяна, подтверждаем приверженность всем резолюциям СБ ООН. При этом очевидно, что силовые варианты, которые начинают публично упоминаться,  чреваты катастрофическими последствиями для Корейского полуострова и всей Северо-Восточной Азии.

Россия заинтересована в обеспечении безопасности и стабильности во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Важнейшая составляющая успеха – соблюдение всеми государствами региона общепризнанных «правил поведения», включая уважение международного права, мирное урегулирование споров, неприменение силы или угрозы силой. Мы предложили партнерам и активно продвигаем в дискуссиях в рамках Восточноазиатских саммитов конкретные меры по формированию архитектуры безопасности и сотрудничества на внеблоковой и открытой основе. Видим серьезный встречный запрос на такую работу, наши подходы разделяют Китай, Индия, многие государства АСЕАН. Попутно отмечу, что об эффективности выстраивания межгосударственного общения на основе принципов равноправия, учета интересов друг друга, уважения права государств на выбор собственной модели развития наглядно свидетельствует плодотворный диалог в рамках ШОС.

Что касается другой части мира – Евроатлантики, то не может не тревожить сохраняющийся там значительный конфликтный потенциал, во многом подпитываемый односторонними действиями Североатлантического альянса, о чем только что подробно говорил Министр обороны Российской Федерации С.К.Шойгу. Серьезнейшим препятствием на пути укрепления стратегической стабильности остается одностороннее развертывание европейского сегмента глобальной ПРО США, меняющее баланс сил в области наступательных вооружений. Наличие «противоракетного зонтика» способно привести к усилению иллюзий неуязвимости и безнаказанности, породить соблазн к односторонним шагам в решении глобальных и региональных проблем, в том числе и к понижению порога применения ядерного оружия. Негативное влияние на международную безопасность оказывает развитие неядерных стратегических вооружений, противодействие заключению договоренности о неразмещении оружия в космосе. Все больше вопросов вызывает неготовность или неспособность США и ряда других государств ратифицировать Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ).

Убеждены в необходимости формирования на пространстве от Ванкувера до Владивостока зоны равной и неделимой безопасности, как это было, в частности, зафиксировано в свое время в решениях саммитов ОБСЕ и Совета Россия-НАТО. В Европе все чаще звучат голоса в пользу восстановления диалога в интересах эффективного решения многочисленных проблем в пользу создания архитектуры европейской безопасности с участием Российской Федерации.

Восстановлению взаимного доверия должно способствовать урегулирование внутриукраинского кризиса путем полной и последовательной реализации Минского «Комплекса мер». К сожалению, в Киеве берет верх «партия войны». Продолжаются вооруженные провокации на линии соприкосновения, о чем свидетельствуют доклады специальной мониторинговой миссии ОБСЕ. Против Донбасса введена блокада, ущерб от которой наносится не только этому региону, но и Украине в целом. Рассчитываем, что наши партнеры, в том числе по «нормандскому формату», будут более настойчиво и открыто побуждать киевские власти выполнять взятые на себя в Минске обязательства.

Уважаемые коллеги,

Весь ход истории свидетельствует, что войны начинают не военные, а политики, на которых лежит особая ответственность по поддержанию мира и безопасности. Очевидно, что добиться успехов в решении таких глобальных задач, как борьба с международным терроризмом, наркотрафиком, организованной преступностью, распространением оружия массового уничтожения (ОМУ), невозможно без отказа от философии гегемонизма и собственной исключительности. Востребован возврат к истокам, к зафиксированным в Уставе ООН основополагающим принципам международной жизни, включая суверенное равенство государств, невмешательство во внутренние дела, разрешение споров мирными средствами.

Россия во взаимодействии с союзниками и единомышленниками продолжит содействовать упрочению здоровых начал в мировых делах, в целом формированию новой архитектуры глобального управления, отражающей веления XXI века. Мы готовы работать вместе, сообща искать развязки стоящих перед всеми нами вызовов на основе равноправия, взаимного уважения и учета интересов друг друга. Призываем к этому всех наших партнеров. Любой другой путь по определению будет только заводить нас всех в тупик.

Спасибо за внимание. Желаю успешной работы Конференции.

 

mid.ru

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати