ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Ливия: как выйти из политического тупика?

15:45 19.04.2017 • Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»

Фото: volvoab.com

В Москву по приглашению Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с визитом прибыла делегация движения «Единая Ливия», основанного в третьем по значению городе этой страны – Мисурате (Мисрате).  Его сторонники заявили  о своей поддержке Правительства  национального единства (ПНЕ)  во главе с Файезом Сараджем, штаб-квартира которого расположилась в Триполи.  

В российской столице делегаты  провели пресс-конференцию, в которой приняли участие известные востоковеды, представители российских СМИ, а  также представители  проправительственных вооруженных формирований, участвовавшие в  проведении  операции  «Аль-Буньян Аль-Марсус» («Неприступная святыня»), направленной на разгром сторонников  террористического движения «Исламское государство» в районе города Сирт. В ходе визита состоялись также встречи ливийских политиков  в Совете Федерации, Государственной Думе и Министерстве иностранных дел России.

Мисурата ищет поддержку в Москве

Лидер движения «Единая Ливия» Абдельхамид Дабиба пояснил, что делегация прибыла с визитом в Москву для того, чтобы познакомить российских политиков с различными политическими и военными силами, которые в настоящее время ведут борьбу за объединение страны. «Мы хотим показать, что Ливия – это единое государство», - отметил г-н Дабиба. Самой успешной операцией,  проведенной сторонниками движения,   стало освобождение города Сирт от пытавшихся захватить его сторонников террористической группировки «Исламское государство». По словам А.Дабибы, «Единая Ливия» выступает за объединение патриотических сил страны,  без которого невозможен выход страны из затяжного политического кризиса.

Мухаммед Дабиба сообщил, что в настоящее время Ливия фактически разделена на три части. На востоке, в Тобруке,  находится парламент, на юге – правительство Сараджа. На западе огнем и мечом объединяет восточные земли фельдмаршал Халифа Хафтар, утвержденный тобрукским парламентом в должности верховного главнокомандующего. Однако не все ливийцы согласны с подобным положением вещей, тем более, что позиции сторонников Правительства национального согласия нередко подвергаются бомбардировкам сторонниками Хафтара. По словам М.Дабибы, кандидатура  командующего вооруженными силами  должна пройти согласование со всеми участниками сопротивления.

Военное лидерство Халифы Хафтара признается не всеми ливийцами. В Триполи и Мисурате считают, что пост главнокомандующего должна занимать более компромиссная фигура.

Также лидер  «Единой Ливии» сообщил, что проблемы контроля над нефтяными ресурсами страны не существует, а все  доходы от их экспорта идут в  Центральный банк Ливии в Триполи. Согласно данным, озвученным политиком,  в день экспортируется 1,6 млн. баррелей нефти. Отметим, что это  утверждение вызывает некоторые сомнения: известно, что Халифа Хафтар,  контролирует значительную часть нефтяного северо-востока страны (исторической области Киренаика) и одновременно находится в конфликте с Правительством национального единства во главе с Файезом Сараджем. Пока не разрешен конфликт между правительством, парламентом и армией, говорить об устойчивом положении в сырьевой сфере не приходится.

Бои за Сирт

Об обстоятельствах освобождения города Сирт в ходе операции «Аль-Буньян аль-Марсус» рассказал участник боевых действий, командир штаба полевых операций  «Бригад Мисураты»   Ахмед Абушахма.  «Если бы ИГ сумело удержать  Сирт и превратить его в свой форпост, это означало бы установление контроля над всей Северной Африкой», - подчеркнул он. По словам военного, захватив этот город, боевики ИГ  развернули наступление на запад, в направлении города Мисурата.  Сторонники ПНЕ, поставившие своей задачей оборону города, получили необходимое вооружение и соответствующие распоряжения Правительство национального согласия о создании  штаба полевых операций.  Сначала бои шли в районе Сдада,затем переместились под Абугрейн и Замзам,  Багла и Эль-Вашка. Наконец, сторонникам ПНС удалось подойти  к пригородам Сирта и  взять под свой контроль теплоэлектростанцию, расположенную в 30 км от этого города.  Ожесточенные бои за Сирт шли с мая по декабрь 2016 года. «Нам помогали части ливийской армии, а также отряды из гражданских лиц, образовавших народное ополчение», - подчеркнул А.Абушахма.

В то же время, по словам А.Абушахмы, несмотря на определенные успехи, ливийская армия в настоящее время переживает раскол. Военные действия ведут и бывшие каддафисты («зеленое сопротивление»),  и сторонники исламских движений (в частности, движение «Бригада мучеников  17 февраля»).

Выйдет ли Ливия из кризиса?

Причины затяжного политического кризиса в Ливии осветил руководитель ирригационного проекта «Великая рукотворная река» в районе города Мисурата Мухаммед Халил Исси. По его словам,   сразу после свержения Каддафи  в Ливии возникла анархия и раскол. У новых руководителей не оказалось достаточного политического опыта, чтобы объединить вокруг себя сограждан. Движение «Единая Ливия», в состав которого входят представители самых разных социальных слоев, стремятся к установлению мира в стране. Если бы нам не удалось освободить Сирт, полоса в 450 км была бы потеряна. «Полтора года ИГ контролировала район Сирта и его окрестностей, - сообщил Мухаммед Исси. -  Благодаря российскому оружию, которое досталось нам от прежнего режима, мы выступили против них. Мы увидели воочию, что собой представляет эта организация. Но кто вооружает и  финансирует «Исламское государство»? По словам военного, войну в Ливии породили «политиканы всех мастей», которые хорошо понимают, что слово и лозунг способны убить большее количество людей, чем взрывчатка и огнестрельное оружие. По словам М.Исси, Ливия нуждается в установлении общепризнанного гражданского правительства и свободных выборах, а не в военной диктатуре. Кроме того, раненые нуждаются в срочной медицинской помощи. В свою очередь, делегация «Единой Ливии» прибыла в Москву для того, чтобы подробно рассказать о своей деятельности и добиться ее адекватного освещения в местных СМИ.

Ливия – ключ к Северной Африке

В организации поездки делегации из Мисураты  в Москву приняла активное участие Контактная группа по внутриливийскому урегулированию при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Руководитель группы Лев Деньгов сообщил, что она действует при прямой поддержке Министерства иностранных дел России и была образована в 2015 году.  Ее задачей стала  организация диалога между ключевыми участниками конфликта в Ливии и освобождение российских граждан, задержанных у берегов Ливии. «Результатами нашей работы стало  возвращение на родину заложников с  танкера «Академик Чеботарев», - подчеркнул Л.Деньгов.-  Также мы организовали первый визит в Москву самопровозглашенного премьер-министра Ливии Халифы аль-Гави, а также установили контакты с премьер-министром Правительства национального единства в Триполи Фаизом Саражем  и и первым вице-премьером Ахмедом Майтыгом, которые в настоящее время не являются легитимными руководителями, но представляют собой значимые политические фигуры».  Политик сообщил, что официальная Москва, верная своему принципу вести диалог со всеми противоборствующими силами в Ливии, поддерживает контакты  с  генералом  Халифой Хафтаром и его помощником Абдельбассетом аль-Бадри. В январе представители контактной  группы посетили Мисурату с целью проанализировать текущую обстановку в городе и его окрестностях. После этого при поддержке спецпредставителя МИД России по Ближнему Востоку, заместителя министра иностранных дел Михаила Богданова было принято решение подключить к переговорному процессу  представителей ополчения Мисураты и участников операции «Аль-Буньян аль-Марсус».

Почему Россия проявляет столь высокий интерес к событиям в Ливии? По словам Льва Деньгова,  Россия тем самым стремится играть важную миротворческую роль в регионе.  Кроме того, для Москвы представляет значительный интерес нефтяные ресурсы страны. В связи с этим в конце февраля 2017 года в Лондоне главным исполнительным директором нефтегазовой компании «Роснефть» Игорем Сечиным и главой ливийской нефтяной компании NOC Мустафой Саналой было подписано соглашение  о сотрудничестве.  Наконец, Москва заинтересована в укреплении своих геополитических позиций в Северной Африке.

Против внешнего вмешательства

Известно, что, начиная с 2015 года, главнокомандующий ливийской армией Халифа Хафтар неоднократно обвинял Турцию, Катар и Судан в поддержке радикальных исламистов и их сторонников на территории Ливии. Те же эпитеты нередко раздаются по адресу правительства национального единства в Триполи и его союзников внутри страны.  Эти заявления вызвали категорическое неприятие со стороны делегации «Единой Ливии». По словам президента Ливийской академии высшего образования Мухаммеда Эштеви,  после свержения режима Каддафи ни ополчение Мисураты, ни «Единая Ливия» не получали поддержки извне. «Любое внешнее вмешательство – это удар по нашему суверенитету», - подчеркнул эксперт.

Почвы для компромисса между противоборствующими группами В Ливии пока нет.

Представители ливийской делегации выразили надежду  на то, что Москва сможет оказать примиряющее воздействие на противоборствующие политические силы, чтобы вышедшая из тупика и объединенная Ливия вернулась в число официально признанных государств. Впрочем,  говорить об этом пока рано: в стране экономический коллапс, а для того, чтобы преодолеть кризис, необходим компромисс между противоборствующими группами. Почвы для него пока нет. 

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати