ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

70-летие отношений России и Индии: на пути к новой политической этике

12:16 11.04.2017 • Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»

Храм Лотоса (Дом Бахаи). Нью-Дели. Фото: kwt-story.ru

Дипломатические отношения между Россией и Индией имеют длительную историю. Еще в декабре 1900 года в Бомбее (ныне Мумбаи) открылось Российское императорское генеральное консульство, которое в 1911 году перебралось в Калькутту. Оно способствовало росту торгово-экономических связей, а также духовному сближению России и народов полуострова Индостан. 13 апреля 1947 года, незадолго до объявления независимости, Индия установила дипломатические отношения с СССР.

Сейчас уже трудно представить себе, какое огромное значение имели контакты Москвы и Дели для укрепления позиций СССР в Азии. В 1955 году состоялся визит премьер-министра Индии Джавахарлала Неру в Москву. В самой Индии на 1950-1960-е годы пришелся настоящий пик интереса к культуре и искусству нашей страны. Постепенно обоюдная симпатия переросла в сотрудничество почти во всех сферах деятельности. Особый статус отношений был подчеркнут заключением 9 августа 1971 года Договора о мире, дружбе и сотрудничестве. Как складывается взаимодействие двух стран в наши дни?

В преддверии 70-летия юбилея российско-индийских отношений в Москве состоялся мультимедийный круглый стол, организованный по инициативе Фонда «Русский мир» на площадке МИА «Россия сегодня». Он был приурочен к созыву очередного ежегодного Стратегического диалога «Россия-Индия».

 

Россия и Индия: привилегированное стратегическое партнерство

Исполнительный директор Национального комитета по исследованию БРИКС, директор Центра российской стратегии в Азии Института экономики РАН, руководитель управления региональных программ Фонда «Русский мир» Георгий Толорая отметил, что это мероприятие призвано стать первым событием в обширной программе празднования 70-летнего юбилея. По словам ученого, формат Стратегического диалога России и Индии стартовал 10 лет назад и сразу же стал авторитетной площадкой общения специалистов двух стран. Нынешняя сессия проходит на фоне обострения международной ситуации и общего кризиса современной системы глобального управления. Как подчеркнул Г.Толорая, обычно Стратегический диалог Россия-Индия проходит в закрытом формате. Однако в текущем году его организаторы пришли к выводу о необходимости довести до представителей СМИ выводы экспертного сообщества двух стран. В условиях кризиса международных институтов и формирования новых моделей дипломатического взаимодействия возрастает ответственность Москвы и Дели за будущее глобального порядка

Директор научно-исследовательского фонда «Обсервер» Санджай Джоши высоко оценил контакты между Россией и Индией, и напомнил, что они существовали задолго до установления официальных дипломатических отношений в 1947 году. На протяжении последующих десятилетий дружба двух стран только укреплялась. «Не так много суверенных государств могли бы похвастаться подобным», - отметил индийский политолог. Он с тревогой отметил, что мир переживает период большой нестабильности,и в этих условиях Индия – крупнейшая азиатская держава, принадлежащая к числу развивающихся стран, заинтересована во взаимовыгодном сотрудничестве с Москвой по целому ряду вопросов, включая кибербезопасность, освоение космоса, высокие технологии. Участники диалога должны учитывать, что процесс глобализации претерпевает серьезные изменения, и на мировой арене появляются новые участники, которым суждено играть свою роль в меняющемся мире.

Концепцию г-на Джоши развил известный российский дипломат, член дирекции Института мировой экономики и международных отношений им. Е.М.Примакова, Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Индии в период 2004-2009 годов Вячеслав Трубников. «Мы живем в период перехода от биполярного мира к полицентрическому. Разумеется, на этом сложном пути мы сталкиваемся с новыми вызовами и угрозами», - отметил он. – В этих условиях усиливаются противоречия между глобализмом и регионализмом». В сложившейся ситуации Россия и Индия заинтересованы в минимизации негативного влияния глобализации на развитие отдельных стран, что неизбежно влечет за собой формирование новой архитектуры безопасности и принципов мироустройства. В этих условиях важную роль на происходящие изменения должен оказать не только диалог государственных руководителей, но и контакты влиятельных общественных сил обеих стран.

По словам В.Трубникова, внутренние процессы, происходящие в России и Индии, не меняют сути отношений между нашими странами. В этих условиях не стоит препятствовать обсуждению на экспертном и общественном уровне самых злободневных дипломатических проблем. Среди наиболее острых вопросов, вызывающих споры в современном мире: будущее суверенитета отдельных стран в условиях глобализации. Москва и Дели не должны уклоняться от ответа на этот вопрос, но отвечать на него в контексте новых задач обеспечения безопасности на международной арене при безусловном приоритете Совета Безопасности ООН как центрального ее элемента. Уникальное значение для обеспечения научного, экономического и социального прогресса играет и российско-индийское сотрудничество в области мирного использования ядерной энергии.

Однако, говоря о положительных сторонах нашего сотрудничества, нельзя забывать и о недостатках, которые, прежде всего, касаются гуманитарного сотрудничества. Одним из актуальных вопросов в отношениях между Москвой и Дели остается перспектива облегчения визового режима и устранения барьеров в бизнес-сотрудничестве. Как считает В.Трубников, внимание общественности к наиболее острым проблемам в отношениях наших стран могло бы способствовать устранению противоречий, возникающих между обеими странами по бюрократическому недомыслию. В частности, российские горнодобывающие и сталелитейные компании заинтересованы в присутствии на индийских рынках, однако сталкиваются здесь с мощнейшим лобби и антидемпинговыми пошлинами.

Как считает В.Трубников, текущая международная ситуация дает нам немало возможностей для развития двусторонних отношений. Среди наиболее перспективных направлений сотрудничества эксперт назвал сферу биофармацевтики, черной металлургии, теплоэнергетики. В частности, на индийском рынке активно работает российская энергомашиностроительная компания «Силовые машины». Свой вклад в диалог двух стран могли бы внести и контакты малого и среднего бизнеса.

Эксперт предостерег от чрезмерного беспокойства в отношении военно-технических контактов Индии и стран Запада, в особенности США. «Мы живем в эпоху, когда геоэкономика сменила геополитику в условиях роста международной конкуренции. Современный рынок вооружений исходит из требований, выдвигаемых покупателем, а не продавцом», - пояснил В.Трубников. В то же время эксперт подчеркнул, что в Москве высоко ценят военное сотрудничество двух стран, а российская техника (например, истребители Су-30МКИ) вполне конкурента по сравнению с европейскими и американскими образцами(например, французскими самолетами «Rafale»). Другое дело, что общественные силы России и Индии должны проявлять бдительность, чтобы политическая элита стран не поддалась сиюминутным интересам и не подвергла дополнительным испытаниям будущее сотрудничества Москвы и Дели.

В.Трубников напомнил, что большую роль в поддержке контактов между нашими странами играют Центры российской науки и культуры в Индии, которые опираются на колоссальный моральный капитал, накопленный нашими советскими предшественниками. Тесные контакты с российскими коллегами поддерживают ассоциации выпускников советских и российских академических институтов, большинство из которых – выпускники медицинских факультетов.

«Активную роль в поддержке российско-индийских общественных контактов играют Центры российской науки и культуры в Индии, а также ассоциации выпускников советских и российских академических институтов» (Вячеслав Трубников)

Ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского фонда «Обсервер» Ашок Малик убежден, что на сотрудничество России и Индии оказывает важнейшее влияние географический аспект. Интересы Москвы и Дели тесно связаны с Евразией, и поэтому у них вызывают беспокойство ультрарадикальные религиозные и террористические группировки, действующие на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Некоторые из них (такие, как «Исламское государство»), представляют прямую угрозу международным торговым и экономическим маршрутам. А.Малик считает, что в России и Индии хорошо понимают необходимость тесных контактов в вопросах обеспечения безопасности и борьбы с терроризмом. «Оборонное сотрудничество и взаимодействие спецслужб было бы невозможно без обоюдного доверия истеблишмента наших стран», - пояснил свою мысль эксперт. В то же время он отметил, что в современной международной ситуации, когда США представляют собой главного и активного игрока на международной арене, некоторые страны Европы и Америки занимают странную позицию по ряду важнейших международных проблем.

В своем выступлении А.Малик коснулся и внешнеполитических приоритетов современной Индии. По его словам, в свое время активное участие Дели в Движении неприсоединения и экономическое сотрудничество с СССР помогли Индии в условиях биполярной системы обеспечить достойное место в мировой политике. Однако ныне особое значение приобретают многосторонние объединения, таки как ИБСА[1] и БРИКС[2], участие в деятельности которых предполагает совместную работу за пределами национальных границ. «Опираясь на полученный нами промышленный потенциал, мы будем дальше развивать технологии, а в перспективе перейдем к индустрии 4.0», - заявил А.Малик.

«Один из важнейших приоритетов технологического развития в Индии – переход к индустрии 4.0» (Ашок Малик)

Вице-президент и старший научный сотрудник Научно-исследовательского фонда «Обсервер» Нандан Уннакришнан считает, что площадка Стратегического диалога Россия-Индия помогает сверить позиции по важнейшим вопросам международной безопасности. Это связано с тем, что сами вызовы и способы ответа на них не всегда одинаковы для Москвы и Дели. В то же время Н.Уннакришнан подчеркнул, что Индия заинтересована в обеспечении стабильности Центральноазиатского региона и особое внимание уделяет положению в Афганистане.

«Индия заинтересована в обеспечении Стабильности Центральноазиатского региона И особое внимание Уделяет положению в Афганистане» (Нандан Уннакришнан)

Научный сотрудник фонда «Обсервер» Химани Пант считает, что Москва и Дели должны активизировать гуманитарные контакты в рамках студенческих обменов, благодаря которым индийцы и русские получат возможность знакомства не только с политикой, но и с культурой двух стран.

Российские и индийские эксперты считают, что новым и во многом недооцененным направлением сотрудничества Москвы и Дели могла бы стать борьба с природными катаклизмами и обеспечение совместных экологических программ с учетом опыта, накопленного нашими странами.

 

Стратегический диалог «Россия-Индия»: по следам пленарного заседания

Обсуждение актуальных международных проблем было продолжено на следующий день на пленарном заседании Стратегического диалога Россия-Индия и в ходе тематических секций.

В открытии Стратегического диалога принял участие Чрезвычайный и Полномочный Посол Индии в России Панкадж Саран. Он назвал текущий 2017 год «историческим» для наших стран. Индийский дипломат привел примеры сотрудничества двух стран в политической, экономической и гуманитарной сферах. В частности, российская делегация приняла участие в Шестой Международной выставке высокотехнологичной продукции инженерно-технической выставке, состоявшейся в Ченнаи в марте 2017 года. В свою очередь, представители Индии примут участие в Пятом Международном форуме технологического развития «ТЕХНОПРОМ-2017» в Новосибирске, а также станут гостями Петербургского международного экономического форума. По признанию г-на Сарана, Россия для Индии остается особым, привилегированным партнером.

В своем выступлении Посол Индии в России предостерег от излишнего благодушия, заявив, что мир выходит из «зоны комфорта». Формат двусторонних отношений в этих условиях призван стать более динамичным и прагматичным, что позволило бы взаимодействовать по всему спектру направлений международной политики.

Заместитель директора Второго департамента Азии МИД России Денис Алипов зачитал поздравление участникам Стратегического диалога от имени министра иностранных дел России Сергея Лаврова. В нем глава российского внешнеполитического ведомства отметил, что российско-индийские отношения находятся на очень высоком уровне. Об этом свидетельствуют ежегодные визиты глав государств, консультации по линии Советов Безопасности, Министерств иностранных дел, Министерств обороны. Москва и Дели проводят совместные военные и военно-морские учения, активно взаимодействуют по всей международной повестке в ООН, «Большой двадцатке», БРИКС, РИК (Россия-Индия-Китай) и ШОС. Предыдущий 2016 год был Годом индийского председательства в БРИКС. Также Индия приглашена стать членом ШОС. Одной из основных задач России остается углубление привилегированного партнерства с Дели.

Первый заместитель Председателя Государственной Думы Российской Федерации Александр Жуков отметил, что Россия и Индия становятся своеобразными центрами притяжения в мире, который все меньше становится однополярным. «Обе страны выступают за безусловный примат международного права, инклюзивный миропорядок и систему глобального управления, учитывающую интересы всех стран, включая развивающиеся. Этой задаче подчинено наше взаимодействие в таких международных форматах и объединениях, как БРИКС и ШОС», - заявил российский политик.

Председатель Комитета по образованию и науке Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, председатель правления Фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов назвал отношения России и Индии «беспрецедентными», особо отметив конструктивную позицию лидеров двух государств. Однако существуют и негативные стороны. По мнению индийской стороны, существует проблема с воплощением уже принятых решений в жизнь. Кроме того, есть разногласия и в международных делах. По оценке В.Никонова, сейчас у России довольно негативный имидж в индийских СМИ, что связано, прежде всего, с настороженным отношением Дели к российско-пакистанским контактам. По мнению политолога, нередко озвучиваемые в СМИ предположения о сближении Москвы и Исламабада в ущерб индийским интересам не соответствуют действительности.

«Предположения о сближении Москвы и Исламабада в ущерб индийским интересам не соответствуют действительности» (Вячеслав Никонов)

В то же время торгово-экономические отношения России и Индии преодолели некоторый спад и вышли на позитивную динамику. Хотя в основе экономических контактов двух стран лежит военное сотрудничество, Москва готова к сотрудничеству с Дели в самых различных сферах. В частности, в 2017 году состоится Академический форум БРИКС, а также переговоры между Москвой, Дели и Тегераном о перспективах политического и экономического сотрудничества.

Индийский политический истеблишмент ставит задачу диверсификации внешней политики. Она немыслима без учета богатейшего опыта и интеллектуальных ресурсов России. Активное участие России и Индии в экономических проектах Азиатско-Тихоокеанском региона открывает для Дели новые возможности. Помимо членства Индии в ШОС и и перспектив создания зоны свободной торговли с Россией и ЕАЭС, это и транспортный коридор «Север-Юг» со включением в его состав прикаспийских государств, а также участие Индии через нефтегазовые проекты «Сахалин-2» и «Сахалин-3» в освоении и развитии Дальнего Востока.

После окончания пленарного заседания Стратегического диалога «Россия-Индия» состоялись тематические секции, посвященные проблемам взаимоотношений двух стран и актуальным задачам современной мировой политики. По итогам состоявшихся обсуждений были приняты рекомендации по стратегии сотрудничества двух стран.



[1] ИБСА (IBSA) –трехсторонний диалоговый форум (Индия, Бразилия, Южно-Африканская Республика) для развития международного сотрудничества этих стран в формате «Юг-Юг» и лучшего взаимопонимания между тремя континентами развивающегося мира (Африкой, Азией и Южной Америкой). Главные цели: увеличение торгового оборота между тремя странами; обмен информацией, технологиями и навыками для ускорения темпов роста и социального прогресса; развитие сотрудничества по широкому спектру политических и экономических вопросов. Впервые идею о создании подобной организации выдвинул в 2001 году президент ЮАР Табо Мбеки. Спустя два года она была воплощена в жизнь: министры иностранных дел Индии, Бразилии и ЮАР подписали 6 июля 2003 года «Декларацию Бразилиа», которая обозначила ключевые сферы сотрудничества. Ведущую роль в институциональном оформлении ИБСА сыграло совместное выступление Индии, Бразилии и ЮАР на 5-й министерской конференции в рамках Всемирной торговой организации в Канкуне (Мексика) в сентябре 2003 года.

[2] БРИКС (BRICS) – неформальное межгосударственное объединение Бразилии, России, Индии, Китая и Южно-Африканской Республики. Инициатором создания выступила российская сторона. Основу влияния БРИКС на международной арене составляют растущая экономическая мощь государств-участников, их значение как одной из движущих сил развития глобальной экономики, значительная численность населения, наличие богатых природных ресурсов. Общий ВВП составляет 15,44 трлн. долларов (27% мирового ВВП). Отношения между партнерами по БРИКС строятся на основе Устава ООН, общепризнанных норм международного права, а также принципов открытости, прагматизма, солидарности, неблокового характера и ненаправленности против третьих сторон. В основе деятельности БРИКС лежат Планы действий, принимаемые на ежегодных саммитах с 2010 года. Первый саммит БРИКС состоялся в 2009 году в Екатеринбурге. В текущем 2017 году началось председательство Китая в БРИКС.

Наиболее важными совместными шагами, предпринятыми государствами БРИКС, стали выработка общей позиции по ряду региональных проблем (ливийской, сирийской, афганской, а также по иранской ядерной программе). В финансовой сфере БРИКС выступает за реформу Всемирного банка и Международного валютного фонда, участие в пополнении кредитных ресурсов МВФ для укрепления его антикризисного потенциала, а также создание механизма сотрудничества банков содействия развитию, предусматривающего открытие кредитных линий в национальных валютах.

Начало внешним связям БРИКС было положено в Дурбане в ходе встречи стран «пятерки» с руководством Африканского союза и лидерами восьми интеграционных объединений Африки. 16 июля 2014 года в Бразилиа состоялась вторая встреча, на сей раз с главами государств и правительств стран Южной Америки. Тем самым БРИКС находит важные точки соприкосновения с новыми «центрами силы» в мире.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати