Украинский политический ландшафт всегда был сложным. На политические и социальные процессы сейчас влияют не только власть и национал-радикалы (власть на виду, радикалы заметны благодаря своей активности), но и оппозиция, которая весьма неоднородна как по составу, так и по социальной базе, не говоря уже о стоящих за каждой политической силой элитных группах влияния.
Власть утонула в популизме, основные проекты буксуют, а декларируемые достижения оказываются красивыми картинками или событиями с сомнительным социальным эффектом, как например – безвизовый режим для Украины, за который 6 апреля проголосовал Европарламент. Власть теперь имеет полное права заявить, что вместе с соглашением об ассоциации и зоне свободной торговле с ЕС, вся евроинтеграционная повестка майдана выполнена. Вот только украинцы отмечают, что «безвиз» - это хорошо, а вот курс гривны такой, что особо не попутешествуешь.
Радикалы со своей идеологией инфантильного украинского национализма стали причиной, а затем и движущей силой гражданского конфликта на Юго-Востоке Украины. Этот политический капитал будет приносить им выгоду только в этих условиях – идеологического конфликта внутри украинского общества, гражданского конфликта на Юго-Востоке. Как отмечалось ранее, сейчас для националистов-радикалов сложилась уникальная ситуация - «мини-рейх» одновременно и как иллюзорная реальность, и как мечта и цель: есть с кем воевать и внутри страны (с дочками российских банков, «неправильными» СМИ) и за ее нынешними пределами – с непризнанными республиками Донбасса, и воевать можно долго и прибыльно во всех смыслах. Политическая ниша национал-радикалов в настоящее время достигла своего возможного предела, и теперь они стараются в максимальном количестве набрать ресурсов (спонсоры, партийные структуры), войти во власть (депутаты разных уровней), привлечь социальную поддержку.
Однако такая ситуация на Украине не может длиться вечно – конфликт на Юго-Востоке рано или поздно войдет в другую стадию, украинцы окончательно устанут от того, что любая проблема будет списываться на «российскую агрессию». Как уже отмечалось выше, почти все евроинтеграционные обещания майдана выполнены. Но до обещанного благополучия еще далеко, тем более на фоне транша МВФ, условия которого могут подорвать благосостояние украинцев, о чем свидетельствует, например, положение меморандума: об ужесточении системы упрощённого налогообложения с 2018 года, что, вероятно, будет означать уменьшение верхних пределов дохода для «упрощенцев», сокращении сфер деятельности, для которых будет доступна упрощённая система и т.д. В меморандуме между МВФ и Украиной заявлено: «Мы существенно усилим условия для режима упрощённого налогообложения, который создаёт существенную брешь в нашей системе налогообложения, с 1 января 2018-го года». (minfin.gov.ua). Между тем, упрощенная система налогообложения позволяла работать малому бизнесу без лишней финансовой нагрузки, сохраняя оборотные средства и т.д. В меморандуме содержится и общее обещание украинской стороны не сокращать налоги и не вводить налоговые льготы. То есть – не стимулировать развитие бизнеса, не способствовать расширению налоговой базы.
На фоне этих событий эксперты фиксируют запрос украинцев на стабильность, и этот запрос становиться все более значимым социально-политическим фактором.
Украинцев вырвали из стабильности майданом, а потом войной на Юго-Востоке. Взамен граждане и страна получили непрофессионализм и откровенный популизм власти, сплошные провалы на всех направлениях, ухудшение уровня жизни. В политическом поле ностальгия по стабильности проявляется через появление политических фигур, ранее связанных с «Партией регионов», со структурами, которые сформированы на базе этой партии. Более того, эксперты отмечают, что жители южных и восточных регионов Украины все больше ориентируются на политические силы, вышедшие из старой «Партии регионов». Власть сама сформировала у значительной части украинцев, среди которых и бизнесмены самого разного калибра, стойкое неприятие своих действий. Рост популярности уже известных, а возможно, и новых лидеров и структур будет основан на поддержке промышленников, уставших от потери рынков, отсутствия стратегии развития индустриального сектора экономики, блокад и рейдерства под прикрытием революционной необходимости.
Примером возможного политического проекта, оппозиционного власти, который намерен реализовать запрос на стабильность, может быть некогда покинувший политику и претендовавший более 10 лет назад на лидерство в «Партии регионов» Валерий Коновалюк. Эксперт Константин Бондаренко так видит возможные перспективы этого проекта: «Коновалюк выступил с Планом перезапуска экономики, основу которого составляет тезис о необходимости новой индустриализации. Естественно, что в нише, электорат которой поддерживает экономический прагматизм, кроме Коновалюка попытаются закрепиться еще несколько подобных политических проектов, которые будут зондировать электорат на тему поддержки дискурса о новых рабочих местах и уменьшения зависимости от МВФ» (ru.golos.ua)
Этому политическому проекту еще предстоит заявить о себе. «Оппозиционный блок», как партия, наиболее масштабно представляющая промышленников и выходцев из старой «Партии регионов» уже давно работает над аккумуляцией политических настроений и социальной энергии тех украинцев, которые разочарованы «революцией достоинства», ее последствиями, ее победителями-бенефициарами. И значительная часть таких украинцев живет на Юго-Востоке (речь идет не о территориях, где образовались ДНР и ЛНР). Своей гуманитарной и внутренней политикой, которая представляется как необходимый элемент строительства национального государства, а по сути, является политикой национальной и языковой дискриминации, действиями на международной арене власть вызывает отторжение у жителей Юго-Востока. И это означает, что страна остается разделенной. Далее будут приведены данные анализа соцопроса, который сделан экспертом Константином Бондаренко (uapolicy.org) Масштабное социологическое исследование, которое анализирует эксперт, было проведено в январе 2017 года в восьми юго-восточных областях (Донецкой, Луганской, Харьковской, Днепропетровской, Запорожской, Херсонской, Николаевской и Одесской).
Граждане не воспринимают действия власти, которые определены как государственные приоритеты: Соглашение об Ассоциации между Украиной и ЕС положительно оценивают лишь 14,9% респондентов, 32% оценивают его крайне негативно, 35,5% считают, что оно не дало результатов, 70,4% выступают за исключительно мирный путь решения конфликта на Донбассе, продолжения АТО требуют только 17,1% респондентов. То есть, евроинтеграционное направление негативно или скептически оценивает почти 70%, и такой же уровень негативного отношения к АТО. Понятно, что безвизовое соглашение с ЕС, которое, кстати, прошло только первый уровень легитимации в Европарламенте, может подкорректировать эти цифры, вот только в какую сторону? Вопрос отчасти риторический, так как возможность оценить европейские блага у граждан Украины будут тогда, когда благосостояние украинцев позволит им активно путешествовать.
Уровень доверия к власти характеризуют следующие данные. 51,9% респондентов ответили отрицательно на вопрос - выполняет ли власть предвыборные обещания, 75,4% отрицательно ответили на вопрос, касающийся социальной политики и способности власти решить острые социальные вопросы. Это значит, что две трети граждан Юго-Востока не доверяют власти, это практически тотальное недоверие, и уникальное «достижение» режима Порошенко. Исследования в фокус-группах, касающиеся отношения к власти выявили, что респонденты особо подчеркивают, что нынешний политический режим получил власть путем государственного переворота. Украинская власть нелегитимна, что действующая власть несамостоятельна в своих решениях, и подвержена влиянию из-за рубежа.
Все это формирует политические предпочтения жителей Юго-Востока, ключевой тенденцией в которых является поддержка оппозиционных сил. Эта поддержка неоднородна, что является наследием многолетней игры в популизм, мнимую многопартийность и следствием некоторой дезориентации украинских граждан как результат в целом. Интересны данные раздела опроса, посвященного оппозиционным партиям, отвечая на вопросы которого респонденты могли выбирать несколько вариантов ответов. Так, 24,6% опрошенных ожидают возврата в политику «Партии регионов» (ностальгия по стабильности), а 42,7% респондентов считают настоящей оппозицией партию «Оппозиционный блок». При этом к оппозиционным относят и «Батькивщину» Юлии Тимошенко – 25,3%.
Говоря о динамике поддержки оппозиции, Константин Бондаренко отмечает: «Для сравнения: средний показатель поддержки Оппозиционного блока на парламентских выборах 2014 года в тех же восьми областях Юго-Востока составил 24,78%. Сейчас этот показатель смело можно умножать на 1,5 – как минимум». (uapolicy.org)
На поле оппозиционности имеют намерение поработать многие, некоторые проекты уже заявили о себе, другие существуют с переменным успехом, надеясь на некоторую часть пирога оппозиционных настроений жителей региона. Оснований для успеха у нынешней оппозиции достаточно – поддержка бизнеса, жителей Юго-Востока, который «революцию достоинства» не принял, не воспринимает ни нынешнюю государственную идеологию, ни сопутствующие ей попытки украинизации, попытки переписать историю, создать новые мифы. Даже если Юго-Восток не продемонстрирует консолидированной электоральной поддержки «Оппозиционного блока», основная часть голосов отойдет оппозиции в целом, и в этом будет единство в отношении к власти.
Противодействие Юго-Востоку и представляющим его политическим силам серьезное. Им противостоит подавляющая часть медиа-элиты государства, разношерстные националисты, в жизни своей «и будки не построивших», но умеющих организовывать блокады и громить банки. Они активны, у них СМИ и ресурсы власти, за ними тоже стоит бизнес, но самого ценного ресурса – времени, у них с каждым днем все меньше.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs