Фото: Е. Педанов
Татьяна Валовая заявила об увеличении взаимной торговли в ЕАЭС в 2017 году на 38,1% по сравнению с январем 2016 года. По ее мнению, это свидетельствует о преодолении последствий экономического кризиса и переходе к поступательному экономическому развитию. Лидерами по росту ВВП стали новые участники союза Армения и Киргизии, их экономика в прошлом году выросла на 2% и 3,8% соответственно.
В мультимедийном центре Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) 28 марта прошла пресс-конференция члена Коллегии (министра) по интеграции и макроэкономике ЕЭК Татьяны Валовой. Она рассказала об экономических показателях стран-участниц и дальнейших перспективах ЕАЭС, включая интеграцию с экономическим поясом «Шелкового пути».
Евразийский экономический союз начал свою работу в 2015 году. Экономический кризис, от последствий которого пострадали все участники союза, не мог не отразиться на экономике этих стран. Однако Татьяна Валовая уверена, что без ЕАЭС экономические показатели стран-участниц были бы гораздо хуже. Обнадеживающую тенденцию она видит в том, что падение ВВП союза сократилось с 2,3% в 2015 до 0,1% в 2016 году. Кроме того, министр считает показательным то, что взаимная торговля между членами союза сократилась гораздо меньше, чем торговля с третьими странами (25,5% против 33,6% соответственно в 2015 и 6,7% против 12% в 2016 году). По мнению Татьяны Валовой, это говорит о том, что взаимная торговля внутри ЕАЭС меньше подвержена конъюнктурным факторам (падение цен на энергоресурсы), чем торговля с третьими странами. «Взаимная торговля в 2017 году увеличилась на 38,1% по сравнению с январем 2016 года – мы уже можем констатировать выход экономического развития ЕАЭС на позитивную тенденцию», – заявила министр по интеграции и макроэкономике.
Основными плюсами для участников союза она назвала:
-
Преимущество от доступа к единому рынку с минимальным количеством ограничений, которое получают все страны;
-
Первичный интеграционный эффект, которые в 2016 году получили новые участники Армения и Киргизия.
В 2016 году ВВП Армении вырос на 2%, Киргизии – на 3,8%. Более того, экспорт Армении в ЕАЭС в январе 2017 по сравнению с прошлым годом увеличился на 81,3%. ВВП Беларуси и России в связи с падением цен на энергоносители сократился. Тем не менее, как утверждает Татьяна Валовая, Беларусь в наибольшей степени пользуется преимуществами единого рынка: больше 52% товарооборота она осуществляет со странами ЕАЭС.
2016 год, по словам министра, прошел под знаком укрепления взаимосвязи ЕАЭС и государств и организаций Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Кроме того, в прошлом году Россия впервые импортировала из стран АТР больше, чем из ЕС. Уже есть соглашение о зоне свободной торговли с Вьетнамом, подписаны меморандумы о взаимодействии с Камбоджей и Сингапуром. Активная работа ведется и в Латинской Америке. «В частности, подписали меморандум о выстраивании отношений с Андским сообществом, продолжается диалог с МЕРКОСУР», – поясняет Татьяна Валовая.
Главными приоритетами для стран ЕАЭС в сфере промышленного производства министр назвала машиностроение, металлургию и химическое производство, в сфере услуг выделила транспорт. Согласно ее словам, каждая из стран союза ориентируется в первую очередь на «экономику завтрашнего дня», где самыми перспективными ей видятся информационно-коммуникационные технологии и биомедицина. Что касается будущего самого ЕАЭС, Татьяна Валовая заявила о планах на создание общего рынка электроэнергии к 2019 году и общего рынка углеводородов и финансовых услуг к 2025 году.
Говоря о возможном создании единой валюты, министр интеграции и макроэкономики заверила всех в том, что издержек от такого решения будет гораздо больше, чем преимуществ. Более эффективными мерами она назвала расширение использования национальных валют во взаимной торговле и финансовую интеграцию.
После выступления Татьяна Валовая ответила на вопросы журналистов.
«Международная жизнь»: На протяжении последних лет идут переговоры о более тесной интеграции ЕАЭС и китайского проекта «Шелкового пути». Есть ли опасность для стран союза в обострении конкуренции с товарами из Китая?
Татьяна Валовая: Мы ведем переговоры по торгово-экономическому соглашению с КНР, но оно не носит преференциального характера. Параллельно мы участвуем в реализации идей сопряжения ЕАЭС и строительства нового экономического пояса «Шелкового пути». Это более глобальный проект, чем торгово-экономические взаимоотношения. Для всех понятны риски взаимодействия с Китаем при создании зоны свободной торговли, но сейчас об этом речь не идет.
Мы обсуждаем другие вещи, в частности, страны ЕАЭС очень заинтересованы в доступе на рынок Китая. Ограничение в доступе на китайский рынок не всегда носит чисто тарифный характер. Есть большая система нетарифного, технического регулирования. Как раз эти темы сейчас мы обсуждаем с китайскими коллегами.
С другой стороны, мы все прекрасно понимаем, что мир уже глобальный. Какие бы не были приливы и отливы в тенденциях глобализации, тренд на более взаимозависящую экономику совершенно очевиден. Не нужно пытаться защититься или построить стены напротив друг друга, нам как партнерам надо открыто говорить о наших целях и о том, как их достичь.
Проект «Шелковый путь», который предложил Китай, очень интересен. Это, по сути, создание общего экономического коридора, который пройдет через Евразию. Наша задача в том, чтобы это был не коридор или мост, а платформа. Чтобы этот проект реализовывался не столько для того, чтобы китайские товары быстро доходили в Европу, а европейские – в Китай, а чтобы вокруг этого коридора появлялись регионы экономического процветания. Чтобы вокруг этой инфраструктуры на территории ЕАЭС создавались современные производства, а продукция новых заводов шла и в Китай, и в Европу.
Мы считаем актуальной идею КНР, потому что она идет в логике происходящего в глобальной экономике. Вы знаете, что предыдущая администрация США инициировала два важных переговорных процесса: Транстихоокеанское и Трансатлантическое партнерства. Трансатлантическое партнерство не дошло до стадии подписания, Транстихоокеанское дошло, но новый президент оценивает его негативно, и США из переговорного процесса сейчас выходят. Однако это не говорит о том, что сама идея таких мегарегиональных проектов неправильна. Такие проекты должны быть рассчитаны так, чтобы все участники получали от них преимущества. Идея о всеобъемлющем евразийском экономическом партнерстве, которую высказывают президенты стран союза, абсолютно своевременна. Это партнерство должно включать в себя ЕАЭС, ШОС, Индию, АСЕАН, в перспективе возможно и государства ЕС. Риски всегда есть, но их меньше, если мы ведем диалог и взаимодействуем.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs